Не грусти. Рано или поздно все станет понятно, все станет на свои места и выстроится в единую красивую схему, как кружева. Станет понятно, зачем все было нужно, потому что все будет правильно.
Льюис Кэрролл
«Алиса в стране чудес»
Вместо предисловия
Увы! Это история деградации: деградации государственных институтов, деградации системы международных отношений и мировых институтов, деградации общества, деградации некогда позитивной личности, которая волею судеб и невидимых кукловодов оказалась в ситуации, когда на ее плечи взвалилась колоссальная ответственность, несоизмеримая с компетентностью и готовностью. Это история артиста, который был призван дарить людям радость, но выбрал иной путь, сопряженный с горем, произволом, беззаконием. Это история лицедея, решившего сыграть роль политика, причем сыграть дважды – на экране и вживую. Это история маленького человека, поверившего в свою избранность и в свое величие, в свою гениальность и богоизбранность. История разрушителя, но не созидателя.
Я долго старался убеждать себя, что в любом политике можно найти нечто позитивное, то, что может перечеркнуть все его ошибки и преступления. Я старался найти это нечто в Зеленском. Я убеждал себя: «Это же человек, который возглавил страну в самое сложное для нее время». И тут же внутренний голос отвечал: «Но он сделал все для того, чтобы приход тяжелых времен стал необратимым». Я говорил внутреннему голосу: «Но ведь Зеленский пытался преобразить страну!». И внутренний голос отвечал: «Он нарушил все данные обещания. Он оказался патологическим вруном и популистом. И его «преображение страны» привело к полному разрушению экономики, Конституции, сложившихся порядков». Я не нашел контраргументов, которые могли бы служить ему оправданием.
Маленький (166 см роста) худощавый мужчина с характерным хриплым баритоном, жестким и взрывным характером, холерическим темпераментом и лукавым взглядом. Из-за перепадов настроения, частой заторможенности речи и реакций, а также оловянного взгляда (а иногда – наоборот: слишком активной жестикуляции, подвижности, мимики) Зеленский обвиняется оппонентами и недоброжелателями в потреблении наркотических веществ. Но его политические партнеры смотрят на подобные странности сквозь пальцы. Зеленский привык веселить людей, создал бизнес, основанный на юморе и сатире, а затем пришел в политику. В серьезную политику – став шестым президентом независимой Украины.
Он первым из президентов показал: в Украине не существует рамок закона – его «хочу» доминирует над «можно». И если есть потребность в некоем шаге или действии, он готов ломать рамки законов, переступать через Конституцию, через здравый смысл, логику и договоренности. Существует только его безграничная воля.
Для него нет авторитетов – существуют партнеры, враги, друзья, но он ни перед кем особо не преклоняется и никому не доверяет. Возможно, только Андрею Ермаку. Из иностранных политиков – только президенту Франции Эмманюэлю Макрону и шефу британской МИ6 Ричарду Муру. Кто-то это считает безрассудством, а кто-то — проявлением внутреннего стержня. У него звериное чутье, инстинкты, интуиция. Он – по его словам – пережил 13 покушений. Но кроме него никто не может подтвердить правдивость утверждений хотя бы об одном покушении.
На определенном этапе он стал едва ли не самым популярным политиком современной Европы, СМИ сделали из него романтического героя глобального масштаба – из украинских исторических персонажей такой популярности на Западе добился разве что Иван Мазепа. Своей популярностью он постепенно заменял в сознании миллионов такого кумира предыдущих поколений, как ЧеГевара. Но энигма Зеленского улетучилась уже во второй половине 2023 года – на фоне неудач Вооруженных Сил Украины и разочарования в нем западных лидеров.
В самом начале вторжения России на территорию Украины уже мало кто напоминал Зеленскому о его авторитарных замашках и о профессии комика, актера, о несамостоятельности и коррумпированности его режима. Случаются времена, когда происходит списание всех предыдущих грехов и долгов. Кто вспоминал в конце 1939 г. грехи Польши и ее правительства, тоталитарную основу Второй Речи Посполитой и «полуфашизм» Пилсудского – Польша воспринималась уже как жертва агрессии, и эта жертва требовала всех сил прогрессивного мира для защиты суверенитета и самой государственности. Или ктото вспоминал о том, что канцлер Австрии Энгельберт Дольфус был самым настоящим фашистом по своим убеждениям? В 1936 году он был олицетворением суверенных стремлений австрийцев, символом независимости Австрии, а его смерть воспринималась как жертвенность ради защиты государственности.
Владимир Зеленский, которому посвящена эта книга, – это порождение эпохи постмодерна и гипермодерна в политике, эпохи распада монополярного мира, эпохи, которая пришла на смену глобальному мировому «кризису элит». И воспринимать его нужно сквозь призму этих процессов.
«Философский словарь» Дидье Жюлиа, определяя постмодерн, называл его «полузагадочным маргинальным явлением современной культуры» и указывал на такие признаки, как окончательное разрушение принципов и связности в культурных традициях, критика предыдущих культурных традиций с неосознанным и пародированным, потеря нацеленности на прекрасное, избегание интеллектуальной рафинированности, сочетание постановки новых проблем с одновременной примитивизацией прошлого. Также указывается на переход к «уличности», ближним мещанским планам существования с одновременным заимствованием композиционных принципов у кинематографа, радио, телевидения, компьютерных технологий. Все это мы наблюдаем в современной украинской политике.
«Постмодернизм – бесспорная болезнь», – говорит Дидье Жюлиа. – «Общие черты постмодернизма – псевдообъективизм, фетиши несуществующего, опора на психоаналитические сказки. На смену устаревшему принципу гармонии все еще не пришел какой-либо новый, столь же мощный цементирующий принцип. В этом трагедия современного общества. Постмодернизм – это бессмысленно-диффузные, беспорядочные поиски такого принципа. Он как бы символизирует женственность современной цивилизации, переход из единства на множественность, из техники — на технологию, из фундаментальной науки — на короткоживущие рабочие гипотезы. Издаются не оконченные произведения, но показательные попытки, обещающие материалы для будущего. Это уже не женственность, а – квазидетство».
Именно квазидетство характеризует и наше общество. Одна известная украинская социолог перед самой войной рассказала об исследованиях психосоциологических особенностей украинского общества – по разработанной в Великобритании системе. Эти исследования дали неожиданный результат: уровень поведения, мышления, мировосприятия украинского общества – уровень подростка 12,5 лет! С неокрепшими жизненными принципами, с доминированием «хочу» над «надо», с бунтом против родительской опеки, с непониманием дальнейшего жизненного пути, со склонностью к патернализму, с опасениями относительно самостоятельной жизни. Отсюда и нерациональность выбора, стабильно демонстрируемая украинцами. Отсюда – и регулярно устраиваемые «праздники непослушания», например, в виде Майданов – бесплодные и бесполезные, но столь важные для личности в период взросления. Отсюда и повальное увлечение модными тенденциями, поверхностное восприятие мира, легкое отношение к традициям – настоящая вера и подлинные ценности приходят со взрослением, а это длительный и кропотливый процесс.
Мы очень многого хотим от этого подростка. В знаменитом фильме Элема Климова «Иди и Смотри» мальчик Флёра за считанные дни не только взрослеет, но и стареет на глазах, превращаясь из юнца в седого старика. Он испытал ужасающие потрясения, связанные с войной. Украина сегодня оказалась в гуще мировых событий, которые могут volens nolens заставить ее очень быстро повзрослеть. «Жизнь без прикрытия в условиях максимально рискованного риска» – так определял подобное состояние немецкий философ Мартин Хайдеггер. За очень короткое время мы осознали: мы живем в мире без прикрытия, старые надежды на то, что «заграница нам поможет», больше не работают. Мы находимся в ситуации, когда старый мир рушится и в этом процессе каждый сам за себя. Надеяться, что о нашем будущем позаботятся Брюссель, Берлин или Вашингтон, уже не приходится.
Зеленский стал олицетворением и постмодерна, и переосмысления наших роли и места в новой геополитической действительности, и лидером, которому пришлось возглавлять страну в самые трудные времена. Он – джокер в большой политической игре, наиболее ценная карта, которая имеет изображение шута, но при этом имеет и чрезвычайную силу и вес. Одновременно Джокер в нынешней культуре – это злой клоун из комиксов, а позже – сериалов о «Бэтмене». Не случайно ли в 2019 году, буквально через три месяца после инаугурации Зеленского, в мировой прокат вышел фильм Тодда Филлипса «Джокер» — остросоциальный триллер, который во многом оказался пророческим для Зеленского?
Хотя пророчества для нынешнего президента Украины можно искать и в иных произведениях. И в Хронике Мацея Стрыйковского, который рассказал о том, как в XVI веке на территории Великого Княжества Литовского появился бродячий артист Якуб Мялштинский, выдававший себя за Иисуса Христа и претендовавший на власть на территории нынешней западной Беларуси. И в «Крошке Цахесе» Гофмана…
Данная книга – субъективный взгляд на историческую фигуру. Автор имеет собственное мнение по поводу целого ряда событий – и это мнение не навязывается общественности. Это только авторская версия биографии. По всей видимости, у Зеленского будет немало биографов, которые будут писать и парадные портреты, и пасквили. Истина всегда посредине.
Я не претендую на истину. Я просто подаю свою точку зрения на процессы, имевшие место в Украине и мире в последние годы. Так случилось, что в центре этих событий оказался герой нашего рассказа – Владимир Зеленский. Талантливый актер. Государственный деятель со спорными качествами политика. Президент Украины. Диагноз украинского общества первой четверти XXI века.
ВНИМАНИЕ!
Автор оставляет за собой право на субъективную оценку происходящего и не претендует на истину в последней инстанции.
Книга не является продуктом ИПСО и носителем «кремлевских нарративов». Просьба особо бдительных товарищей, любящих искать черных кошек в темных комнатах, не особо стараться — их там нет.
Книга является объектом международного авторского права Все права ащищены. Копирование, размножение, распространение, перепечатка (целиком или астично), или иное использование материала без письменного разрешения автора, указания имени правообладателя и ссылки на источник информации не допускается.
Любое нарушение вышеуказанных положений является нарушением авторских прав и влечет наступление гражданской, административной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Константин Бондаренко
Вместо предисловия
Глава 1. Становление
Глава 2. Актер
Глава 3. После Майдана
Глава 4. От «Слуги народа» до победы на президентских выборах
Глава 5. Первые шаги на посту президента
Глава 6. Формирование Зеленского как политика
Глава 7. Интриги «зеленского» двора
Глава 8. Канун грозных потрясений
Глава 9. ВЗ против VZ
Глава 10. Sic transit gloria mundi
КОРУПЦІЯ | РЕФОРМИ | ПРИВАТИЗАЦІЯ | НАЦІОНАЛІЗАЦІЯ | ЄВРОІНТЕГРАЦІЯ | СВІТ ПРО НАС | ПРЕМ’ЄЕРІАДА | ДУМКА ПОЛІТОЛОГА | СПРАВА ЧЕСТІ | ФЕМІДА | ВИБОРЫ | ДОСЬЄ
Розміщення інформації — adv@web777.kiev.ua
Загальні питання — info@web777.kiev.ua
Всі матеріали на даному сайті взяті з відкритих джерел українських ЗМІ — мають зворотне посилання на матеріал в мережі і надаються виключно в ознайомлювальних цілях. Права на матеріали належать їх власникам. Адміністрація сайту відповідальності за зміст матеріалу не несе.
Copyright 2025 © DOSSIER — Political persons of Ukraine | Всі права захищені