Почему мы не в НАТО? На вопрос президента Зеленского отвечают эксперты – политологи и военные

НАТО

Отношениям Украины и Североатлантического альянса почти 30 лет. За это время никто так и не понял, может ли наша страна рассчитывать на членство в НАТО.

«Почему мы до сих пор не в НАТО?» Это первый вопрос, который президент Украины Владимир Зеленский хотел бы задать американскому коллеге Джо Байдену. Об этом он заявил в интервью программе Axios на американском канале HBO. Одни назвали это коммуникационным провалом президента, мол, глава государства ничего не знает об отношениях Украины и НАТО и вообще о международной политике, альянсах, союзах, блоках. Другие слова Зеленского назвали желанием получить четкий сигнал, заинтересован ли Альянс во взаимовыгодном партнерстве.

Первые попытки

Попыток узаконить отношения с НАТО Украина делала несколько. Самая яркая случилась в 2002 году, когда на заседании СНБО решили: конечная точка в отношениях Украины с Альянсом — полноправное членство. Спустя полтора года тогдашний президент Леонид Кучма зафиксировал этот курс в военной доктрине. Но, как оказалось, ненадолго. Уже в июле 2004-го польская Gazeta Wyborcza написала: «Президент Украины возвращает ее в сферу влияния Российской Федерации, отвергая перспективы вступления государства в Европейский союз и НАТО». Далее Украину захлестнула политическая турбулентность — президентские выборы и Оранжевая революция, в результате которой после повторного второго тура выборов главой государства стал Виктор Ющенко.

Чтобы не допустить вступления Украины в НАТО, Россия может пойти на эскалацию конфликта не только через ОРДЛО

политолог
Вадим Карасев

Придя к власти, он спешно начал протаптывать тропинку в НАТО, но решительности хватило ненадолго. Сперва Украина села на «газовую иглу» РФ, а после приняла ее покровительство. Результатом дрейфа нашей страны в сторону России стало предложение прозападного Ющенко занять должность премьера пророссийскому Виктору Януковичу.

«В 2006-м премьер Янукович отказался подписать письмо о Плане действий по членству в НАТО (ПДЧ), регионалы месяцами блокировали ВР с лозунгами против Альянса, а «Батькивщина» требовала провести референдум, — вспоминает народный депутат Ирина Геращенко. — В то время общественная поддержка НАТО колебалась в пределах 35%, но идею членства дискредитировали, и ее надолго отложили». Точку в дискуссии поставили во время Бухарестского саммита Североатлантического альянса в 2008 году, когда Украина хоть и подала заявку на получение ПДЧ, но получила отказ. Далее к власти пришел Виктор Янукович, при котором Украина получила внеблоковый статус.

Новый курс

«Сегодня Украина может, конечно, задавать вопрос международным партнерам, почему мы не в НАТО. Но точно не американским, — уверен Михаил Гончар, президент Центра глобалистики «Стратегия ХХI», главный редактор журнала «Черноморская безопасность». — С ним лучше идти к немцам и французам, ведь именно они в 2008-м заблокировали предоставление ПДЧ Украине и Грузии. Кроме того, у канцлера Ангелы Меркель можно уточнить, почему она не ­видела сотрудничества Украины и НАТО и в ­2015-м, когда содействовала введению вооруженного эмбарго против Украины после вторых минских договоренностей. Тогда Меркель помчалась в Вашингтон к Бараку Обаме, чтобы уберечь его от решения поставлять Украине летальное оружие«.

О НАТО как инструменте коллективной безопасности Украина вспомнила в 2014-м, после оккупации Россией АР Крым и начала вооруженного конфликта на Донбассе. Сначала Верховная Рада отказалась от политики «внеблоковости», а после записала в военной доктрине, что углубленное сотрудничество с НАТО для Украины снова приоритетная задача. Спустя четыре года, 7 февраля 2019-го, парламент изменил Конституцию: 334 народных депутата одобрили положение о стратегическом курсе государства на приобретение полноправного членства Украины в Организации Североатлантического договора. В ответ из штаб-квартиры в Брюсселе прозвучали размытые обещания, что членом НАТО Украина будет, но лишь когда для этого придет время. На то есть две причины. Первая — военный конфликт на Донбассе, а также оккупированный Крым. Вторая — постоянное шараханье Украины из стороны в сторону, что для таких стран, как США, выглядит странно, ведь там курс на безопасность страны не зависит от имени президента или его настроения.

DOSSIER →  Лещенко объяснил, чем «друзья Зеленского» отличаются от «Свинарчуков Порошенко»

Философия альянса

Что такое НАТО, на запрос Фокуса согласился ответить Глен Грант, полковник британской армии в отставке, бывший советник министра обороны Украины.

«НАТО — это история не только о том, чтобы защитить вас, но и о том, чтобы вы защищали нас, — говорит он. — НАТО — это коллективная организация, и ей может понадобиться, чтобы украинские военные поехали в Грецию, Турцию или Эстонию и боролись рядом с нами. Но как мы можем доверять государству, которое не было готово бороться за свою страну и вернуть свои земельные и морские ресурсы? У Украины нет стратегии, как показать миру серьезность своих намерений. Вы ждете, когда мы вам поможем. Что ж, тогда можете ждать вечно».

Грант уточняет, что эти слова — попытка ответить на вопрос Зеленского. Далее он рассказал бы украинскому президенту о ценностях НАТО — справедливости, доверии, верховенстве права.

«Мы не видим этих ценностей в том, как Украина относится к олигархам, которые воруют и злоупотребляют своим положением, и как защищает маленького человека от произвола власти в судах — за решеткой оказываются те, против кого недостаточно доказательств. Вы ничего не сделали для наказания людей, расстрелявших Небесную сотню», — продолжает английский военный. Он также вспоминает о необходимости реальных реформ в полиции, Министерстве обороны и Службе безопасности, а не «их имитации», а в армии нужно ввести гражданский контроль.

«Стране, в которой начальник Генштаба судится с министром обороны, не место рядом с нами. Военные должны служить, а не править. Поэтому так важен общественный контроль», — говорит Грант.

Армейский вопрос

«Если посмотреть на любую бригаду со стороны, она может показаться суперподготовленной, с опытом военных действий, способной отражать агрессию РФ. На вооружении — новая техника, на солдатах — новая форма, — говорит Александр, один из украинских офицеров, пожелавший остаться неназванным. — Но если поговорить с военнослужащими, то заметно, что внутри проблем достаточно — от коррупции до отношений в коллективах. Многие хотят получать зарплаты, как в армиях НАТО, при этом ждать пенсии и ничего не делать, только руководить, как в СССР. Сегодня большинство командиров думают, что они паны: если желают чего-то, желание должно выполняться, а какими усилиями или жертвами — неважно». По этой причине строй покидают мотивированные и опытные военные, которые не готовы встраиваться в старую систему.

DOSSIER →  Лещенко объяснил, чем «друзья Зеленского» отличаются от «Свинарчуков Порошенко»

Александр считает, что интерес НАТО в Украине может быть в том, чтобы со временем получить несколько десятков тысяч новых солдат.

«На первых порах это пушечное мясо, ведь наши готовы за значительно меньшую зарплату, чем в странах НАТО — $3–4 тыс., — выполнять рискованные функции и участвовать в миссиях, — предполагает военнослужащий. — Представители Великобритании или США будут задействованы на высшем стратегическом или оперативном уровне — в проведении локальных операций с минимальными жертвами, а наши — в простых, таких как патрулирование, установка блокпостов, охрана базовых лагерей, предоставление гуманитарной помощи». Притом офицер не сомневается, что украинской армии необходимы качественные изменения, которых самостоятельно не достичь: придется двигаться в НАТО.

Не референдумом единым

Общество, как и армия, все время сомневается, нужно ли Украине идти в НАТО. В начале 2010-х большинство высказывалось против. Низкий уровень поддержки эксперты объясняют непониманием, кто может быть врагом Украины, агрессивной политикой Москвы в этом вопросе и слабым представлением украинцев о НАТО. Ситуация изменилась в 2014-м, когда российская агрессия спровоцировала рост поддержки вступления Украины в НАТО. Сейчас за активное сотрудничество с Альянсом, по разным соцопросам, выступают 42–53%.

Рост доверия к НАТО среди населения не означает, что количество противников Альянса резко сократилось. Особенно на политическом олимпе. Если лет 20 тому о возможном референдуме о вступлении в НАТО говорили только коммунисты, то теперь об этом голоса звучат отовсюду. Против сотрудничества с Альянсом выступают несколько десятков народных депутатов от «Слуги народа» и вся фракция ОПЗЖ.

«НАТО разрушит нашу страну», — так на днях в интервью российскому телеканалу прокомментировал перспективы вступления в Альянс нардеп из ОПЗЖ Виктор Медведчук.

Почему мы не в НАТО — лучше спрашивать не у США, а у Германии — в 2008-м она заблокировала пре­достав­ле­­ние ПДЧ, а в 2015-м выступала против передачи летального оружия Украине

Позицию тех, кто против, политолог Вадим Карасев объясняет так: «Для России вступление в НАТО стран Балтии, Польши, Венгрии было неприятным — оно не соответствовало представлениям РФ о коллективной безопасности. Что уж говорить об Украине — это «красная линия». Если Украина ее перейдет, то неизвестно, как будет действовать Россия. Чтобы не допустить вступления Украины в НАТО, она может пойти на эскалацию конфликта не только через ОРДЛО».

Притом Карасев помнит, что курс в НАТО закреплен в Конституции. Изменить это будет сложно.

«Решение о НАТО — это вопрос консенсуса элит. Так было во всех европейских странах. В Украине его нет, — замечает он и вспоминает идею о референдуме: — Он мог бы ратифицировать решение элит, как, например, было в Венгрии. Но сейчас проводить в Украине референдум опасно — подавляющей поддержки не будет, и такой результат лишь усилит противоречие, особенно в восточных и южных регионах Украины. Рядом Россия — это не шутки».

DOSSIER →  Лещенко объяснил, чем «друзья Зеленского» отличаются от «Свинарчуков Порошенко»

«Никаких референдумов и опросов проводить в Украине уже не надо, — парирует Михаил Гончар. — Путь в НАТО — решение политического руководства конкретного государства. Парламент и президент избираются на демократических выборах, чтобы потом отвечать за вопросы национальной безопасности и обороны». В этом смысле интересен опыт Черногории — маленькой страны с огромным пророссийским влиянием. В 2017-м она стала полноправным членом НАТО. И не после референдума, которого требовали просербские и пророссийские политики, а вследствие решения руководства страны, которое четко сказало: «Цель Черногории — получить членство в ЕС и НАТО, что прямо записано в Конституции. Руководство должно выполнять прямое требование главного закона».

Что касается референдума, то его действительно проводили, но лишь в двух из тридцати странах ЕС — Венгрии и Словении. Там большинство граждан одобрили курс в НАТО.

Ныне украинский парламент активно взялся за выполнение «домашнего задания» Альянса. Первый вице-спикер ВР Руслан Стефанчук заверяет: интеграция в НАТО — приоритет внешней политики Украины, поэтому в 2021-м парламент хочет рассмотреть около 40 из 60 необходимых для этого документов. В том числе — законопроект о реформе СБУ. Это, как говорят эксперты, станет тестовым заданием, за выполнением которого пристально следят из Брюсселя. Особенно после того, как в 2020-м Украина получила статус партнера с расширенными возможностями. Далее — только получение Плана действий по членству в НАТО. Но когда это случится, никто сказать не может.

«Это будет скорее геополитическое, коллективное решение тридцати стран — членов НАТО, — говорит Егор Чернев, народный депутат от фракции «Слуга народа» и председатель Постоянной делегации Украины в Парламентской Ассамблее НАТО. — Украине важно доказать, что мы не только достойны, но у нас в государстве единое мнение на этот счет. Да, на местных телеканалах мы можем дебатировать, как и когда идем в НАТО, но если выходим на международную арену, то нельзя посылать двухзначных сигналов о внутренних разногласиях».

Во время подготовки к безвизу с ЕС Украине пришлось выполнить 144 задания. На пути к Альянсу таких гораздо больше. Но все они не о том, как понравиться международным партнерам, а о том, как провести реформы политической, экономической, правоохранительной и военной сфер.