Существует как минимум 20 оттенков современного украинского реформаторства — от громкого пиара при отсутствии реальных результатов до непоказной, но действительно эффективной работы

После победы Революции достоинства говорить о приверженности различным реформам стало таким себе общим местом если не для всех, то уж точно для очень многих как в украинском политикуме, так и нашем социуме. Впрочем, на фоне этого устоявшегося общего тренда есть целый ряд политиков и чиновников, чья деятельность изначально позиционировалась как реформаторская. При этом кое-кто из них продолжает выстраивать себе реноме в подобном духе до сих пор, даже если его повседневная практика не подтверждает этого.

В данном обзоре «ВД» отобрала 20 самых известных реформаторов, описав, чем на самом деле они отметились за последние четыре года. Также мы попытались выяснить главное — насколько реальной либо мнимой оказалась их эффективность.

Для избежания спекуляций оценки результативности рассматриваемым реформаторам не выставлялись: фамилии в данном топ-20 представлены в алфавитном порядке, то есть обзор не претендует на то, чтобы называться рейтингом.

Айварас Абромавичус, министр экономического развития и торговли (2014-2016 гг.)

С первого дня работы во втором правительстве Арсения а от этого гражданина Литвы, уже многие годы проживающего в Украине и возглавлявшего в Киеве офис шведской инвестиционной компании East Capital, ожидали серьезных достижений. Абромавичуса даже авансом назвали «представителем спецназа реформ», сам он за громкими словами в карман также не лез. Например, пообещав вывести страну в топ-50 в рейтинге Doing Business, а затем и в топ-20, хотя в действительности при министре экономики Абромавичусе Украина занимала в данном индексе 96-е место (2015 г.), а после его ухода — 83-е (2016 г.) и 80-е (2017 г.). Анонс проведения масштабной приватизации также закончился пшиком — за весь 2015-й в госбюджет от приватизации поступило менее 150 млн грн, около 1% от годового плана, установленного самим Абромавичусом.

Параллельно же де-факто было ликвидировано долгосрочное экономическое прогнозирование, в феврале 2016 г. министр подал в отставку, за-явив, что не хочет быть «ширмой для откровенной коррупции», но досидел в кресле до апреля того же года, когда парламент уволил весь состав Кабмина Яценюка. После этого Абромавичус попытался трудоустроиться в правительстве Литвы то ли министром экономики, то ли главой Фонда госимущества, но Вильнюс ему отказал. В итоге экс-чиновник перешел на работу в общественную организацию «Украинская академия корпоративного управления», а в 2017-м возглавил ее набсовет.

Зураб Аласания, глава правления Национальной общественной телерадиокомпании (с 2017 г.)

Известный харьковский медиаменеджер входил в главный кабинет «Карандаша» (так киевляне называют 24-этажное здание столичного телецентра) дважды. С марта 2014 г. по ноябрь 2016 г. Аласания был гендиректором Национальной телекомпании, уйдя в отставку «в связи с катастрофической ситуацией с финансированием телерадиовещания». Что не помешало ему подать свою кандидатуру на должность председателя правления Национальной общественной телерадиокомпании Украины (НОТУ) и выиграть открытый конкурс уже менее чем через полгода. Основой реформы общественного вещания Аласания считает сокращение персонала НОТУ (количество сотрудников за четыре года уменьшилось вдвое) и модернизацию техники (что опять же упирается в финансовый вопрос). А вот коммерческие телеканалы он своими конкурентами не считает, поскольку НОТУ, по его словам, «незачем врать». Правда, за последние годы наблюдается стремительный обвал рейтинга UA: Перший — если до 2014-го он занимал прочное восьмое место среди украинских телеканалов, то теперь иногда вообще располагается в конце третьей десятки.

Войцех Бальчун, глава правления «Укрзалізниці» (2016-2017 гг.)

На данного польского экспата возлагались серьезные надежды в деле системных изменений на отечественной железной дороге и очищения ее от коррупции. К тому же Бальчун выиграл конкурс в июне 2016-го на высоко-оплачиваемую должность главы правления «Укрзалізниці» (его зарплата, согласно контракту, составляла 461,6 тыс. грн в месяц) не просто так, ведь до 2013 г. он пять лет руководил крупнейшим в Польше оператором железнодорожных грузоперевозок PKP Cargo. Поначалу на словах все выглядело глобально: была утверждена программа привлечения в УЗ невиданного масштаба инвестиций и запланировано качественное улучшение пассажирского сообщения, возвращение в эксплуатацию паромов для нового Шелкового пути, «стремительное» увеличение прибыльности госкомпании и многое другое. Но на деле ничего подобного не произошло, тем более сам Бальчун чем дальше, тем больше отвлекался от работы на рок-концерты своей группы Chemia, а ключевые кабинеты в УЗ стали занимать одиозные персонажи, связанные с бывшим топ-менеджером «семьи» Януковича Андреем Алешей. По истечении годичного контракта польский специалист объявил своим главным достижением, что «Укрзалізниця», дескать, продолжает работать, еще пару месяцев поспорил с профильным министром Владимиром ом, кто кого больше саботирует и, наконец, уехал из страны восвояси.

Александр , первый замглавы Минэкономики (2015 г.)

В Минэкономики этот успешный немецкий юрист, работавший годами на Microsoft и получивший после возвращения на историческую родину украинский паспорт, проработал всего каких-то три месяца, а скандал после его громкого увольнения продолжал греметь еще без малого год. Обвинения Боровика касались и непосредственного шефа Абромавичуса, и премьера Яценюка — все они, мол, являлись некомпетентными и противниками быстрых и глубоких реформ, хотя никакой конкретики никто от Боровика так и не услышал, только общие фразы.

Такого «ценного реформаторского кадра» быстро забрал к себе в команду тогдашний одесский губернатор Михеил Саакашвили, сделав своим замом и советником по вопросам инвестиций, бум которых в привлекательной для иностранных бизнесменов Одессе почему-то так и не начался. Пиком украинской карьеры Боровика стало его участие при поддержке Саакашвили в одесских мэрских выборах-2015, где он занял почетное второе место, проиграв более 25% Геннадию у. А в 2017-м Боровик был лишен украинского гражданства из-за наличия у него немецкого паспорта.

DOSSIER →  Если в Украине пропишут требования к питьевой воде как требует ЕС, то у нас окажется только техническая – заместитель главы Минздрава

Денис Бродский, глава Нацагентства по вопросам госслужбы (2014 г.)

Профессиональный HR-специалист, ранее работавший директором по персоналу в VAB Банке, «Интерпайпе» (EastOne) и Platinum Bank, поставил своеобразный рекорд — он проработал госчиновником всего месяц с небольшим. Свой приход в кресло руководителя Национального агентства по вопросам государственной службы Бродский сопроводил шумным пиаром, раздавая интервью о собственных планах радикально реформировать систему госаппарата, а также о том, как для него мотивация изменить страну к лучшему оказалась сильнее десятикратного снижения доходов. Однако уже после первого получения жалования на новом месте мотивация куда-то резко улетучилась: Бродский уволился, объяснив свое решение «неготовностью к подковерным интригам и аппаратным играм». Будто бы ни того, ни другого нет в реальном секторе, откуда Бродский пришел на госслужбу.

Владимир Вятрович, глава Украинского института национальной памяти (с 2014 г.)

К высказываниям этого профессионального историка и бывшего директора архива СБУ можно относиться по-разному, особенно в контраверсионных темах. Однако факт остается фактом — с возложенной на Вятровича и его Институт национальной памяти задачей по декоммунизации он за последние четыре года уже, по сути, справился. Так, было переименовано более 1 тыс. населенных пунктов, включая областные центры Днепр (бывший Днепропетровск) и Кропивницкий (экс-Кировоград), и в Украине осталось всего десять неочевидных большевистских названий, например Первомайск. Также демонтировано по стране порядка 2,5 тыс. памятников Ленину и другим коммунистическим деятелям, а число измененной топонимики в городах, поселках и селах давно превысило 50 тыс. И это несмотря на сопротивление и множество случаев откровенного саботажа декоммунизации со стороны отдельных органов местного самоуправления.

Александр Данилюк, министр финансов (2016-2018 гг.)

Свои реформаторские таланты данный экс-директор британской инвестиционной компании Rurik Real Estate Investment Limited применял еще при режиме Януковича, пробыв с 2010 по 2014 гг. советником бывшего президента и возглавляя при тогдашней АП координационный центр по внедрению экономических реформ. Что не помешало Данилюку стать сначала постоянным представителем в Кабмине уже президента Петра , затем — замглавы АП, а в 2016 г. войти в правительство Владимира а во главе Минфина. Министерских планов по реформам у него было громадье, в частности, декларировались усилия по улучшению инвестиционной привлекательности Украины, введению прозрачных правил ведения бизнеса и системной реформе государственных финансов. Однако никаких особых успехов по этим направлениям достигнуто не было, зато неурегулированным осталось управление государственным долгом. Сам Данилюк считал своим достижением национализацию Приватбанка.

Между тем подозрения Данилюка в утаивании им собственных британских доходов (кстати, и его жена, и дети имеют гражданство Великобритании) и постоянные письма послам G7 о том, что ему, мол, мешают работать, привели к тому, что его увольнение парламентом с поста министра финансов в июне 2018 г. выглядело вполне закономерным.

Екатерина Згуладзе, первый замглавы МВД (2014-2016 гг.)
Хатия Деканоидзе, начальник Национальной полиции (2015-2016 гг.)

Непродолжительная работа в нашей стране этого дуэта экспатов оказалась, наверное, самым успешным примером привлечения на украинскую госслужбу не только грузинских, но и любых других иностранных специалистов. Главной совместной целью бывшей замглавы МВД Грузии Згуладзе и экс-ректора грузинской Полицейской академии Деканоидзе был запуск с чистого листа патрульной полиции в Украине, сотрудники которой набирались на открытом конкурсе. Обе грузинки сначала разработали, а затем запустили и обеспечили дальнейшее продвижение наиболее имиджевой реформы правоохранительной системы. Но когда они сделали свое дело, то сразу же стали лишними для своего непосредственного шефа Арсена а, который общий успех записал на свой счет. Причем глава МВД в целом достаточно удачно перевел возникшее к новым патрульным доверие украинцев на все изрядно нереформированные структуры своего МВД, где старая совковая милиция была просто переименована в полицию без особых качественных изменений.

Андрей Коболев, глава правления НАК «Нафтогаз України» (с 2014 г.)

Являясь своеобразным старожилом в современных властных коридорах ( Коболев возглавил «Нафтогаз» еще в марте 2014-го), для подтверждения своего реформаторского статуса этот вип-чиновник все последние годы придерживается одной, весьма эффективной тактики. Когда любой успех в энергетической политике, даже если сам Коболев имел к нему достаточно отдаленное отношение, однозначно ставится в личную заслугу, а провалы объясняются результатом противодействия его, Коболева, недоброжелателей. Например, независимость от прямых поставок в Украину российского газа и замена его реверсом из ЕС является скорее внешнеполитическим достижением всей нынешней украинской власти, но глава «Нафтогаза» старается перетянуть это одеяло исключительно на себя. Аналогично в победе над «Газпромом» в Стокгольмском арбитраже, которую обеспечила прежде всего команда нанятых Украиной юристов, все лавры победителя постарался забрать Коболев со своими под­чи­ненными в НАК. Впрочем, там, где необходимо непосредственное участие руководителя «Нафтогаза» в реформах, как в той же многострадальной истории с анбандлингом (разъе­­ди­нением активов НАК в сферах транспортировки и хранения газа, что является требованием ЕС в рамках Третьего энергопакета), у Коболева всегда находятся причины, чтобы отложить это дело на потом.
К слову, финансовые показатели НАК в последние годы были улучшены отнюдь не благодаря талантам ее руководителя, а из-за глобального повышения цен на газ для потребителей, за что поплатился своим рейтингом Яценюк.

Максим , замглавы Минэкономики (с 2015 г.)

Бывший работник инвесткомпании Dragon Capital и фонда прямых инвестиций Icon Private Equity, перейдя в феврале 2015-го на госслужбу в Министерство экономики, сумел сконцентрироваться исключительно на одном направлении — госзакупках — и в этом определенно преуспел. Более того, курируемая им реформа с внедрением электронных тендеров в рамках проекта ProZorro стала настоящей визитной карточкой позитивных изменений и в Украине, и за ее пределами. За два года своего функционирования новая система позволила сэкономить для госбюджета более 55 млрд грн и нанести серьезный урон непотопляемой до этого тендерной мафии. Причем Нефедов не стал искать сиюминутных политических выгод от своей чиновничьей деятельности, в отличие от своего бывшего шефа Абромавичуса, который в свое время пытался создать видимость, что также причастен к реформе ProZorro. Нефедов продолжил свою планомерную работу и при первом вице-премьере — министре экономики Степане Кубиве, повысившем его до должности первого заместителя министра.

DOSSIER →  В Украине стартует пилотный проект по внедрению 5G

Владимир Омелян, министр инфраструктуры (с 2016 г.)

До декабря 2014 г., когда этот выходец из МИДа и бывший работник патронатной службы министра финансов времен Януковича Юрия Колобова был назначен замом министра инфраструктуры Андрея Пивоварского, он не имел никакого отношения к транспортной отрасли. Однако Омелян, очень любящий устраивать пресс-конференции по поводу и без, стал изначально позиционировать себя как компетентного реформатора, а оказавшись в 2016 г. в кресле уже полноценного главы Мининфраструктуры, вообще сделал собственный пиар непременным атрибутом. Особо отметился он своими планами построить в Украине транспортную систему Hyperloop и желанием убедить Илона Маска запустить у нас завод Tesla Motors. Хотя, кроме ярких прожектов, транспортному министру похвастаться фактически нечем — анонсированный массовый приход в украинское небо лоукостеров пока идет с большим скрипом, необходимые изменения в структуре «Укравтодора» тормозятся, а от реформирования «Укрзалізниці» Омеляна полностью отлучили из-за его скандального контрпродуктивного противостояния с экс-главой УЗ Бальчуном.

Алексей Павленко, министр аграрной политики и продовольствия (2014-2016 гг.)

Вошедший во второе правительство Яценюка по квоте «Самопомочі» бывший топ-менеджер таких фирм, как агрохолдинг «Райз» и группа компаний «Фокстрот», изначально заявил, что понимает, чем живут и простые селяне, и крупнейшие корпорации. При Павленко украинский агросектор действительно демонстрировал хорошие показатели. Отрасль заняла ведущее место в нашем экспорте (38% в общем объеме), продажи украинского зерна за границу побили рекорды (за 2015/2016 маркетинговый год Украина экспортировала почти 40 млн т), а уровень прибыльности сельского хозяйства составил рекордные 46%. Впрочем, Павленко стал заложником не своих амбиций, а партии Андрея Садового. До поры до времени в «Самопомочі» пели ему дифирамбы как «самому эффективному аграрному министру в украинской истории», но затем в интересах собственной политической борьбы с Яценюком потребовали от Павленко уйти в отставку. Когда же он отказался хлопать дверью, вдруг обозвали его «зараженным коррупцией». Павленко был отправлен в отставку вместе со всем Кабмином в апреле 2016 г.

Павел Петренко, министр юстиции (с 2014 г.)

При всей неоднозначности этого давнего знакомого Яценюка еще по Черновцам за четыре с половиной года руководства Минюстом Петренко реально есть что записать себе в актив. Речь идет и о представлении правовых интересов Украины против России в Европейском суде по правам человека и в Международном суде ООН, и о запрете деятельности антиукраинских партий «Русское единство», «Русский блок» и КПУ. Однако главным достижением министра Петренко стало реформирование государственной регистрационной службы и предоставление открытого доступа к информации всех реестров, если это не запрещено действующим законодательством. Теперь любой желающий может ознакомиться, к примеру, с собственниками украинской недвижимости либо с различными судебными решениями, в сфере административных услуг внедрен принцип экстерриториальности, а также созданы по всей стране единые центры предоставления админуслуг, что особенно актуально при регистрации бизнеса и недвижимости.

Андрей Пивоварский, министр инфраструктуры (2014-2016 гг.)

Когда данный топ-менеджер группы компаний «Континиум» был назначен транспортным министром в декабре 2014-го, его характеризовали в качестве опытного управленца многие, с премьером Яценюком включительно. Впрочем, никаких прорывов в управлении Министерством инфраструктуры под руководством Пивоварского не произошло, зато чуть ли не все открытые конкурсы на начальников портов, «Укрзалізниці» и других подведомственных министерству госпредприятий заканчивались громкими скандалами. И после них обычно назначались и. о., которые зачастую и, видимо, совершенно случайно заключали контракты, выгодные бывшим работодателям Пивоварского. Сам же министр долго работал над концепцией реформ своего ведомства, презентовав ее спустя год, но практически сразу же объявил (в декабре 2015 г.) о своей отставке по причине «низкой зарплаты и отсутствия денег на содержание семьи». Правда, чуть позже Пивоварский свое заявление об увольнении отозвал, и был отставлен со всем Кабмином в апреле 2016 г. А чуть позже стало известно об основании экс-министром вместе с бывшим главой АП Борисом Ложкиным совместной инвестиционной компании «Самаан Капитал».

Михеил Саакашвили, глава Одесской ОГА (2015-2016 гг.)

Эпатажная, но совершенно безрезультативная деятельность экс-президента Грузии на посту одесского губернатора значительно развенчала миф о его всепобеждающем реформаторстве и де-факто во многом дискредитировала саму идею привлекать иностранцев на украинскую госслужбу. Полтора года работы Саакашвили главой ОГА запомнились разве что его личным участием в снесении заборов на одесских пляжах, губернаторской палаткой на реконструируемой трассе Одесса-Рени да торжественным открытием универсального центра предоставления админуслуг, где можно быстро провести процедуру бракосочетания. А также раздачей детям велосипедов, якобы конфискованных на таможне как контрабандных (однако сразу же у СМИ возникли подозрения, что данные велосипеды были просто подарены губернатору для его красивой пиар-акции одной одесской фирмой). При этом «последний и решительный бой с коррупцией» велся Саакашвили пре-имущественно на словах, хотя в его распоряжении были и прокурор области Давид , и начальник облуправления Нацполиции Георгий Лорткипанидзе, а также глава местной таможни Юлия Марушевская. К слову, после увольнения последней поступления в госбюджет от Одесской таможни выросли на 30-40%.

Ульяна Супрун, и. о. министра здравоохранения (с 2016 г.)

Относительно прихода в июле 2016-го к руководству Минздравом данной представительницы украинской диаспоры в США, получившей украинское гражданство годом ранее, в обществе не было завышенных ожиданий — к тому времени кривая популярности ангажирования экспатов в украинское госуправление уже резко пошла вниз. К тому же ситуацию усугубляла чрезмерная конфликтность Су-прун, что, кстати, не позволило ей избавиться от приставки и. о., так как для ее избрания полноценным министром в парламенте так и не набралось необходимых 226 голосов. Впрочем, несмотря на жесткое сопротивление целого ряда видных медиков и нардепов, включая главу профильного парламентского комитета Ольгу , а также широко развернувшуюся информкампанию по дискредитации действующего руководства Минздрава, Супрун таки удалось добиться принятия необходимых законов, запускающих ключевую для страны медицинскую реформу по принципу «деньги ходят за пациентом».

DOSSIER →  В Украине могут создать единую тарифную сетку для государственных служащих: заявка на справедливые зарплаты

Алексей Филатов, замглавы Администрации президента (с 2014 г.)

Будучи координатором Совета по вопросам судебной реформы, этот в недавнем прошлом успешный адвокат, специализирующийся на коммерческих, корпоративных и инвестиционных спорах, фактически взял на себя роль громоотвода для Банковой в проблемной реализации системных изменений в нашем судоустройстве. И конкретно с такой задачей Филатов вполне справился, чего не скажешь о нахождении точек соприкосновения с парламентом — замглавы АП стремится сократить до минимума общение с представителями депутатского корпуса.

Кроме того, в числе претензий к работе Филатова называют то обстоятельство, что ключевой закон судебной реформы — о судо-устройстве и статусе судей — не прошел анализ и согласование с Венецианской комиссией. Еще подвергаются критике механизмы формирования новых составов Высшей квалификационной комиссии судей и Высшего совета правосудия, а также кадровый состав нового Верховного суда.

Игорь Шевченко, министр экологии и природных ресурсов (2014-2015 гг.)

Перед своим назначением на пост главы Минприроды во второй Кабмин Яценюка по квоте входящей тогда в парламентскую коалицию «Батьківщини» Шевченко был известен двумя достижениями. Во-первых, как основатель в середине 1990-х юридической фирмы « Шевченко, Дидковский и Партнеры», которая ныне под названием «Астерс» является одной из крупнейших юрфирм в Украине. А во‑вторых, созданием в 2010 г. Меритократической партии, ставившей своей целью приведение к власти профессионалов своего дела (термин «меритократия» переводится как «власть достойных»). На министерском поприще у Шевченко также было множество реформаторских планов, но в памяти народной он остался благодаря своему авиаперелету в Ниццу на самолете одиозного нардепа Александра Онищенко, тогда как раз решавшего актуальные бизнес-вопросы недропользования, находящиеся в сфере Минэкологии. За что, собственно, Шевченко и поплатился министерским креслом в июле 2015-го, став настолько «токсичным», что не смог попасть в команду Саакашвили, как ни старался.

Дмитрий Шимкив, замглавы Администрации президента (2014-2018  гг.)

На протяжении более четырех лет экс-гендиректор украинского представительства корпорации Microsoft являлся замглавы АП Порошенко по вопросам координации реформ, инноваций и управления изменениями, но что именно за это время сделал Шимкив, широкой общественности до сих пор известно мало. Впрочем, если подходить с формальной точки зрения, все в принципе понятно — он с 2014-го является секретарем Национального совета реформ (консультативно-совещательного органа при президенте) и сопредседателем Исполнительного комитета реформ, основной задачей которого прописано готовить предложения по стратегическому планированию реформ, согласовывать их внедрение и мониторить реализацию. То есть функция Шимкива была — придумывать всяческие реформаторские планы и быть таким себе «летописцем» украинских реформ, чья хроника выкладывается на специальном сайте reforms.in.ua. Ну и параллельно опекаться сервисом электронных петиций, адресованных главе государства. А в феврале 2018 г. Шимкиву поручили также исполнять обязанности секретаря Национального инвестиционного совета вместо некогда своего шефа Ложкина.

31 августа Петр Порошенко подписал указ об увольнении Шимкива с должности заместителя главы АП.

Наталья Яресько, министр финансов (2014-2016 гг.)

До получения украинского паспорта и своего назначения в декабре 2014-го главой Минфина гражданка США Яресько уже многие годы прожила в Украине. Вначале 1990-х она работала в американском посольстве в Киеве, затем в американском фонде WNISEF, а с 2006 г. стала одним из основателей и руководителем-партнером компании Horizon Capital, инвестирующей деньги западных частных инвесторов и правительства США не только в Украину, но и в Беларусь и Молдову. Изначально в кресле министра позиционировалась как реформатор-технократ, способный вернуть украинскую экономику к финансовой стабильности и возобновлению роста. Однако в 2015-м ВВП Украины упал почти на 10%, а в 2016-м ( Яресько оставалась главой Минфина лишь в первом квартале года) вырос более чем на 2%. Сама экс-министр из далекого Пуэрто-Рико считает, что такие макроэкономические изменения были достигнуты благодаря проведению ею переговоров с клубом кредиторов относительно реструктуризации долга Украины. Хотя на самом деле это «соглашение имени Яресько» подписано на очень невыгодных для страны условиях. Так, в случае роста ВВП Украины более чем на 3% в год внешние кредиторы имеют право получить дополнительные выплаты, причем немалые, а от 4% роста — вообще 40% стоимости от каждого процента роста ВВП.