Жилищно-коммунальное рабство

FavoriteLoadingДобавить в избранное

В него могут попасть как субсидианты, так и те, за чей счет государство выплачивает им субсидии

Из разговора в очереди к кассе маркета:

— У меня трещит голова. Где брать деньги
на оплату повышенных тарифов за коммуналку?

— Я тоже все время об этом думаю.

С субсидией не вышло. Страшный сон какой-то…

Вирусные мантры

Наверное, каждый слышал мантру: высокопоставленному чиновнику, дабы он больше не взяточничал, необходимо платить зарплату побольше, и тогда мы точно поборем гидру коррупции. И вот уже есть результат — наши чиновники получают космические (абсолютно несоответствующие их трудовым достижениям) зарплаты, которым, пожалуй, обзавидуются многие их европейские и американские коллеги. Зато микроскопические зарплаты налогоплательщиков, которые как раз вместе скинулись на этот самый «космос», просто незаметны при сравнении.

И коррупция… расцвела пышным цветом. Почему не наоборот? Потому что практически неконтролируемые чиновники возомнили себя небожителями с принципиально другим уровнем материального потребления. Теперь самый страшный сон для них — лишиться незаслуженно полученных жизненных благ или возможности их обслуживать. Более того, им хочется все больше. И они просто вынуждены «подрабатывать».

Есть еще одна мантра, которую ныне активно вбивают в головы граждан, — коммунальные тарифы (на газ, электричество, воду…) должны быть высокими. Мол, как в Европе. Потому что мы переходим на рыночные отношения.

И наконец палочка-выручалочка для тех, кто не «тянет» запредельные тарифы — субсидии. Это еще одна навязываемая нам вирусная мантра.

Тарифы: высокие, но посильные

Действительно, в Европе тарифы на жилищно-коммунальные услуги выше, чем у нас, но они посильны для местного населения и поэтому значительно отличаются в зависимости от конкретной страны. И субсидианты там тоже водятся, но их количество — мизерно, т.к. тарифы соответствуют финансовым возможностям большинства населения.

Кроме того не секрет — в Европе совсем другой масштаб цен, несравнимый с нашим. Соответственно, и зарплаты отличаются от наших, а значит и покупательская способность несравнима. Даже если верить украинской официальной статистике, оценивающей среднюю зарплату в Украине приблизительно в 12 тыс. грн/месяц, то и в этом случае она более чем в пять раз оказывается ниже среднеевропейской. Но это — средняя температура по палате. Если брать Германию, где средняя брутто-зарплата за месяц (до уплаты налогов и социальных сборов) составляет 4 тыс. евро (в эквиваленте — около 136 тыс. грн), то она превышает украинскую уже в 11 раз. Можем ли мы наравне с немцами платить коммуналку? Вряд ли.

Может быть тогда нам комфортнее, чем жителям Восточной Европы? Уже сегодня, по данным Европейской комиссии за I квартал 2020 года, например, средний тариф на электроэнергию для бытовых потребителей с учетом всех налогов в столицах европейских стран (21,5 евроцента за кВт·ч) в четыре раза отличается от действующего тарифа в Украине (около 5 евроцентов за кВт·ч). Напомним, что среднеевропейская зарплата в пять раз выше нашей. Так почему при переходе на рынок Украина должна еще больше повышать цены?

Субсидий на всех не хватает

А сколько у нас субсидиантов? То, что их количество абсолютно несопоставимо с Европой, всем очевидно. И все же. По данным Минсоцполитики, из 14,9 млн домохозяйств субсидии получают более 3,1 млн. Кроме того, примерно 1,8 миллионов семей пользуются льготами при оплате жилищно-коммунальных услуг. Т.е. льготами и субсидиями пользуются примерно треть украинских семей.

Выходит, что остальные граждане (средний класс) не просто платят за себя увеличенные тарифы, но еще и по сути через налоговую систему и бюджет сбрасываются на субсидии соседям. При этом рискуя при очередном повышении тарифов и цен в стране скатиться в касту субсидиантов. Если, конечно, для них там найдется место.

Ведь утверждение, что все нуждающиеся получат субсидию, не имеет ничего общего с реальной жизнью. Все как раз наоборот — с каждым повышением цен все больше людей или оказывается за бортом государственного субсидирования (не случайно порядок начисления субсидий так часто и мудрено меняется), или им приходится доплачивать из своего кошелька все больше.

И ничего удивительного нет в условиях, когда из года в год уменьшаются нормативы начисления субсидий и резко сокращаются соответствующие бюджетные расходы. Так, если в 2017 году на субсидии в бюджете предусматривалось 72,3 млрд грн, то в 2020-м уже всего 39,3 млрд (снижение на 45%!). В 2021-м все тарифы значительно выросли, а бюджетные отчисления для субсидиантов сократились еще на 7% даже по сравнению с 2020 годом — до 36,6 млрд грн. У нас что, за год пандемии граждане стали богаче? Или на всех все-таки не хватает?

С чего бы иначе люди по всей стране вышли зимой на трассы, требуя усмирить аппетиты газовых монополистов? Заметьте, большинство из них — пенсионеры, которым, по их словам, элементарно не хватает «на покушать». Субсидии они или не получают (в официальном порядке предоставления субсидий ловушек для этого предостаточно), или ее уже не хватает — доплаты по квитанции достигли критической границы.

Вторая сторона медали — гигантские неплатежи. Уже к концу предыдущего отопительного сезона, по данным Госстата, задолженность населения за потребленные жилищно-коммунальные услуги уверенно превысила 60 млрд грн. Просто гигантская сумма! Около 40% в структуре долга составляют газ и его распределение, еще 30% — централизованное отопление и поставка горячей воды.

Как можно в таких условиях спускать взбесившиеся монополии с короткого поводка на население, просто называя все это «рынком»? Сначала организуйте настоящую конкуренцию, продумайте экономические меры воздействия на нее со стороны государства… Но не называйте «рынком» то, что является, мягко говоря, недоразумением, в ходе которого большая государственная компания-монополист, контролирующая около 15 млрд куб. м дешевого украинского газа, начала игру на повышение тарифов для своего собственника — нищего населения — прикрываясь тарифом на «три копейки» низшим, чему у ее коммерческих конкурентов.

Если бы люди не вышли с протестами, тарифы при такой липовой конкуренции на псевдорынке улетели бы в небеса.

Псевдорынок и неподъемные тарифы

Почему всего этого не хотят замечать европейские реформаторы и наши кредиторы, без которых нам просто никак? Почему продолжают твердить мантры об обязательности рынка с неизбежно высокими тарифами на коммуналку и субсидий для всех нуждающихся. Ведь на практике в условиях Украины все это или не работает, или работает с такими искривлениями, что приводит к абсолютно противоположному результату.

Жизнь уже без намеков неоднократно показала, что, если в нынешних условиях ввести в стране псевдорынок на коммуналку по образцу газового (объективно вызвавшего сопротивление людей), — это равноценно обречению подавляющего большинства граждан страны на жилищно-коммунальное рабство. Шутка ли — летом отменили ПСО (спецобязательства по сдерживанию цен) и в новом отопительном сезоне, по свежей информации из офиса президента, маржа поставщиков выросла с 5 до 46%. И это в условиях, когда газа украинской добычи сейчас вполне достаточно для потребностей населения.

Если закрывать на все это глаза, то в карманы коммунальных монополий через неподъемные тарифы из домашних хозяйств и государственного бюджета будут максимально выкачиваться средства. И избежать такого безразмерного коммунального налога не удастся никому, кто имеет хоть какую-то крышу над головой…

Сергей Следзь
Редактор отдела микроэкономики и бизнеса ZN.UA, кандидат экономических наук