Разбогатеют ли громады, если получат государственные земли в пользование

кто владеет землей в Украине
FavoriteLoadingДобавить в избранное

Передать государственную землю местным громадам – одна из целей земельной реформы. Считается, что это сразу приведет к росту доходов местных бюджетов. Но вот как это произойдет, и произойдет ли вообще почему-то ответ никто не дает.

На днях аграрный комитет Верховной Рады ко второму чтению поддержал и рекомендовал принять законопроект 2194 про децентрализацию в земельной сфере. Фактически, он окончательно передаст государственные сельскохозяйственные земли за границами населенных пунктов в собственность объединенных громад.

Громады уже давно ждут этого закона. Ведь так они смогут реализовать возможность самостоятельно планировать развитие своих территорий. Тут, правда, необходимо отметить, что процесс передачи земли громадам начался и без соответствующего закона. Это сделал Роман Лещенко – действующий министр аграрной политики и продовольствия. Он своим распоряжением «забрал» у Госгеокадастра возможность распоряжаться землей, и политическим решением передал ее в управление местным громадам. Причина такого кардинального решения борьба со схемами и коррупцией в Госгеокадастре.

По данным министра, только за последние 3 года у государства «украли» минимум 6 млн. гектаров земель сельскохозяйственного назначения. В деньгах это около 10 млрд. долл. США. Причем часть земель находится над залежами полезных ископаемых, что дополнительно увеличивает их стоимость. Согласно Госгеокадастру у государства было 10,5 млн. га с/х земли. Во время работы правительства Гройсман громадам было передано около 1,7 млн. га с/х земель. Сейчас громадам передают еще немногим более 2 млн. га, после чего у государства остается 0,7 млн. га с/х земель. Итого у государства и громад остается около 4,5 млн. га с/х земель. Будем надеяться, что правоохранительные органы все-таки обратят внимание на заявления министра, и выполнят свою работу по привлечению к уголовной ответственности причастных к земельному дерибану.

Читайте также на DOSSIER:  Эксперт рассказал, возможно ли в Украине получить 2 га бесплатной земли

Но вернемся к передаче земли в громады. Коррупция в Госгеокадастре побеждена. Процесс передачи земли в громады идет. Но эффекта как не было, так и нет.

Дело в том, что процесс совсем не означает результат – получение денег в бюджет. Начнем с того, что громады продавать землю не могут. Рынок земли, который Украина получила в 2020 году означает только то, что может продаваться только та земля, которая уже находится в частой собственности. Например, паи.

Громады в свою очередь имеют право государственную землю сдавать только в аренду. Еще раз напомню, что речь идет о земле сельскохозяйственного назначения. Безусловно, арендная плата за землю поступает в местный бюджет. Но эти деньги не играют в нем заметной роли. Поступления от налога на землю, кстати, тоже. Разобраться почему так происходит несложно.

Основными источниками собственных финансов являются налог на доходы физических лиц, единый налог и налог на прибыль. Иногда их совокупная доля может составлять до 90% всех собственных средств.

Налог на землю имеет достаточно четкие фиксированные рамки. Он устанавливается местными советами и не может быть выше 1% от так называемой нормативной рыночной оценки. Она устанавливается и рассчитывается Госгеокадастром. В среднем, в местный бюджет с гектара поступает около 150 гривен в год. Это ни о чем. Иногда складывается парадоксальная ситуация, когда налог даже не покрывает затрат на его администрирование.

Так вот, ощутимый финансовый результат от сельхозземли местный бюджет получает только если на земле (даже если она частная) есть «хозяин», который работает «по-белому»: платит официальную зарплату работникам и декларирует свой доход. В таком случае, по расчетам самих аграриев, в год в местный бюджет с гектара может поступать до 2400 гривен. Почувствуйте разницу.

Читайте также на DOSSIER:  Коррупция в земельной сфере: НАПК назвало самые распространенные схемы

Но будем откровенны: многие аграрии работать прозрачно не готовы и не хотят. Причины такого подхода в пояснениях не нуждаются и понятны на интуитивном уровне. Вот и получается, что громады хоть и получают землю, но, во-первых, намного меньше, чем ожидалось. И во-вторых, экономический бюджет от нее вряд ли будет сколь-либо заметным.

Система земельных отношений за 30 лет Независимости в целом сформировалась. Земельная реформа просто закрепила status quo. Местное самоуправление со своей децентрализацией просто опоздало к процессу дележа земельного пирога. Единственный выход хоть как-то изменить ситуацию – это максимально развивать аграрный сектор и стимулировать его «выходить из тени». Но делать это нужно не принуждением, а продуманной политикой по созданию выгодных условий.