Приватизация во время войны больше напоминает прихватизацию

Кому достанутся по дешевке украинские государственные активы?

Недавно Верховная Рада во втором чтении приняла законопроект об ускоренной приватизации и распродаже государственных активов во время войны. Денис Шмигаль сразу заявил, что с 1 сентября стартует ускоренная массовая приватизация остатков государственного имущества. Правительство передало 420 предприятий на приватизацию и ликвидацию. Дальше будет еще больше.

Более логичным во время войны было бы установление моратория на приватизацию государственных объектов и предприятий

Оказалось, что в списках на распродажу – не только убыточные предприятия, но и прибыльные элеваторы и хлебозаводы и другие успешные предприятия, приносящие деньги в госказну во время войны. Поэтому у меня есть вопросы к властным «реформаторам»: кому во время войны достанутся за бесценок украинские государственные активы? Неужели правительственным господам и дамам не понятно, что в условиях войны и тяжелого экономического кризиса в Украину не придет ни западный, ни украинский инвестор, поэтому за приватизированные объекты государство не получит их реальной рыночной стоимости. Именно поэтому более логичным было бы во время войны установление моратория на приватизацию государственных объектов и предприятий.

Наши реформаторы часто повторяют неолиберальную догму «меньше государства». Однако соотношение между частной и государственной формами собственности – это вопрос, который каждое государство должно решать самостоятельно исходя из своих конкретных условий и возможностей. Это подтверждает опыт развитых стран. Соотношение форм собственности сложилось везде по-разному: например, во Франции и Германии доля государственной собственности значительно больше, чем в Украине.

Известный экономист Богдан  отмечает, что «чем более развита страна, тем выше в ней доля государства». Во время войны государство не только финансирует военные расходы, но в значительной степени поддерживает функционирование всего реального сектора экономики. Как свидетельствуют исторические данные, доля государственных расходов в экономике Израиля в периоды военного противостояния превышала 75% ВВП.

К сожалению, в результате реформ в Украине отсутствуют как рациональная структура производства, так и эффективный собственник. По оценкам института экономики и прогнозирования НАНУ, приватизированные предприятия значительно ухудшили финансовые показатели. Давно уже доказано, что простая распродажа государственных активов не обеспечивает автоматическую трансформацию в эффективную частную собственность.

Возможным вариантом решения современных трудных проблем Украины является учет успешного европейского опыта реформ, а именно ориентация на смешанную экономику, на социально ориентированный капитализм и активное государственное регулирование. Правда, это потребует жесткой ответственности властной элиты за последствия реформ во время войны.

 

 

Андрей Павловский

FavoriteLoadingДобавить публикацию в закладки