Несмотря на войну, Украина возобновила масштабную приватизацию непрофильных ГП. Пока она не касается крупных объектов, но уже в 2023 году власти хотят часть из них все-таки отдать на продажу. Эксперты считают, что успех «Большой приватизации» будет зависеть от внедрения страхования военных рисков для инвесторов
Приватизация государственных компаний, приостановленная 24 февраля, возобновилась осенью и с тех пор проходит почти теми же темпами, что и в предыдущие годы. Сторонники приводят многочисленные доводы в пользу продолжения приватизации даже в период войны – среди них необходимость наполнять бюджет, привлекать инвестиции в экономику, а также сбросить с плеч государства лишнюю нагрузку в виде тысяч предприятий, эффективно управлять которыми у него нет ресурсов.
При этом в 2022 году приватизация касалась только сравнительно небольших объектов, а о начале процедуры продажи наиболее ликвидных, крупных и дорогих госпредприятий, из числа уже переданных в управление Фонда госимущества Украины (ФГИ), – речи не шло. Более того, новые законодательные изменения вовсе запретили «большую приватизацию» во время военного положения. Однако в следующем году, заявляют в нынешнем руководстве ФГИ, такие объекты все же планируется выставить на продажу.
UBR.ua подытожил, что власти предприняли в 2022 году для активизации распродаж непрофильных для государства активов, что уже смогли продать. Также мы выяснили, какие активы могут отправиться на приватизацию уже в следующем году и будут ли среди них крупные объекты.
Зачем государство возобновило приватизационную кампанию
В 2020-2021 году Украина суммарно получила от приватизации госпредприятий 7,35 млрд грн – больше, чем за 7 предыдущих лет, отчитывался в конце 2021 года экс-глава ФГИ Дмитрий Сенниченко. Развить успех в начале 2022 года не удалось – война заставила остановить продажу госсобственности. Однако уже летом власти решили вернуться к разгосударствлению – для этого нашелся целый ряд причин, о которых говорили как представители государства, так и эксперты.
Как отмечалось в пояснительной записке к поданному в Раду еще в июне законопроекту №7451 (вступил в силу в конце августа как закон №2468-IX), интенсифицировать экономическую деятельность в стране можно было бы через релокацию производств в безопасные регионы. Среди находящегося на балансе государства и его структур имущества – множество неиспользуемых и недостроенных зданий, в том числе складских помещений, в которые может переехать бизнес.
По убеждению экспертов, в то время как частные собственники могут извлечь выгоду из часто простаивающей госсобственности, государство в большинстве случаев лишь терпит убытки от ее содержания.
Как отмечал в своем материале юридический советник Transparency International Ukraine (далее – TI) Андрей Швадчак, по состоянию на апрель 2021 года в Украине существовало 3,3 тыс. госпредприятий, из которых в октябре того же года работало 1,4 тыс., а приносили прибыль – лишь 862 из них. Только в 2020 году неработающие ГП принесли государству 51,3 млрд грн убытков, указывала в своей колонке для издания «Экономическая правда» («ЭП») министр экономики Юлия Свириденко.
«Война, вероятно, только усугубила ситуацию. Итак, большинство ГП обременяют бюджет«, – заключал Швадчак.
В качестве примера неэффективности государственного управления активами еще до войны экспертами чаще всего упоминалась Национальная академия наук Украины (НАН). Как отмечал Швадчак, согласно аудиту Счетной палаты, проведенному в феврале 2022 года, из 232 предприятий академии приносили прибыль только 45.
Значительная часть имущества НАН была утрачена или находилась в аварийном состоянии, требуя ремонта на 1,5 млрд грн. Из почти 1,1 млн м2 общей недвижимой площади под управлением НАН почти вся либо находилась в ненадлежащем состоянии, либо не эксплуатировалась, либо о ней не было никаких сведений. В июле 2022 года правительство передала 20 объектов НАН на приватизацию, 31 – на ликвидацию, в октябре – еще 96.
Помимо того, что распродажа активов избавляет государство от обязанности финансировать их содержание, страна получает дополнительный источник для покрытия расходов на оборону. Несмотря на сравнительно небольшой объем привлекаемых от малой приватизации средств, они не являются лишними и с той точки зрения, что на военные нужды государство может тратить лишь собственные средства, а международную помощь – нет.
Что государство сделало для приватизации в 2022 году
В связи с вышеуказанным летом власти решили ускорить и упростить приватизацию госимущества. Это удалось сделать несколькими мерами, первой из которых стало принятие проекта закона №7451.
В первую очередь вносимые им изменения заключались в сокращении сроков всех приватизационных процедур со 100 дней до 25, отмечала министр экономики Юлия Свириденко. Именно столько дней, согласно действующим правилам, отводится на проведение аукциона после утверждения аукционной комиссией условий продажи конкретного объекта.
Предварительно в приватизационный орган должно поступить письмо со стороны потенциального покупателя о желании приобрести госсобственность – на выбор, среди прочего, ему предлагается целостные имущественные комплексы, незавершенные здания, движимое и недвижимое имущество из перечня объектов, готовящихся к приватизации в ФГИ.
Сократить сроки проведения аукционов удалось в том числе благодаря отмене требований по проведению аудитов, инвентаризации и оценке объекта продажи.
Кроме того, государство существенно расширило список доступных к приватизации объектов. Во-первых, принятием указанного выше проекта закона ВР сделала возможной продажу целостных имущественных комплексов, в состав которых входит собственность с наложенным обременением.
С момента вступления в силу законопроекта арест имущества по исполнительному производству (кроме наложенного в рамках уголовных дел), отсутствие согласия со стороны кредиторов на продажу находящейся в залоге коммунальной и государственной собственности не являются препятствиями для ее приватизации.
При этом все обременения, наложенные на купленное имущество, сохраняются для нового собственника, который должен удовлетворить требования кредиторов. Как объясняла в конце августа тогдашняя и.о. главы ФГИ Ольга Батова в своей колонке для «ЭП», многолетние аресты были наложены на имущество 115 объектов из имеющихся на тот момент в списке приватизации.
Уже осенью парламент пошел дальше в этом направлении, разрешив приватизацию находящихся в налоговом залоге объектов без согласия на то налоговых органов (законопроект №8045). Условия покупки – оплата налогового долга победителем аукциона. Это решение разблокировало приватизацию 41 объекта госсобственности с совокупным налоговым долгом в более чем 300 млн грн и суммарной стартовой ценой в 1 млрд грн, указывали в TI.
Расширив возможности для приватизации и сократив сроки проведения аукционов, законопроект №7451 в то же время усилил контроль за оплатой за продаваемое госимущество. Так, власти увеличили размер гарантийного взноса, позволяющего покупателю участвовать в аукционе, до 20% от стартовой цены объекта. Также победить стал обязан вносить полную стоимость имущества до подписания договора о купле-продаже.
«В прошлом были случаи с подписанием договора победителем аукциона и отсутствием уплаты за объект с использованием права на обжалование какой-либо части процесса приватизации, и блокированием таким образом на годы проведения повторного аукциона по приватизации или передачи права собственности«, – объясняла необходимость изменения Батова.
Помимо улучшения условий для инвесторов, власти активно разбирались с проблемной госсобственностью, до сих пор не переданной на приватизацию. Еще летом Кабинет министров провел давно ожидаемый триаж госпредприятий – то есть распределил их на подлежащие приватизации и на те, которые существуют лишь на бумаге и должны быть ликвидированы.
Из 420 объектов работающими оказались 33, правда, прибыльными – только 10 при 20 убыточных. В конечном счете из сформированного правительством списка 66 ГП решили передать на приватизацию, а по 354 было принято решение о ликвидации.
Наконец, в начале сентября правительством был упрощен механизм передачи государственных объектов в управление ФГИ – если ранее передача актива в Фонд не могла быть осуществлена без согласования с органом управления, то теперь это стало необязательным. В соответствии с постановлением КМУ, также инициировать передачу объекта в ФГИ теперь может непосредственно Фонд и правительство, а также Минэкономики.
В том числе благодаря этому уже в октябре Кабмин передал в Фонд 800 объектов госсобственности общей оценочной стоимостью в 45 млрд грн. По этим объектам ФГИ также планирует провести триаж.
От каких активов государство избавлялось в 2022 году
Программа «Малой приватизации» – то есть продажи тех или иных объектов стоимостью не более 250 млн грн – возобновилась 1 сентября, а первый аукцион после этого был проведен 19 сентября. С этого времени и ко второй половине декабря ФГИ провел более 170 онлайн-аукционов, по результатам которых в бюджет было перечислено 1,147 млрд грн – стартовая стоимость проданных активов при этом составляла 495 млн грн, уточнял в своем материале для издания «Зеркало недели» («ЗН») директор ГП «Прозорро. Продажи» Алексей Соболев.
Согласно Соболеву, еще 161 млн грн привлекли от распродажи непрофильных активов местные бюджеты – на 90% они реализовывали недвижимость, а лидерами по суммам продаж стали Львов (35 млн грн) и Киев (27,4 млн грн).
Среди проданного в 2022 году государственного имущества самым дорогим оказались спиртовые заводы ГП «Укрспирт». Тому есть несколько причин. Как показал проведенный правительством триаж, именно предприятия «Укрспирта» оказались на первом месте среди немногих госактивов, приносящих прибыль.
С другой стороны, объяснял в своем материале Алексей Соболев, спиртовые заводы могут похвастаться обустроенной инфраструктурой – подведенными коммуникациями и железнодорожным сообщением. Всего, по его данным, ФГИ продал спиртзаводов на 604 млн грн, что в 3,3 раза превышает их стартовую цену.
При этом самым крупным лотом оказался Львовский ювелирный завод – за него покупатель отдал 185 млн грн.
Что хотят приватизировать в 2023-м
Помимо спиртовых заводов, эксперты выделяют еще ряд активов, которые могут быть интересны инвесторам.
Как отмечал в своем материале юрсоветник TI Андрей Швадчак, среди переданных в октябре под управление ФГИ госкомпаний одними из наиболее привлекательных активов обладают такие ГП, как, например, «Аграрный Фонд» (оценка на 2020 год – 1,6 млрд грн при доходе 2,2 млрд грн), «Укртрансхимамиак» (1,8 млрд грн при доходе 1,7 млрд грн), «Коневодство Украины» (541 млн грн при доходе 396 млн грн). Эксперт пояснял, что все указанные госпредприятия погрязли в коррупционных схемах, от которых государство несло убытки на миллионы и миллиарды гривен.
В то же время на радикальное увеличение доходов от разгосударствления вряд ли можно рассчитывать без возобновления «Большой приватизации» – продажи единых имущественных комплексов стоимостью свыше 250 млн грн. Законопроектом №7451, вступившим в силу в августе, она была запрещена.
Вместе с тем новоназначенный руководитель ФГИ Рустем Умеров в интервью Forbes заявил о планах возобновить во время войны «Большую приватизацию». Среди вероятных к продаже предприятий он назвал Одесский припортовый завод (ОПЗ), Запорожский титано-магниевый комбинат (ЗТМК) и Объединенною горно-химическую компанию (ОГХК). При этом Умеров добавил, что приватизация этих предприятий может быть осуществлена как через аукцион, так и через прямой поиск стратегического инвестора.
Опрошенные UBR.ua эксперты разделились во мнении относительно того, удастся ли государству найти инвестора на указанные Умеровым активы. Из них только ОГХК в последние годы показывала прибыль (за первое полугодие 2021 года чистая прибыль составила 284 млн грн при плане в 277 млн грн). Между тем, нынешний руководитель ОГХК Владислав Иткин в интервью агентству «УНИАН» назвал приватизацию оправданной в случае получения в ее результате значительных инвестиций и инновационных технологий.
«Если у государства появятся собственные возможности эффективно развивать этот актив, то решение может быть и другим«, – заметил Иткин.
В то же время ОПЗ с сентября 2021 года полностью приостановил деятельность, а ЗТМК, приводил UBR.ua сравнение в декабре 2021 года экс-глава ФГИ Дмитрий Сенниченко, пребывал тогда в состоянии, как «после Второй мировой войны».
Как полагает руководитель аналитического департамента Concorde Capital Александр Паращий, в ближайшее время можно лишь начать процесс подготовки ОПЗ, ОГХК и ЗТМК к приватизации, но из-за военных рисков рассчитывать на интерес к этим активам серьезных иностранных компаний вряд ли возможно.
«Но, если предположить, что при приватизации будет задействован механизм международного страхования, то теоретически ее можно осуществить и до окончания активных боевых действий«, – при этом указал Паращий.
Впрочем, среди дополнительных факторов, которые не будут способствовать приватизации, не малую роль играет территориальный – очевидно, что и Одесский, и Запорожский заводы из-за своего расположения находятся под повышенным риском обстрелов. Отметим, что мощности ОГХК, наиболее благополучной из названных Умеровым компаний, находятся в Днепропетровской и Житомирской областях.
Сомнительность решения продавать столь значимые предприятия в войну обусловлена еще и вероятным снижением их стоимости. Однако координатор экспертных групп Экономической экспертной платформы (ЭЭП) Олег Гетман высказал нам мнение, что продажа неэффективных предприятий даже просто по балансовой стоимости активов, которую предстоит определить при подготовке предприятий к аукциону, будет полезной государству.
«Химический комбинат не будет продан за 1 гривну. Если найдутся инвесторы, которые будут готовы купить его по балансовой стоимости активов – и это будет отлично, так как государство избавиться от годами им обеспечиваемого непрофильного предприятия. Если найдутся покупатели, которые в рамках открытого аукционного соревнования согласятся заплатить в три-четыре раза больше балансовой стоимости – еще лучше«, – подытожил Гетман.
Впрочем, он напомнил, что и на аукционах малой приватизации, возобновленных осенью, стартовая стоимость активов вырастала, несмотря на войну, в несколько раз.
«Если война не закончится в следующем году, но и не перейдет в более активную фазу, то я не думаю, что инвесторы будут сильно волноваться по этому поводу. Кроме того, государство сейчас пытается создать программу по страхованию военных рисков, привлечь к этому Мировой Банк и ЕБРР. Если это удастся сделать, то я вообще не вижу проблем для Большой приватизации«, – высказал солидарную позицию с Паращием координатор ЭЭП Гетман.