Операция "прихватизация": Зачем украинская власть отдает прибыльные предприятия на дерибан - DOSSIER

Операция «прихватизация»: Зачем украинская власть отдает прибыльные предприятия на дерибан

Нам обещали конец эпохи бедности… А вот на повышение зарплат учителям, как Зеленский обещал перед выборами, денег уже не хватает… На строительство больниц, школ и садиков тоже нет… Почему? Бюджет страны наполняется не только за счет налогов, которые мы с вами платим из собственных доходов, а за счет государственных предприятий. Одна только аренда государственного имущества приносит миллиарды гривен. 3 октября президент Украины Владимир Зеленский подписывает закон об отмене списка запрещенных к приватизации госпредприятий. Зачем? Кому это выгодно, и что потеряет от этого государство.

Приватизация, то есть процесс передачи объектов государственной собственности в частную, была начата после получения Украиной независимости в 1991 году. Украинская приватизация была непрозрачной, неконкурентной и хаотичной. Ее результаты называют одними из худших в мире.

В 1992 году в Украине было разгосударствлено 133 тысяч объектов. Их было приватизировано менее, чем за 11 млрд долларов. Тогда государственные предприятия умышленно банкротились, чтобы продать их за бесценок.

21 апреля 1994 года президент Леонид Кравчук подписал указ «О введении в наличное обращение приватизационных имущественных сертификатов». Крупные предприятия превращались в акционерные общества. На руках у людей появилась новая валюта – ваучеры.

Граждане просто получили бумажки в надежде на то, что с них они получают прибыль, а по факту они получили ноль и увидели, как на их глазах благодаря этим бумажкам кто-то стал олигархом.

Сегодня же, предупреждают эксперты, из-за непродуманной приватизации госпредприятий история может повториться и олигархов в нашей стране станет больше.

«Так называемые «слуги народа» почти первое, что сделали — это отменили так называемый запретный список. То есть раньше был закон Украины, в котором был такой себе перечень объектов, не подлежащих приватизации, теперь такого перечня нет», — поясняет экс-заместитель председателя Специальной контрольной комиссии ВРУ по вопросам приватизации Эдуард Леонов.

2 сентября президент Владимир Зеленский поручил премьер-министру Алексею Гончаруку и министру экономического развития и торговли Тимофею Милованову начать подготовку к большой приватизации и работу по привлечению инвесторов.

А уже 2 октября Верховная Рада Украины отменяет закон с перечнем объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации.

Среди 800 объектов на приватизацию оказались и стратегические для страны предприятия:  «Укрзализныця»,  «Укрпочта” , «Ощадбанк» ,  «Укрспирт”, аэропорт «Борисполь», ряд угольных шахт и некоторые предприятия Министерства обороны Украины.

Министерство развития экономики обнародовало топ-10 из них по уровню полученной чистой прибыли в первом полугодии 2019 года.

По состоянию на 2019 год самыми прибыльными из государственных предприятий являются:

АО «НАК «Нафтогаз Украины” — 24,26 млрд грн;

ГП «Национальная энергетическая компания «Укрэнерго» — 1,76 млрд грн;

ПАО «Укргидроэнерго» — 1,19 млрд грн;

ГП «НАЭК «Энергоатом» — 1,11 млрд грн;

АО «Укрзализныця» — 1,07 млрд грн;

АО «Укрпочта” с доходом в 475 млн грн.

От работы каждого из этих предприятия зависит благополучие украинцев, ведь они наполняют государственный бюджет.

«Каждое предприятие – это донор, донор местной территориальной общины, потому что рабочие места, они кормят местный, региональный и государственный бюджет», — говорит первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам экономического развития Сергей Тарута.

Впрочем, «слуги народа» решают, что пустив государственные предприятия с молотка, они залатают дыры в бюджете. Ведь в 2019 году дефицит бюджета значительно увеличился по сравнению с прошлыми годами. На конец декабря государственная казна недополучила 51 миллиард гривен.

«Дыра в бюджете в доходной части 80 миллиардов. В Пенсионном фонде дыра каждый раз колеблется, менее 60-70 млрд грн на год не бывает. То есть суммарно мы говорим о нехватке сотен миллиардов в бюджете», — уточняет цифры Эдуард Леонов.

20 ноября этого года Министерство экономики инициировало передачу очередного пакета предприятий на большую приватизацию.

Премьер-министр Украины Алексей Гончарук рассказал о преимуществах принятого решения: «Фактически 339 предприятий из 500, определенных президентом как цели к концу года, уже переданы. Это означает, что государственных предприятий и активов в управлении министров, политиков становится меньше. Они переходят в управление менеджеров, которые должны честно посмотреть, что они собой представляют, и должны подготовить их к продаже».

И речь идет не только об убыточных, но и о тех, на которых государство зарабатывает миллиарды. Впрочем, министр экономики Тимофей Милованов считает, что в частных руках предприятия станут более успешными.

Очевидно, и станут. Только вопрос, что из этого получит государство? Что же будет, если эту курочку продать или съесть? Один раз мы будем иметь хороший обед или деньги, но золотых яиц больше не будет. Целесообразно ли это?

Намерение приватизировать вместо того, чтобы сделать предприятия эффективными и преодолеть коррупцию на них, эксперты считают результатом некомпетентности власти.

«Не имея понятия о государственном имуществе и о возможностях управления им, эти люди видят приватизацию только как возможность дешевле, быстрее распродать его», — считает экс-заместитель председателя Специальной контрольной комиссии ВРУ по вопросам приватизации Эдуард Леонов.

Распродать, вероятно, нужным людям! Ведь тех, кто способен купить миллиардные активы «Укрзализныци» или «Нафтогаза», единицы. «Вряд ли эти олигархи регрессом обществу отдадут какую-то дань в государственный бюджет», — считает директор Института анализа и прогнозирования Юрий Лесничий.

Николай Гордиенко возглавлял Государственную финансовую инспекцию Украины в период с 2014 до 2015 год. Результаты проверки государственных предприятий поражали.

«В целом за это время за год было выявлено 7 миллиардов 600 млн убытков, которые были нанесены государству. Хочу сразу сказать, что это же только начало нашей работы», — говорит он.

К середине 2014-го Государственная финансовая инспекция проверила деятельность послемайданного правительства. Оказалось, власть Порошенко воровала не меньше предшественников.  

«То есть они шли где-то на том уровне, который был при предыдущей Раде, власти. Хоть я понимал, весь украинский народ, что хищений не должно было быть, когда идет война», — рассказывает бывший глава Государственной финансовой инспекции Украины.

Читайте также на DOSSIER:  Парламентарий рассказал о том, что коррупцией охвачены ответственные за агрополитику ведомства

После того, как проверяющие заявили о коррупции и хищениях на предприятиях, правительство Яценюка решило избавиться от Государственной финансовой инспекции.

«С нас сняли финансирование, то есть была остановлена работа Государственной финансовой инспекции, сумма убытков увеличилась на 100 процентов. То есть работа была остановлена, а разворовывать бюджет стали намного больше, чем было до этого», — заявил он.

Николай Гордиенко обнародовал результаты работы инспекции за год в средствах массовой информации. За что вскоре и поплатился должностью.

Далее были суды, выигранные дела, восстановление в 2018 году Верховным судом Николая Гордиенко на посту главы Государственной финансовой инспекции Украины, но и до сих пор он не может вернуться к работе, потому что его банально не пускают в помещение. Он наивно надеялся, что команда президента Зеленского заинтересуется информацией, которой он владеет. Что сможет восстановиться на должности и разоблачить воров. Впрочем, премьер министр Гончарук проигнорировал его.

Сегодня Государственная финансовая инспекция Украины переименована в Государственную аудиторскую службу Украины, и тот небольшой штат работников, что остался после сокращения, просто не в состоянии проверить все государственные предприятия. Но, похоже, такое положение вещей нынешнюю власть как раз устраивает.

* * *

Одним из примеров неудачной приватизации государственных предприятий является сахарная отрасль.

Падение украинской сахарной отрасли началось в девяностых. Когда власть отменила систему государственных заказов на сахарную свеклу и сахар и сняла с себя ответственность за дальнейшее развитие отрасли.

Винницу когда-то называли «сахарным Донбассом», ведь в области функционировали 39 сахарных заводов и сотни сельскохозяйственных предприятий. За эти годы около 15 тысяч жителей потеряли работу.

Впрочем, пришли упадок не все сахарные заводы. Предприятия, относящиеся к бизнесу семьи тогдашнего президента Порошенко, наоборот набирали обороты. В 2016 году Минагропрод выдал им наибольшие квоты на производство сахара для внутреннего рынка.

По словам бывшего заместителя председателя Специальной контрольной комиссии ВРУ по вопросам приватизации Эдуарда Леонова, заводы скупались массово: «Присоединились многие, в том числе и экс-президент Порошенко. Они скупали сахарные заводы, сахароперерабатывающие заводы, вырезали их на металлолом, а сахар завозили, условно, с Кубы и других стран, тот же тростниковый сахар».

Так же, как прежде сахарная отрасль, сегодня под угрозой и спиртовая. Ее тоже взялись реформировать. 15 ноября Верховная Рада поддержала в первом чтении законопроект о демонополизации рынка спирта с 1 января 2020 года.

Государственное предприятие “Укрспирт” — это единственный производитель пищевого спирта. Демонополизация спиртовой отрасли означает не только, что теперь спирт смогут производить все желающие спиртовые заводы, но и то, что государство больше не сможет контролировать качество спирта, что угрожает здоровью и жизни людей.

В 2002 году спиртовую отрасль передали в руки государства, чтобы установить контроль над ней. Во времена Януковича спирт полностью контролировали люди, приближенные к «семье». Тогда государственные спиртзаводы были убыточными, государство недополучало налоги, а на полках магазинов и забегаловок все чаще появлялся шмурдяк с кондрабандного спирта. Порой люди травились тем пойлом, а торгаши суррогатом зарабатывали миллионы.

В настоящее время контрабандный спирт тоже попадает в Украину. Продать «Укрспирт» собираются за 5 млрд грн.

Впрочем, каковы гарантии, что оказавшись в руках олигархов, “Укрспирт” не будет злоупотреблять монополией, будет платить налоги и бороться с суррогатным алкоголем, и не будет сотрудничать с контрафактниками.

Сергей Блискун руководил «Укрспиртом» в 2015-2016 годах, откуда был уволен после исчезновения денег в ПАО «Платинум Банк» на сумму 200 млн грн и выявления сделки на 500 млн грн. А именно: «Укрспирт» покупал газ по завышенным ценам. Когда «Платинум Банк» обанкротился, государственные средства осели в карманах его владельца — одесского бизнесмена Бориса Кауфмана. Согласно аудиту за время хозяйствования Блискуна в ГП.

Теперь господин Блискун вернулся. Его темное прошлое не смутило ни министра экономики Милованова, ни самого президента Зеленского. Намерения власти приватизировать «Укрспирт» Блискун поддерживает.

А вот профсоюз госпредприятия «Укрспирт» настроен не так оптимистично.
1 ноября Владимир Зеленский прибыл в Тернополь с рабочим визитом, чтобы обсудить проблемы ГП «Укрспирт». Но вместо диалога с людьми произошел лишь монолог власти.

Это «Червонослободской спиртовый завод», одно из производств концерна «Укрспирт». Руководство гордится собственной продукцией.

У них покупают спирт такие известные торговые марки, как «Хортица», «Немиров», а также аптечные базы и фармация. Экспортируют и за границу.

Как видим, успех предприятия зависит не от формы собственности, дело в эффективном управлении.

* * *

Россия. Владимирская область. Завод имени Дегтярева – здесь производят оружие.

С конвейеров именно этого предприятия выходят автоматы Калашникова, гранатометы, противотанковые комплексы и реактивные ракеты, которые затем отправляются на войну в Украину и убивают наших граждан. А владельцы этого завода и до сих пор имеют огромный бизнес на нашей территории.

Это единственный табачный дистрибьютор в Украине — компания «Тедис». До 24 мая 2016 года она называлась «Мегаполис». Эра этого табачного монополиста началось еще во времена Януковича, когда всех дистрибьюторов принудительно объединили в один.

Теперь — это «Тедис Украина». Среди ее учредителей — 6 кипрских компаний, а одним из бенефициарных владельцев является одесский миллионер Борис Кауфман.

Ниточки от Кауфмана и компании «Тедис» ведут в группу компаний «Меркурий» российских олигархов Игоря Кесаева и Сергея Кациева. Они и являются владельцами того самого завода имени Дегтярева, флагмана военно-промышленного комплекса Российской Федерации.

Читайте также на DOSSIER:  Шесть основ «конституционного прагматизма»

В 2011 году при лоббировании Януковича Антимонопольный комитет Украины выдал компании «Тедис» разрешение на заключение ряда контрактов с оптовыми продавцами сигарет. Эти контракты предусматривали, что оптовики будут работать 10 лет только с компанией «Тедис».

С тех пор власть поменялась трижды. А табачный рынок и до сих пор в руках монополиста «Тедис». В октябре 2015-го года Антимонопольный комитет Украины пришел в себя и открыл дело относительно злоупотребления монопольным положением компанией «Тедис».

Впрочем, «Тедис» обжаловал решение об отмене монополии в суде и, пройдя до третьей инстанции, выиграл дело. Таким образом, по постановлению Верховного суда 12 декабря 2019 года компания вновь получила право на монополию.

Это дело рассматривалось почти пять лет. В результате желание Антимонопольного комитета довести его до конца и разрушить частную табачную монополию выглядит не слишком убедительно.

По оценкам аудиторов Счетной палаты, государственный бюджет за два с половиной года недополучил от табачного монополиста почти 20 млрд гривен, в среднем это 8 млрд гривен в год.

Итак, пока в стране продолжаются споры относительно необходимости приватизации государственных предприятий, тем временем частная компания, еще и российского происхождения, зарабатывает на украинцах миллиарды.

4 октября Верховная Рада вносит поправки в законопроект № 1049. Поправка определяет уровень заработка табачных компаний и перераспределяет торговую маржу между участниками рынка: компаниями-производителями, оптовыми и розничными продавцами сигарет.

А уже через несколько дней после этого British American Tobacco приостанавливает производство на своем заводе в Прилуках. То есть легальные сигареты станут дороже. Следовательно фальсификата и контрабанды может стать больше.

До вынесения в зал на голосование правка № 8 прошла через Комитет по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, ее поддержал голосованием и публично отстоял заместитель председателя комитета Андрей Холодов.

По информации журналистов программы «Схемы», Холодов фактически лоббировал интересы собственного бизнеса, компаний розничной продажи табака «Виктрум» и «Интертабако», которые ведут к депутату через ряд фирм-прокладок. А это прямой конфликт интересов.

Тот же Холодов был заинтересован протолкнуть скандальную поправку. То есть за счет повышения цен на сигареты Холодов со своими киосками и другими «розничниками» зарабатывали бы минимум в 15 млрд грн в год. Впрочем, о своей причастности к остановочным киоскам Холодов молчит.

На основании журналистского расследования 4 декабря НАБУ открыло против Холодова уголовное производство.

А министр Милованов подписал меморандум с табачными компаниями о прозрачном регулировании развития табачной промышленности.

* * *

Государственное предприятие “Укрзализныця” — целая империя, государство в государстве с собственными заводами и больницами, военизированными формированиями и учебными заведениями. Объект стратегического значения.

Правительство Алексея Гончарука планирует разделить «Укрзализныцю» на три компании и продать часть частным инвесторам. Одно предприятие будет заниматься грузовыми перевозками, второе — пассажирскими. И лишь третье должно остаться в государственной собственности. Оно будет заниматься инфраструктурой.

Пойдет ли корпоратизация «Укрзализныци» ей на пользу? Такой шаг власти многие считают рискованным.

«Передать железную дорогу в консорциумы, частично их передать в частные руки – это очень большой риск. То есть никто в нашей ситуации не гарантирует, что новый владелец будет об этих дорогах заботиться и будет надлежащая безопасность на них», — говорит юрист Михаил Стрельников.

Большинство пассажирских перевозок «Укрзализныци» сейчас являются убыточными, они дотируются за счет коммерческих грузовых перевозок.

Когда в 2014 году Государственная финансовая инспекция Украины наведалась с проверкой на «Укрзализныцю», там обнаружили убытков на сотни миллионов. Цены на билеты растут, а сервиса никакого. Все больше жалуются в соцсетях.

28 декабря 2018 года. Поезд «Киев — Рахов». На женщину, которая лежала на нижней полке, упала верхняя вместе с другой пассажиркой.

Мы приобрели билеты на тот же поезд, чтобы посмотреть, в каком состоянии он сейчас. К счастью, полки здесь на людей больше не падают. Но из-за старых вагонов и чьей-то халатности женщина не только не попала на запланированный отдых, но и нажила кучу проблем со здоровьем. Мы продолжили нашу инспекцию в купе, в котором сами путешествовали.

После увиденного спать на лохмотьях было неприятно. Попытки зарядить мобильный телефон тоже были неудачными, потому ни одна розетка не работает. А вонь из туалета разносился на весь вагон.

После моей жалобы оператору контакт-центра «Укрзализныци» на неработающие розетки, порванный матрас и ужасные подушки ко мне пришло смс-сообщение, что мое обращение зарегистрировано. Не прошло и десяти минут, как ко мне пришел начальник поезда и вежливо выслушал все мои жалобы.

От оператора контакт-центра «Укрзализныци» я узнала, что перьевые подушки вообще уже давно не используются, ведь они опасны для людей с аллергией. И пассажирам об этом ничего не известно.

Относительно вони в туалете начальник поезда объяснил, что так и должно быть, ведь это же туалет.

А вот, чтобы включили ток в розетке, оказывается, нужно обратиться к проводнику. Уверена, что и это для большинства пассажиров является открытием.

Почтенный возраст вагонов выдают не только элементы интерьера. Иногда поезд «Киев — Рахов» часами стоит в полях неподалеку от городка Чортков. Такие случаи не раз выкладывали в сеть пассажиры. Локомотив-пенсионер уже не имеет сил на крутых подъемах.

Возникает логичный вопрос, за что руководитель «Укрзализныци» Евгений Кравцов получает миллионную зарплату? В 2017 он получил более 7 миллионов гривен за год. 570 тысяч за месяц. Лишь немного меньше была зарплата его предшественника Войцеха Бальчуна — 461 тысяча.

Читайте также на DOSSIER:  Украинцы заплатят новые налоги, а ставки изменятся: новая реформа коснется каждого

И пока топ-менеджеры считают заработанные миллионы, которые государство им выплатило за эффективное управление «Укрзализныцей», стратегическое предприятие банкротится.

14 марта прошлого года под Верховной Радой протестовали железнодорожники. Они требовали отставки руководителя «Укрзализныци». Сегодня трудовые коллективы беспокоит выход из государственной собственности. Интересы людей собираются защищать профсоюзы.

Люди уверены, приватизация стратегически важного предприятия в дни войны — это преступление против страны. Впрочем, народные протесты «слуг народа не слишком беспокоят.

«Нам постоянно говорят, что «Укрзализныця» убыточна, а если посмотреть на структуру этой убыточности, то мы видим, что те огромные средства, которые «Укрзализныця» зарабатывает, просто съедаються аффилированными контрагентами, принадлежащими то одному депутату, то одному народному министру, то другому замминистра», — считает Эдуард Леонов.

И, очевидно, бороться с коррупцией на государственном предприятии правительство Зеленского не собирается. Не проще ли пустить все с молотка…

«Нафтогаз» – крупнейшая национальная компания Украины и крупнейший налогоплательщик. Именно «Нафтогаз» отвечает за то, какой газ мы получаем и сколько за него платим.

«Если посмотреть опыт европейских стран, там не существует таких интегрированных компаний, в которых собрано все воедино, которые одновременно управляют тем, что добывается, и управляют тем, что продается», — говорит политический эксперт Александр Солонтай.

«Нафтогаз Украины» был создан в 1999 году решением президента Кучмы. Компания объединила государственные активы украинской нефтегазовой промышленности.

Создание «Нафтогаза» было главным образом инициативой России. Мотив был простой: у нас должен появиться субъект, который бы аккумулировал бы все долги украинских потребителей российского газа. А чтобы эти долги гарантированно погашались, эту компанию сделали государственной.

С тех пор прошло 20 лет, а роль «Нафтогаза» не изменилась. Эксперты считают, что никакого полезного экономического смысла он не несет. Одни только убытки и коррупционные сделки.

Последняя ревизия, о которой рассказывает фининспектор Николай Гордиенко, обнаружила в 2014-м немалые убытки: «В «Нафтогазе» мы проводили ревизию, в «Укргаздобыче» и в «Укртрансгазе». По последнему был составлен акт тогда на 219 млн убытков, а «Укргаздобыча» — 358 млн убытков».

Ежемесячно эта государственная монополия извлекает из государственного бюджета миллионы только на собственное содержание, на фантастические зарплаты руководителей предприятия. Зарплата Андрея Коболева составляет более 342 млн гривен за год, то есть ежедневно глава «Нафтогаза» кладет себе в карман почти миллион гривен. За эти средства можно построить 3 крупных школы, или десятки детских садов.

«Коболев, который со всеми доплатами, премиями получает сегодня почти 3 млн грн зарплаты в месяц, чем приводит в шоковое состояние все население страны, которому постоянно повышают тариф на коммуналку, а его самая большая часть это как раз стоимость газа», — говорит экс-народный депутат Украины 8-го созыва Дмитрий Добродомов.

В течение 2018 года членам правления НАК «Нафтогаз Украины» выплатили 389,3 млн грн премий. Из них 286 с половиной миллионов председателю правления Андрею Коболеву, 261 млн грн – это премия за победу «Нафтогаза» в Стокгольмском арбитраже против российского «Газпрома». Кроме Коболева бонусами от 15 до 20 миллионов премировали еще нескольких руководителей. Мол, заслужили, потому что если бы не выиграли арбитраж, то пришлось бы платить больше.

Четыре года назад глава «Нафтогаза» не указал в своей декларации элитное жилье стоимостью почти миллион долларов. Тогда господин Коболев объяснил, что он просто арендует жилье.

Сейчас о реальных доходах Коболева мало что известно, ведь последний раз он подавал декларацию в 2015 году.

Верховная Рада Украины проголосовала за принятие закона об анбандлинге «Нафтогаза» — то есть отделение системы транспортировки природного газа от его добычи и поставки. Следовательно, пользы от многомиллионной «прокладки» «Нафтогаз» теперь вообще ни одной, впрочем, ежедневно на ее содержание мы с вами тратим миллионы.

Польша в 90-х годах тоже пережила период большой приватизации, которую называли еще «шоковой терапией». Тогда власти обещали полякам, что они не потеряют свои рабочие места.

Рабочие протестовали, и все же процесс продолжался. К концу 1990-х в Польше приватизировали, коммерциализировали или закрыли 80 процентов предприятий.

Впрочем, и там жалуются, что в отдельных случаях быстрая продажа государственных предприятий без соответствующей оценки стоимости была непрозрачной и свидетельствовала о коррупции.

Очевидно, именно на олигархов рассчитана и украинская приватизация. Когда одни богатеют, а другие теряют последние средства к существованию.

«И поэтому приватизация происходит не по логике запуска рабочих мест: здесь надо продать точно, здесь надо продать долю, а здесь нельзя продавать ни в коем виде, а по категории, что из этого вкусное, прибыльное, а что из этого так, не очень», — говорит Александр Солонтай.

Специалисты считают, что сначала было бы хорошо побороть в стране коррупцию, а потом продавать государственное имущество.
Экс-глава Государственной финансовой инспекции Николай Гордиенко вообще не видит смысла в приватизации государственных предприятий сегодня: «Если мы все говорим, что у нас тотальная коррупция, то возможно ли в период тотальной коррупции приватизировать государственные предприятия? А вы уверены, что в период приватизации не будет коррупции? Я не уверен».

Pin It on Pinterest