На протяжении по меньшей мере последних десяти лет было очевидно, что Россия активировала «энергетическое оружие» против Украины и будет действовать до конца. Комплексная стратегия принуждения Украины к отказу от европейской и евроатлантической интеграции увенчалась реализацией двух обходных проектов – «Северный поток-2» и «Турецкий поток» спустя четыре года после «Революции достоинства». Цель – сделать украинскую газотранспортную систему ненужной для транзита газпромовского газа в Европу – очень близка. Германия, которая поддерживает Украину в конфликте с Россией и является основной движущей силой в Европейском союзе, стала ключевым партнером России в проекте «Северный поток-2». После окончания строительства этого газопровода на территории Германии возникнет мирового класса хаб по торговле природным газом с минимальным объемом в 110 млрд. кубических метров. Все остальные страны Европы должны будут покупать и транспортировать газ по территории Германии, что приведет не только к изменению традиционных маршрутов транспортировки, но и к серьезному экономическому ущербу для Украины, Словакии, Польши, стран Балтии. Будут перенаправлены финансовые потоки, изменятся приоритеты работы компаний дюжины стран ЕС. В свою очередь, первая нитка «Турецкого потока», строительство которой завершено, осушит транс-балканский маршрут транспортирования природного газа через Украину, Румынию и Болгарию в Турцию в объеме 14 млрд. куб. м., а вторая ветка этого газопровода уведет с украинского рынка еще 14 млрд. куб. м. на безнадежный в экономическом плане, но важный с точки зрения геополитики рынок Греции и юга Европы. Проиграют от этого проекта Украина, Румыния и Болгария, выиграют Турция, Греция и Италия. Для России практически ничего не изменится, за исключением траты на оба проекта около 20 млрд долларов при сохранении объемов экспорта по тем же ценам. Только наивные обитатели 1/7 части суши могут поверить в то, что эти газопроводы имеют экономический смысл, и коллективно пожертвовать огромными деньгами впустую только, для того, чтобы удовлетворить амбиции одного единственного человека. Для всех остальных политическая подоплека путинских «потоков» очевидна.
Еще недавно в политических и экспертных кругах Украины высказывалось мнение, что «потоки» не состоятся. «Северный поток-2» будет остановлен из-за санкций США, а «турецкий» ограничится одной веткой, которая достанется туркам не только бесплатно, но и вместе с существенной скидкой на российский газ. Реальность оказалась другой. Не так давно глава «Нафтогаза» Андрей Коболев признал, что борьба против «Северного потока-2» проиграна, а о «турецком» он даже и не вспоминает. К сожалению, многолетние призывы экспертной среды, небезразличных членов парламента и бизнесменов к объединению усилий по координации действий против обходных маршрутов услышаны не были. В результате многочисленные, но разрозненные шаги с украинской стороны оказались неэффективными. Германия прочно стала на ошибочный путь сотрудничества с Россией (потому что им это очень выгодно), как и Турция, у которой в нынешней внешнеполитической ситуации выбор оказался невелик. США, со своей стороны, устами Трампа отказались вводить санкции по «Северному потоку-2», хотя вполне могли бы это сделать. Таким образом резко возросла вероятность того, что уже с 2020 года украинская ГТС останется без работы. Давным-давно необходимое создание предприятия «Магистральные газопроводы Украины» уже вряд ли спасет ситуацию, поскольку даже в нынешней, предкризисной ситуации «Нафтогаз» проявляет чудеса изворотливости, чтобы затянуть эффективный «анбандлинг». Очень уж не хочется лишиться все еще весомых 2-3 млрд. долларов за транзит.
Крайне слабым утешением представляется прозвучавшая в ходе недавнего 4-го «Газового форума Украины» информация о том, что состоялись трехсторонние переговоры ЕС-Россия-Украина по будущему транзиту. Сам факт их проведения является следствием обещания Германии и ЕС учесть интересы Украины при строительстве «Северного потока-2». При этом и Германия, и ЕС знают, что у России просто нет необходимых дополнительных объемов газа, чтобы сохранить транзит на уровне хотя бы экономически обоснованных 40-50 млрд. куб. метров. Разговор идет о 10-15 млрд. куб. м., «транзит» которых будет только отнимать деньги и время на поддержание ГТС в работоспособном состоянии. Да и сам факт трехсторонних переговоров без четкого понимания их деталей является весьма обманчивым утешением. Существует ключевой момент: собственно говоря, кто с кем договаривается о транзите? Если «Нафтогаз» и «Газпром», а компании ЕС по-прежнему будут покупать газ на нашей западной границе, то это в лучшем означает консервацию нынешнего положения дел, сохранение источника коррупции и рычага давления России на Украину. Такие переговоры должны вестись в формате Украина-ЕС, а «Газпром» может выступать лишь стороной – поставщиком газа. Точки приема газа должны быть перенесены на нашу восточную границу, и это крайне важное условие, устраняющее угрозу новых «газовых» войн.
Увы, есть основания полагать, что в первую очередь ЕС не готов к таким серьезным трансформациям, а Украина упустила время для проведения соответствующих переговоров с европейскими компаниями, которые закупают российский газ. В этом случае нам следует думать не столько над сохранением транзита, сколько над обеспечением собственной энергетической безопасности. Где и каким образом Украина будет закупать газ после 2020 года? После стольких упущенных возможностей выбор опций невелик, но он есть.
Прежде всего необходимо активизировать совместный с Польшей проект по строительству интерконнектора, который позволил бы получать газ с LNG терминала в Свиноуйсьце. Поляки подписали договор с США на поставки американского LNG и, кроме того, строят транс-балтийский газопровод из Норвегии. Сегодня трудно говорить о точных ценовых параметрах, однако вариант поставок из Польши, по мнению экспертов, реален. В то же время, как стало известно из сообщений СМИ, реализация этого проекта откладывается на 2020 год, когда может быть уже поздно. Другим возможным маршрутом является поставка газа из Румынии. Новые месторождения газа, открытые румынами в том числе на шельфе Черного моря, который отошел к Румынии от Украины после бесславного проигрыша в международных судах по поводу острова Змеиный, позволяют не только полностью закрыть потребности Румынии в природном газе, но и осуществлять поставки в Молдову, и даже в Украину. Время от времени вопрос о проведении переговоров с румынами по этому поводу ставился на повестку дня, однако информация о практических шагах по этому поводу отсутствует.
Тем временем возникла еще одна возможность, несколько неожиданная. Строительство «Турецкого потока» не помешало Турции в последние месяцы увеличить свой потенциал по приему сжиженного газа. В дополнение к двум существующим и хорошо известным стационарным регазификационным терминалам под Стамбулом и Измиром, уже начали работы два плавучих терминала (и хранилища сжиженного газа) в Джакамаклы (Etki Liman) и Дертйол возле порта Джейхан. Турция имеет контракты на поставку сжиженного газа с Алжиром, Нигерией и Катаром, а также закупает газ на спотовом рынке у США, Норвегии, Тринидада и Тобаго. Дополнительные мощности позволяют не только удовлетворять пиковые нагрузки на газотранспортную систему, особенно в зимнее время, но и экспортировать газ. С этой целью уже увеличена мощность интерконнектора между Турцией и Болгарией, и болгарские компании проявляют большой интерес к этому маршруту. После запуска первой линии «Турецкого потока» транс-балканский маршрут окажется ненужным, возникает возможность реверса с юга на север, и поставок газа из Турции в Болгарию, а, значит, и в Украину. Привлекательность этой опции для Болгарии и других стран Балкан возрастает еще больше со строительством второй ветки «Турецкого потока» (которая, вопреки предыдущим заверениям, все-таки будет построена). Как известно, о своей заинтересованности покупать российский газ из этой трубы заявляли, в частности, Сербия и Венгрия. Южное направление является перспективным еще и потому, что нельзя исключать строительство уже в обозримом будущем транс-каспийского газопровода Туркменистан-Азербайджан и увеличение мощности «Южного транспортного коридора».
Разумеется, каждый из упомянутых выше вариантов должен быть просчитан и проработан профессионалами отрасли. По мнению международных экспертов, действовать следует немедленно. Даже если практические результаты будут достигнуты позже, сам факт переговоров укрепит позиции Украины на встречах с «Газпромом», а также создаст конструктивный контекст дискуссий с Брюсселем. Предвыборный год – не самое оптимальное время для сложных переговоров, имеющих стратегический характер. Однако другого времени может уже не быть.