

Перед Украиной встала неотложная проблема привести систему здравоохранения в соответствие с вызовами военного времени.
Во-первых, государственная казна пуста и пополняется преимущественно за счет финансовых взносов западных стран. Поэтому руководитель Офиса ВОЗ в Украине Ярно Хабихт признает, что государство может не справиться с содержанием и финансированием медицины. “Считаю необходимым больше инвестировать в здравоохранение, нужно больше государственного финансирования. Если у нас нет государственного финансирования для поддержки каждого украинца, то альтернатива такова: люди должны сами платить за эту помощь”, – сказал он в интервью агентству Интерфакс-Украина. В настоящее время ВОЗ зафиксировала повреждение более 1300 объектов медицинской инфраструктуры, некоторые регионы Украины лишились большей части медицинских учреждений, а восстановление этой инфраструктуры потребует миллиардов долларов США помощи от зарубежных партнеров. Впрочем, ВОЗ признает, что самостоятельно Украина не справится с этим бременем.
Во-вторых, находясь постоянно в стрессе, люди все чаще болеют – обостряются старые хронические болезни, появляются новые. Ожидаемым является массовый всплеск заболеваемости: по оценке главы Министерства здравоохранения Виктора Ляшко 90% украинцев оказались в зоне риска из-за психических перегрузок и ухудшения качества жизни.
Поэтому существует высокая вероятность, что система государственных и муниципальных больниц не справится с наплывом пациентов, особенно ввиду разрушения многих коммунальных объектов медицинской инфраструктуры. Для того чтобы люди могли получить надлежащую медицинскую помощь, специальная рабочая группа при Министерстве здравоохранения Украины разрабатывает механизм более полной интеграции учреждений частной медицины в общую систему здравоохранения.
Предлагается внести изменения в Закон Украины “О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения”. Именно в этом документе должно появиться дополнение, согласно которому государство в лице НСЗУ сможет направлять средства на покрытие стоимости лечения украинцев не только в государственные и коммунальные медучреждения, но и в частные. Это даст украинцам более широкие возможности для пользования более современным оборудованием частных клиник и лечения с использованием передовых мировых методик.
Что говорят эксперты
Павел Розенко, экс-вице-премьер по гуманитарным вопросам:
“Сейчас возникла острая потребность разгрузить государственный медицинский сектор. У государства нет объективной возможности увеличить расходы на медицину – наш бюджет поддерживают трансферами страны-союзницы. Сейчас настало время перемен. Законопроект откроет украинцам чрезвычайные возможности: топовое оборудование частных учреждений, лучшие препараты, закупку которых из-за войны войны и мегадефицитного бюджета не может себе позволить государство”.
Многих беспокоит, не станет ли новый этап медицинской реформы шагом для перехода к платной медицине. Сразу успокоим – нет: в работе государственных и коммунальных медучреждений ничего не изменится, привычное лечение, диагностику и процедуры и далее будут предоставлять на бесплатной основе. Зато украинцы смогут получить лечение и другие услуги в частных медицинских учреждениях за государственные средства. Лечение частично или полностью оплатит Национальная служба здравоохранения за счет средств государственных медицинских гарантий.
Мы собрали наиболее популярные вопросы от наших читателей по поводу механизма предложенных в законопроекте добровольных доплат к тарифам НСЗУ в частных клиниках.
Что предлагается в новом законопроекте?
Как известно, медицинская реформа внедрила принцип “деньги следуют за пациентом”. Но до сих пор бюджетные средства “следуют за пациентом” только в государственные и коммунальные учреждения. Предложенная в законопроекте реформа позволит людям выбрать: обратиться и получить полностью бесплатные услуги в государственном или коммунальном учреждении либо обратиться в частную клинику и доплатить только разницу сверх тарифа НСЗУ. То есть средства, выделенные государством из бюджета на медицинское обслуживание каждого из своих граждан, смогут “следовать за пациентом” и в государственное или коммунальное учреждение, и в частное.
Что говорят эксперты
Елена Ещенко, член рабочей группы при Минздраве по усилению роли частных учреждений здравоохранения в восстановлении и развитии системы здравоохранения, председатель Ассоциации частных медицинских учреждений Украины, кандидат медицинских наук, гендиректор и совладелец сети частных клиник Smart Medical Center:
“Есть критически важные вещи для здоровья пациента, которые решаются на первичном уровне медицинской или экстренной медицинской помощи. Поэтому мы говорим, что на эти услуги не может быть введена доплата. А вот на вторичном, третичном уровнях специализированной медицинской помощи доплата может быть введена. Поэтому базовые вещи, по нашему мнению, и в государственных, и в частных учреждениях должны быть обеспечены для пациента на бесплатной основе”.
Как будет работать система доплат?
К примеру, если стоимость операции в частном учреждении составляет 40 тыс. грн, а ее “пакетная стоимость” по программе медицинских гарантий НСЗУ – 20 тыс. грн, то пациент оплатит не всю сумму, а разницу между ценой частного учреждения и тарифом НСЗУ.
Или, например, качественная диагностика в частном учреждении на современном оборудовании стоит 700 грн, а по тарифу НСЗУ ее стоимость – 400 грн: в таком случае пациенту достаточно оплатить только 300 грн – разницу между тарифом НСЗУ и ценой частной больницы.
Что говорят эксперты
Тигран Арутюнян, член рабочей группы при Минздраве по усилению роли частных учреждений здравоохранения в восстановлении и развитии системы здравоохранения:
“Действующая система имеет существенный недостаток: обращаясь за помощью в частное учреждение, люди платят 100% стоимости его услуг, упустив возможность воспользоваться положенной им по закону компенсацией от НСЗУ. Новый механизм справедливее, ведь каждый гражданин уплатил налоги на медицину – отдал свои деньги государству и НСЗУ. Неважно, какое учреждение человек выберет: государственное, коммунальное или частное – каждый имеет право получить свою долю уплаченных в виде налогов денег от государства и НСЗУ на свое лечение”.
Из каких источников можно оплатить разницу между ценой частной клиники и тарифом НСЗУ?
Одна из целей предлагаемых изменений – уменьшение финансового бремени для пациентов. С появлением системы доплат разницу между тарифами НСЗУ и ценами частных медицинских учреждений на такие “пакетные” услуги можно будет покрывать не только за свой счет. Предполагается, что эти разницы смогут также покрываться за счет выплат страховых компаний, пособий от работодателей, даже пособий от благотворительных организаций, спонсоров и т. д.
Что говорят эксперты
Михаил Кухар, макроэкономист, управляющий партнер и главный экономист Ukraine Economic Outlook:
“Украинская система здравоохранения должна быть коренным образом трансформирована, чтобы стать доступной для граждан и эффективной для государства. В Украине на здравоохранение и медицинские услуги направляется около 10% ВВП – это сопоставимо со странами Европы. Но государственное финансирование из этих средств составляет всего 3,5% ВВП, а остальные около 7% – самостоятельные расходы украинцев, включая так называемые теневые платежи в государственном и муниципальном секторе. Поэтому медицинская реформа должна снизить финансовое бремя на оплату медицинских услуг для простых украинцев”.
Станет ли работа госсектора более прозрачной?
Важный эффект внесения изменений в работу системы здравоохранения – сокращение масштабов коррупционных поборов в системе государственных и коммунальных медицинских учреждений. С учетом взяток и неформальных “добровольно-принудительных” взносов стоимость “бесплатных” услуг государственного сектора медицины может оказаться сопоставимой с ценами частного сектора. Из-за такой конкуренции уровень предоставления медицинских услуг в госсекторе повысится, а неофициальных проплат станет меньше.
Не подорожают ли услуги частных медучреждений с внедрением доплат?
В любом случае нет. На стоимость их услуг влияют совсем другие факторы, такие как стоимость расходных материалов и оборудования, которые часто являются импортными и зависят от курса национальной валюты, зарплат медицинского и административного персонала, тарифной политики государства в сфере электроэнергии и коммунальных услуг и т. д.
Возможное внедрение доплат не имеет отношения к ценовой политике частных медучреждений или их ценообразованию. Доплаты будут служить только для уменьшения финансовой нагрузки для тех, кто решит обратиться за медицинской помощью в негосударственную больницу: вместо 100% оплаты их услуг пациент просто платит ту часть, которую не покрывает тариф НСЗУ.
Каким образом внедрение доплат повлияет на оказание медицинских услуг в средних и малых городах?
Никаких угроз для медицинских учреждений небольших городов предложенные законопроектом изменения не несут. В местной медицине ничего не изменится, потому что там расположены преимущественно государственные и коммунальные медучреждения, в работе которых ничего не изменится.
В то же время жители средних и небольших городов будут меньше платить, если обратятся в частные клиники в крупных городах за специализированной медицинской помощью (в случае операции или сложной диагностики и т. п.).
Когда представится возможность дешевле лечиться в частных клиниках за счет добровольных доплат?
Рабочая группа при Министерстве здравоохранения завершает работу над законопроектом, и он может уже скоро быть передан для рассмотрения в парламенте.