Было реформой, стало делом НАБУ. Почему Бюро вспомнило о Пивоварском через семь лет

Пивоварский

В чем НАБУ обвиняет экс-министра Пивоварского по делу на $30 млн и почему именно сейчас?

НАБУ вынесло подозрение экс-министру инфраструктуры Украины Андрею Пивоварскому и его заместителю из-за дела о портовом сборе, которое открыли семь лет назад.

Что это за дело и почему правоохранители взялись за него сейчас?

Что произошло

В среду, 22 февраля, Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) и Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) сообщили о подозрениях бывшему министру инфраструктуры Андрею Пивоварскому и его первому заместителю Владимиру Шульмейстеру.

В центре дела – приказ Министерства инфраструктуры, изданный в июле 2015 года. Он ввел распределение корабельного сбора в порту «Южный» в пропорции 50:50 между государством и бизнесом. А именно между госпредприятием «Администрация морских портов Украины» (АМПУ) и компаниями – владельцами причалов – «ТИС-Руда» и «ТИС-КТ», которые входят в группу ТИС – крупнейшего частного стивидорного оператора в Украине.

Портовые сборы – платежи, которые обязан заплатить владелец каждого судна, входящего в порт. Средства из этих сборов тратятся на поддержку портовой инфраструктуры.

Законом «О морских портах Украины» от 2012 года (ст. 22) предусмотрены семь портовых сборов: корабельный, причальный, якорный, канальный, маячный, административный и санитарный. Размеры ставок портового сбора для каждого морского порта устанавливаются Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере транспорта, в соответствии с утвержденной ею методикой. Однако ее в Украине так и не создали, поэтому фактически ее функции выполняет МИУ.

Позиция НАБУ: по закону, весь сбор должен был идти государству. Детективы обвиняют чиновников в том, что те экономически не обосновали и не согласовали приказ с профильными специалистами.

НАБУ считает, что из-за введения документа, на протяжении 2017-2021 годов государство недополучило более $30 млн, а виновны в этом министр и его первый заместитель Владимир Шульмейстер. Экс-чиновникам теперь грозит до шести лет заключения по статье злоупотребление властью. Впрочем, большой вопрос, имело ли оно место.

Мутные воды морского права

Такая позиция НАБУ обусловлена разной трактовкой законодательства и компетенций Мининфраструктуры, убежден Алексей Соболев, заместитель министра экономики Украины, советник министра инфраструктуры в 2015-2016 гг.

DOSSIER →  ВАКС заочно взял под стражу бывшего нардепа Иванющенко по делу о завладении землей рынка "Столичный"

Он объясняет: согласно закону о морских портах корабельный сбор взимается в интересах пользователя портовой акватории (АМПУ), а также владельца операционной акватории причала (причалов), построенных до вступления в силу данного закона – в этом случае компании ТИС – крупнейшего частного стивидорного оператора в Украине. В частности, в тексте приказа Мининфраструктуры от 24 июля 2015 года говорится о причалах № 18-22, принадлежащих компаниям «ТИС-Руда» и «ТИС-КТ» – в акватории морского порта «Южный».

«Это логично: ты частник, построил причал, к тебе заходит судно, ты собираешь с него деньги, на эти деньги удерживаешь свой причал», – объясняет Соболев. По его словам, во времена президента Януковича положения закона игнорировали, а весь сбор получало государство.

Пивоварский в своем Facebook тоже ссылается на это положение закона и убеждает, что только вернул в реальность то, что работало де-юре: «Закрепление приказом Мининфраструктуры порядка выполнения положений закона не должно быть в Украине преступлением», – указывает экс-министр.

Он объясняет: приказ Мининфраструктуры, которым был изменен порядок распределения средств корабельного сбора, был предварительно согласован рядом министерств и ведомств, в том числе Кабинетом министров Украины, вопросы тарифов перед утверждением приказа обсуждали в Тарифном совете. Кроме того, приказ завизировал Минюст, а значит документ проверили на соответствие действующему законодательству, убеждает экс-министр.

«Поэтому удивляют попытки стражей порядка подменить уполномоченный государственный орган собственным, «более правильным» видением специфических вопросов деятельности профильного министерства», – отметил экс-министр.

Почему дело разразилось сейчас?

Пивоварский также удивляется, что по «делу, которое расследуется почти семь лет», детективы НАБУ пришли к нему только сейчас.

Расследование о распределении сбора началось еще до создания Национального антикоррупционного бюро Украины – в 2015 году. «Это была инициатива высокопоставленного в то время чиновника, которого уволили. Он решил руками СБУ нанести удар нашей команде», – говорит LIGA.net Владимир Омелян, заместитель Пивоварского и министр инфраструктуры в 2016-2019 годах. Называть фамилии экс-министр отказался.

Фабула расследования, первоначально проводимая одесской полицией и СБУ, а впоследствии – с 2019 года – НАБУ, не менялась. Группа компаний «Трансинвестсервис» (ТИС), владеющая причалами в порту «Южный», подозревалась в незаконном обогащении, должностных лиц Мининфраструктуры – в злоупотреблении.

DOSSIER →  ВАКС заочно взял под стражу бывшего нардепа Иванющенко по делу о завладении землей рынка "Столичный"

В частности, в НАБУ считают, что приказ МИУ разрешил заработать на взыскании корабельного сбора предпринимателю российского происхождения Алексею Федоричеву, одному из бенефициарных собственников ТИС.

После сообщения о подозрении в коррупции в ПАО «Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины», в 2018 году НАБУ объявило Федоричева в розыск, а суд наложил арест на недвижимое имущество компании «ТИС-Минудобрения» и средства компании «ТИС-Зерно», которые принадлежали бизнесмену.

Против Федоричева были введены санкции СНБО. В мае 2020 санкции с предпринимателя сняли после указа президента. Но в октябре 2022 года бизнесмен российского происхождения снова оказался под санкциями Украины – за коммерческую деятельность в отраслях экономики, обеспечивающих существенный источник доходов правительству России.

На момент проверки предприятий у их владельцев отсутствовали документы, которые могли бы подтвердить право собственности на упомянутые причалы порта «Южный», заявляли в НАБУ.

На разных этапах расследования обновлялась лишь сумма якобы недополученных доходов госпредприятием АМПУ и анализируемый следователями период. Так, называлась сумма недополученных доходов то в 600 млн гривен, то в $11 млн. Теперь – более $30 млн.

Расследование, продолжавшееся годами, вряд ли можно было назвать успешным. СБУ и полиция даже пытались закрыть дело, сообщали в НАБУ. В Бюро говорят, что неоднократно обращались к правительству, АМПУ и соответствующим министерствам, чтобы те «прекратили действие незаконной схемы», однако ведомства «не отменили противоправный приказ и не подали иски о возврате частными компаниями безосновательно полученных сумм корабельного сбора».

Новое дыхание расследование получило после того, как год назад Госаудитслужба завершила аудит АМПУ за 2017-2021 годы. Ее материалы Бюро приобщило к другим томам дела и теперь потери государства именно в этот период – с 2017 по 2021 год – интересуют следствие.

Прогнозы

Это дело развалится в суде, как и дело премий Нафтогаза, прогнозирует Соболев: «Выглядит так, что это «не баг, а фича». Новый прокурор САП решил просудить все дела, которые есть в НАБУ», – убежден он.

DOSSIER →  ВАКС заочно взял под стражу бывшего нардепа Иванющенко по делу о завладении землей рынка "Столичный"

«У меня нет никаких сомнений, что дело будет похоронено ВАКСом», – говорит LIGA.net  Омелян. У него есть опыт для такой уверенности.

В июне 2020 года Омелян получил от НАБУ и САП подозрение по другому «портовому делу». По данным следствия, будучи в должности, он в декабре 2017 года издал приказ об уменьшении всех портовых сборов, кроме одного, на 20%. Это нанесло государству ущерб на 30,4 млн грн, указывали следователи, ссылаясь на данные экспертизы.

В деле Омеляна экс-министру тоже предъявляли превышение полномочий – изменять размер этого сбора могла только Верховная Рада, а не министр, объясняли в САП. Однако аргументы следователей не убедили суд в незаконности действий экс-министра. В октябре 2021 года Высший антикоррупционный суд признал Омеляна невиновным в деле об уменьшении портовых сборов, поскольку снижение портовых ставок не было его самостоятельным решением, а стало предметом долгосрочных переговоров на правительственном уровне, говорится в судебном заключении.

«Вместо того чтобы заниматься расследованиями коррупции чиновников категории «А», НАБУ занимается преследованиями за реформу», – убежден он. По делу Пивоварского правоохранители к Омеляну не обращались, но тот заявил, что собирается обращаться с ходатайством по этому делу самостоятельно.

 

Уляна Букатюк
Федор Орищук