Если тарифы повышаются, значит, это кому-нибудь нужно. Как обычно бывает в отечественной практике «машинного доения» государства «элитами», у каждого явления есть несколько уровней смысла. Как у луковицы, «сто одежек без застежек». Применительно к тарифам таких смыслов существует три.
Первый – «лапша по-печерски»: тарифы повысили, пытаясь задушить под их тяжестью государственную коррупцию. Несмотря на усилия всевозможных экспертов доказать недоказуемое, выходит пока не очень.
Смысл второй – оппозиционный. Во всем виноваты МВФ и власть, которая его слушает. А надо просто не слушать и не повышать.
Но есть и третий смысл – настоящий. Как говорил один опер, большую часть экономических преступлений он раскрыл с помощью детального изучения расходных кассовых ордеров. Применительно к газовой теме, нужно тоже зрить в корень, в финансовый «корень».
На самом деле сегодняшние окологазовые баталии между различными группами влияния — не что иное как борьба за будущую модель управления ГТС (точнее тем, что от нее останется после запуска «Северного потока — 2»). И создание максимально выгодного по ценовым параметрам внутреннего рынка, с прицелом на приватизацию украинской добычи газа. Привязка цены на газ к импортному паритету уже максимально подогрела внутренние цены, которые на 80% превышают котировки немецкого хаба, взятого у нас в качестве ценового бенчмарка. А вливание в эту ценовую модель ежегодно 80-90 млрд грн субсидий из государственного бюджета не просто подогревает цены, а буквально кипятит их. А теперь представьте, что в этой модели до 60% внутреннего потребления покрывается газом собственной добычи, себестоимость которого намного ниже тех 8,5 тысячи гривен за 1000 м куб. (которые платит население) и объем добычи составляет до 21 млрд м куб. Сладко получается. Особенно если учесть, что вся эта машинерия окажется со временем в частных руках. В этом смысле нынешняя власть выполняет что-то вроде ускоренной предпродажной подготовки бизнеса и ценового гиперстимулирования рынка. Накрутка цен получилась поистине реактивной, и причастные чиновники вполне могут заслуживать на причитающиеся «бонусы» в будущем.
Если убрать всю наслоившуюся шелуху, мы сможем очень быстро добраться до сердцевины скрытых процессов, и для этого вовсе не нужно плодить конспирологические версии. Достаточно применить обычный системный анализ.
Для нас этот футуристический прогноз будет сродни заглядыванию Фродо Бэггинса в зеркало будущего. Помните: «Не посмотришь ли ты в зеркало? — Что я увижу? — Даже самые мудрейшие не могут сказать этого. Ибо зеркало может показать многое. То, что было, то, что есть, и то, чего еще не произошло…»
Начнем с транзита. НАК «Нафтогаз Украины» привлекал компанию Rothschild S.p.A. (итальянское подразделение) в качестве инвестиционного консультанта для проведения анбандлинга, то есть процесса разделения функций транзита, добычи и продажи газа.
Международные компании давно присматриваются к украинской ГТС и не прочь принять участие в ее «разгосударствлении». Особенно в контексте строительства Россией обходных газопроводов. Создай условия для обесценивания нужного тебе актива, купи этот актив дешево, перепродай со временем дорого. Обычная биржевая стратегия.
Не секрет, что одним из наиболее вероятных кандидатов на управление нашей «трубой» является итальянская компания Snam S.p.A, которая уже скупила часть австрийской ГТС и планирует сделать то же самое с газопроводами Словакии и Украины. В таком случае она получит в свое распоряжение транспортный коридор от российско-украинской границы до Италии, страны, которая уже давно аффилирована Кремлем в систему скрытых газовых контрактов. Речь в данном случае идет не только о поставках российского газа на Апеннины, но и о продаже его в другие страны ЕС через сеть итальянских трейдеров. По этой же причине в перечне кандидатов на управление украинской ГТС может появиться и словацкая компания Eustream. Складывается впечатление, что это именно тот спектакль, в котором финал читается уже по первой реплике. Кстати, на мысль, что все именно так и будет, наталкивает итальянская «прописка» инвестиционных банкиров. Почему была привлечена именно итальянская группа «ротшильдов» из Милана, штаб-квартира которых размещена в квартале от всемирно известной Ла Скалы? Наиболее вероятный ответ: потому что реальный претендент на украинскую ГТС также из Италии. Итальянских претендентов на управление нашей ГТС интересуют только магистральные экспортные газопроводы, идущие в Ужгород и далее через Словакию и Австрию в Италию. Не трудно понять, что в таком случае новый «управляющий» получит все самое вкусное, а Украине оставит нерентабельную часть ГТС, которая без существенной части платы за транзит будет висеть, как ржавый пояс на хрупкой талии страны. Получится как в известном анекдоте: «Пять апельсинов не делятся пополам? Может и не делятся, но свои четыре я уже съел!
Нужное течение процесса анбандлинга должен обеспечить и новый совет НАКа. В прошлом году туда назначили Клэр Спотисвуд (Великобритания), Бруно Лескуа (Франция), Амоса Хохштайна (США), Стива Хейсена (Канада). Если судить из доступных биографических данных, Клэр Спотисвуд принимала участие в реформе газового рынка Великобритании, Бруно Лескуа работал в качестве топа в компании Gaz de france.
Что касается добычи газа. В условиях, когда в Украине можно «вынимать» по 21 млрд кубов в год, а внутренние цены завышены, иностранных инвесторов весьма интересуют газовые месторождения Украины и потенциал «Укргаздобычи». Не случайно бывший депутат российской Госдумы и знакомый Джорджа Сороса Илья Пономарев не скрывает факта переговоров относительно будущей приватизации крупнейшей национальной газодобывающей компании – «Укргаздобычи», хотя Коболев и не подтвердил данную информацию. Интерес Сороса вполне понятен. В Украине может сложиться парадоксальная ситуация, когда дешевый газ собственной добычи приватизированная государственная компания будет продавать через своих же торговых посредников на рынке ЕС, а на внутреннее потребление — дорогой импортный газ, полученный окольными реверсными путями откуда-то из Польши. Что поможет, кстати, аргументировать привязку цены на газ к импортному паритету. В таком случае модель действительно сложится практически идеальная: приватизированная «Укргаздобыча» будет «генерить» финансовый поток за счет низкой себестоимости на газ украинской добычи и высоких продажных цен в Италии, а «польские операторы» – увеличивать убытки украинских потребителей и затраты государственного бюджета на субсидии в результате продажи ими дорогого «европейского» газа в Украине. Ситуация только на первый взгляд выглядит неправдоподобно: такому игроку как Сорос вполне по силам пролоббировать принятие законов, гарантирующих иностранному инвестору право продавать газ там, где ему выгодно. Вряд ли случайно, что совсем недавно Илья Пономарев зарегистрировал в США компанию Trident Acquisitions, которая на американской бирже NASDAQ привлекла порядка 250 млн долл. частных инвестиций для реализации газовых проектов в Украине. Главной целью вполне может стать и будущая приватизация «Укргаздобычи». Как заявил в интервью Илья Пономарев: «Мне казалось тогда и сейчас кажется, что по мировым меркам это («Укргаздобыча») небольшая компания, которую бессмысленно держать в государственных руках. Я бы ее приватизировал, но не как одну компанию, а разделил бы ее на три части, запретив этими тремя частями владеть одной группе».
А теперь представьте, что вы на один день стали руководителем «Нафтогаза» и вам необходимо привести компанию к указанной выше модели. Что для этого необходимо сделать? Во-первых, чрезвычайно важно сохранять минимально возможные параметры по коммерческому хранению газа в подземных хранилищах, чтобы ни у кого не возникло еретической мысли о выгодности их использования и не было «вредоносного» обоснования высокой капитализации ПХГ при передаче оных в долгосрочное внешнее управление. Кроме того, важно привести «транзитный корабль» в пустую гавань с упавшими объемами прокачки, чтобы любое предложение по аренде части ГТС воспринималось чуть ли не как великая милость с ценой в условную гривну.
А вот систему газодобычи следует вывести на максимальные обороты, применяя такие инструменты стимулирования как льготное налогообложение (минимальные рентные платежи за добычу газа в новых глубинных скважинах в размере 6%, то есть фискальная нагрузка на уровне обычного ФЛП), так и максимальная либерализация тарифов для населения и теплокоммунэнерго (для этого цены необходимо привязать к импортному паритету с целью хеджирования будущих курсовых рисков продавца). Кроме того, сам процесс ценообразования нужно максимально вывести из сферы административного регулирования государства, чтобы потребитель платил ровно столько, сколько газ стоит в данный момент в немецком хабе с учетом платы за вход в украинскую ГТС, транзита, хранения и налогов, то есть с применением 80% наценки. Только в таком случае «условный Сорос» получит не просто бывшую компанию «Укргаздобычу» с набором лицензий и скважин, но уже готовый бизнес, с отлаженной организационной структурой, эффективным ценовым механизмом и льготным налогообложением. То есть «конфетку».
А теперь выйдем из зеркала «будущего» и вернемся в 2018 год. Как сказала бы эльфийская владычица: «Я знаю, что ты увидел. Ибо я тоже видела это. Это произойдет, если ты потерпишь поражение. Братство распадается. Уже начало. Он попытается забрать Кольцо. Ты знаешь, о ком я говорю».
К счастью, времени до выборов слишком мало, чтобы реализовать подобные планы, но их попробуют «протолкнуть» под дымовой завесой кризиса и безысходности, например, как способ погасить часть внешнего долга страны. «Ты знаешь, как появились нынешние политики? Они были людьми, которых Темные силы захватили, подвергли страданиям и уродливым преображениям. Нелепые и ужасные создания. А теперь усовершенствованные. Мой боевой Урук-хай, кто твой хозяин? Саруман!»
Алексей Кущ