Зеленский вернул рейтинг начала 2021-го. Что дальше?

Зеленский

Шесть основных общественно-политических тенденций 2022 года.

Не от побед бывают беды,

От поражений… Мысль проста.

Но их бедой была победа. —

За ней открылась — пустота.

Наум «Наивность»

Владимир Зеленский закончил 2021 год практически с тем же рейтингом и уровнем доверия, с которыми его и начинал. То же применимо и к его политической силе, и властной команде в целом. В феврале прошлого года были зафиксированы наихудшие показатели отношения граждан ко всем институтам власти и к тому, как развиваются события в стране с начала каденции Зеленского. (Здесь и далее приведены данные и тенденции, зафиксированные в восьми общенациональных опросах, проведенных с февраля по декабрь 2021 года компанией New Image Marketing Group. Выборка в каждом опросе составляла 2400 респондентов, методика CAPI (Computer Assisted Personal Interview) по месту проживания респондента, теоретическая ошибка — 2%.).

Однако офис президента, включив механизм СНБО, сделал ход конем, и не просто наступил на пророссийского а, но и закрыл три его телеканала. В течение весны—начала лета президент эффектно проводил заседания Совбеза, вводя все новые и новые санкции. Начало судебного процесса против Виктора Медведчука и избрание ему домашнего ареста в качестве меры пресечения лишило аргументов часть сторонников Порошенко, который, как впоследствии оказалось, достаточно тесно с ним сотрудничал.

Той (значительной) части общества, которая хочет быстрых результатов и готова сквозь пальцы смотреть на игнорирование законных процедур (а решений судов, подтверждающих правоту СНБО, мы пока так и не дождались), наступательная политика Зе! пришлась по душе. В итоге в рамках неработающей судебной системы прямые санкции против «подозрительных» украинских граждан и их компаний значительно подтянули рейтинг действующего президента. И, наверное, впервые за все тридцать лет независимой Украины рейтинг президента на экваторе его каденции перестал падать, даже наоборот — стал расти. К лету он стабилизировался на уровне 30% среди активного электората — избирателей, заявивших, что пойдут на президентские выборы и определились за кого отдадут свой голос.

К концу политико-телевизионного сезона уже традиционные заседания СНБО, очевидно, утратили свою новизну и вау-эффект, а концентрация власти офисом президента неотвратимо привела к разногласиям и внутри монобольшинства.

Отправленный в октябре в отставку экс-спикер Дмитрий стал серьезной, но не единственной «торпедой» личного рейтинга Владимира Зеленского при мощной медийной поддержке телеканалов и политических шоу олигарха №1. По итогам октября было зафиксировано заметное снижение как рейтингов президента и провластной партии, так и уровня доверия к ним. Что прослеживалось и в ноябре на фоне обострения газового и экономического кризисов. Позже произошел небольшой отскок к прежним показателям.

Читайте также на DOSSIER:  Возврат мажоритарки и манипуляция с выборами. Что ждать в Раде в новом сезоне

И в результате в конце года, после девяти месяцев постепенного возобновления уровня поддержки и доверия, Владимир Зеленский и его политическая сила вернулись на позиции начала года, описав таким образом полный электоральный круг. С тем и зашли в год 2022-й. Технологично прихватив дело Петра Порошенко о госизмене.

Так что же дальше?

Тенденция 1. Не увеличение, а цементация

С большой долей вероятности можно утверждать, что в период зимне-весеннего политико-телевизионного сезона Владимир Зеленский и его партия не смогут поднять свои рейтинги. Причины на то прозаичны — провальная экономическая и энергетическая политика, неспособность правительства остановить рост тарифов, а за ним — и рост цен на товары и услуги, возможный энергетический кризис, дефицит бюджета и так далее.

Таким образом, программа-максимум — сохранить существующие рейтинги, на данный момент все равно сравнительно высшие, чем у ближайших политических конкурентов. Вопрос лишь в правильно выбранных инструментах, которые помогут удерживать позиции.

Тенденция 2. Размывай и властвуй

С этим связана вторая тенденция 2022 года — не имея возможности получить абсолютное большинство в президентских и парламентских рейтингах, властная команда будет стараться удержать большинство относительное. Для этого в нынешнем году для нее станет еще более важным размывание и купирование возможных оппозиционных альянсов или отдельных политиков и их партий, чтобы не дать вырасти их рейтингам до опасной отметки.

При помощи санкций, закрытия лояльных информационных телеканалов и судебного процесса против одного из лидеров подобное удалось сделать в 2021 году с «Оппозиционной платформой за жизнь». Если прошлый год эта сила начинала на первом месте среди политических партий, посменно то возглавляя рейтинг, то отдавая первенство «Слуге народа», то к концу 2021 года она потеряла 9% активного электората и откатилась на условное четвертое место. Учитывая предъявленное подозрение лидеру «Европейской солидарности» Петру Порошенко, а также арест его активов, есть большая вероятность, что подобное попробуют сделать и с его политической силой.

Читайте также на DOSSIER:  Парламентские выборы должны пройти в 2023 году – Стефанчук

Тенденция 3. Деолигархизация — тренд сезона

С потерей электорального эффекта от заседаний СНБО и введения санкций против отдельных политиков, «воров в законе» и «контрабандистов» в новом политико-телевизионном сезоне упор будет сделан на так называемую деолигархизацию (секретарь СНБО Алексей уже анонсировал оглашение до мая первых имен). Речь, конечно же, не идет о реальном включении антимонопольных механизмов по отношению ко всем известным монополистам/олигархам страны.

Основным достижением власти за 2021 год, названным гражданами, является строительство дорог. Вместе с тем плохие дороги располагаются далеко внизу в списке наиболее актуальных проблем (актуальной проблемой их называют 7% граждан). Поэтому ожидать ощутимого электорального эффекта от «Великого будівництва» вряд ли стоит. В отличие от запроса общества на социальную справедливость, борьбу с коррупцией и негативного отношения к олигархам, по расчету ОП.

Тенденция 4. И телевизор всему голова

С первыми тремя тенденциями тесно связана четвертая. Начатое в 2021 году переформатирование информационно-политического сегмента телерынка, очевидно, выйдет на пик в 2022-м. Вместе с государственными телеканалами «Дом», «Рада» и недавно купленным депутатом пропрезидентской фракции Алексеем ым «4 каналом» в эти дни активно форматируются и перезапускаются новые-старые кнопки. В то время как оппозиционные новые-старые телеканалы вновь выключаются из эфира — вспомним ситуацию перед Новым годом с информационными каналами «Перший Незалежний» и UkrLive, восставшими из пепла «112 Украина» и Newsone.

Логика этих действий очевидна, поскольку до сих пор 80–90% респондентов 18 лет и старше отвечают, что используют телевизионные новости, чтобы узнать о событиях в Украине и мире. Вместе с тем за последние несколько лет доля тех, кто в целом больше использует интернет-сайты, социальные сети или мессенджеры, а не телевизор, существенно возросла. Таким образом, вместе с переформатированием телерынка обязательным теперь является и переформатирование информационных интернет-сайтов, Телеграм-каналов, групп в Фейсбуке и так далее.

Тенденция 5. Новые, но профессиональные лица

Еще одним вызовом для власти будут так называемые лица 2.0. Их ярким представителем можно назвать Дмитрия Разумкова. Не имея антирейтинга «старых» политиков, они будут делать акцент на том, что хотя они новые и молодые политики, но уже с существенным управленческим опытом, в отличие от команды, которую привел Владимир . При этом Дмитрий Разумков как истинный политтехнолог идет еще дальше. В каждом своем выступлении он подчеркивает, что именно он и его команда являются теми истинными «новыми лицами», за которых подавляющее большинство проголосовало в 2019 году. Тогда как президент и те, кто сейчас вокруг него, предали своих избирателей. Такие «новые лица» представляют серьезную опасность хотя бы тем, что будут размывать рейтинг президентской политической силы и самого президента, чего в условиях острой необходимости «цементирования» рейтинга на Банковой допустить никак не могут.

Читайте также на DOSSIER:  Большинство украинцев поддерживают проведение в Украине досрочных парламентских выборов, около половины – президентских – опрос

Тенденция 6. Старые, но надежные лица

Основная задача 2022 года ближайших конкурентов Зеленского и его политической силы из «старых лиц», как ни странно, будет такая же — цементирование своего электората. По итогам 2021-го не только президент и «Слуга народа» получили бы ту же поддержку от избирателей, что и в его начале. То же произошло бы с Петром Порошенко и его «Европейской солидарностью», а также с Юлией Тимошенко и «Батьківщиной». Таким образом, будучи в оппозиции несколько лет, они доказали, что могут удерживать свой электорат. В 2022 году, как мы уже упомянули, на тот же вопрос предстоит ответить президенту и его партии. Что касается нейтрализации и его ЕС, то ответ Зеленского мы наблюдаем в режиме реального времени.

Конечно, это лишь несколько основных тенденций начавшегося года. Непременно будут в нем и неожиданности. Правда, неожиданности эти будут ожидаемыми. Связаны они как с сильными сторонами нынешней властной команды — умением опрокидывать стол при неудачном раскладе, так и со слабыми сторонами, связанными с их управленческим волюнтаризмом и хроническим непотизмом. Однако это тема для отдельной статьи.

Александр Шульга
доктор социологических наук, Институт социологии НАНУ

FavoriteLoadingДобавить публикацию в закладки