Председатель налогового комитета ВРУ Даниил Гетманцев: мы предполагаем уменьшить налоговую нагрузку на зарплату до 25%

Гетманцев

С 2020 года возле Рады часто проходили  митинги ФОПов, которые требовали продления отсрочки введения обязательного РРО для них. Был даже случай, когда они прорвались через установленное полицией ограждение у здания Рады, а правоохранители задержали несколько человек. Если в 2020 году депутаты все-таки проголосовали отсрочку такого нововведения и перенесли уже на 2022 год, то следующей такой отсрочки ожидать уже не стоило. В январе 2022 года введение обязательного РРО для ФОПов 2-4 группы вступило в силу. Главным «драйвером» этой инициативы с самого начала выступил председатель налогового комитета ВРУ и депутат от «Слуги народа» Даниил .

«Українські Новини» решили обсудить с ним первые результаты введения обязательного РРО и основыне страхи предпринимателей по поводу этого процесса.. Также мы обсудили налоговую амнистию, фискализацию такси, уменьшение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, вступивший в силу «ресурсный» закон №5600, зарплату в конвертах и идеологию «Слуги народа». 

Как вы оцените первый фидбэк от введения обязательного РРО для ФОПов 2-4 группы? И, в частности, их массовые жалобы на работу их программных продуктов?

К тем 70 тыс. ФОПам, которые зарегистрировали РРО ранее, в 2020-2021 годах еще более 100 тыс. ФОПов на едином налоге уже зарегистрировали РРО/ПРРО с 1 декабря. Это те люди, которые уже сегодня стали на путь применения РРО и точно будут его применять. Динамика регистрации очень положительная — в день регистрируется 10 тыс. ФОПов. К сожалению, люди ждали до последнего дня, и мы сейчас наблюдаем вал ФОПов, которые хотят зарегистрировать РРО. Такими темпами, до конца января РРО установят все ФОПы 2-4 группы.

Касательно сбоев… У нас есть стационарные РРО, есть программные (ПРРО). В последнем случае, кроме ПРРО налоговой, есть ПРРО 13 частных компаний, которые предоставляют свои решения. За бесплатным ПРРО обращаются непосредственно в Налоговую, а за платными, так сказать «с наворотами»: аналитикой, управлением продаж, маркетинговыми инструментами, в т.ч. логотипом на чеке — обращаются в какую-то из этих 13 частных компаний. Существуют разные решения. Одна из этих компаний, Checkbox, имела проблемы с 31 декабря по 3 января. Сейчас они полностью устранены и все работает. У них есть определенное количество ФОПов, которые испытывали трудности с регистрацией чеков в этот период. Все остальные работают без сбоев и у нас нет нареканий на них. Checkbox связывают свои проблемы с массовостью регистрации.

Со стороны Налоговой — все сервера работают, все программное обеспечение работает, все чеки принимаются и вообще проблем никаких нет. Конечно бы, можно было сделать это по-другому, если бы 2 года с дня принятия закона об обязательных кассовых аппаратах предприниматели постепенно регистрировались и обучались пользоваться. А им рассказывали сказки политиканы и мошенники, что Рада снова отложит такое введение (как это было в 2020 году, когда отложили с 2021 на 2022 год). Но мы не отложили, потому что оснований для отложения никаких не было. Мы и так на 10-15 лет отстали от наших соседей в этом процессе.

Я никаких проблем на данный момент с введением РРО не вижу, только позитив. ФОП получает возможность управлять своим бизнесом за смешные деньги у частных компаний – 125-150 гривен в месяц с ФОПа, а не с кассы. Если ты действительно малый бизнес, то в РРО для тебя есть только плюсы, так как малый бизнес сталкивается с огромным количеством проблем в ходе своей деятельности, которую ведет «в тетрадке». Начиная от подстав, когда его нанятые продавцы подставляют свой товар или манипулируют со скидками — РРО решает эту проблему. Имея автоматическую базу не надо лишний раз все проверять по этому поводу.

Будет ли штрафовать Налоговая за такие сбои?

Любые нарушения ФОПов, связанные с неработающим РРО в этот период, не будут никаким образом преследоваться штрафами.

Это как-то Налоговая отразила? Просто одно дело — устное обещание, а другое — документ.

Я выступил с таким заявлением. До сих пор все заявления, с которыми я выступал, соответствовали действительности. Единственный штраф, который у нас установлен для программного РРО, — это штраф за невыдачу чека. Налоговая сейчас не проверяет ФОПов. У нас действует мораторий до конца карантина. До сих пор никого еще не штрафовали. У нас есть договоренность с Налоговой, что до конца января при любом раскладе, никаких штрафов за это не будет.

А учет первичных документов необходим?

Нет, закон не требует от ФОПов никаких первичных документов, каких-то учетов, кроме 3 групп: электроника, лекарства и ювелирка или если ФОП является плательщиком НДС. Всем остальным не надо приходовать товар и заводить его в РРО. От этого мы отказались еще 2 года назад.

Некоторые владельцы баров пишут о проблемах с РРО и сканированием акциза на алкоголь, например, при продаже коктейлей, когда вы не открываете новую бутылку для новой порции.  Насколько обоснованы такие заявления. Почему нельзя было проработать такие детали заранее?

По коктейлям — это абсолютная манипуляция. Есть код коктейля, который необходимо отражать при продаже и нет никаких проблем по этому поводу.

Почему же некоторые ФОПы не соглашаются с нововведением, пытаются перейти в кеш?

Честно, мне сложно ответить, почему люди слушают идиотов, дающих им в соцсетях различные «полезные» советы. Предприниматель, слушающий мошенников, не только лишает свой бизнес дохода, но и подставляется под штрафы, которые как раз и установлены за работу в кеше без РРО. А у «советчиков» мотивы как раз очевидны – это банальный заработок огромных денег на уличных протестах, на обмане людей. Это циничные мошенники.

На 21 декабря в рамках кампании налоговой амнистии капиталов украинцы задекларировали 1,07 млрд грн. Как оцениваете данные цифры? Это позитивный результат?

По состоянию на сегодня у нас уже задекларировано 1,204 млрд гривен. Первые декларации шли исключительно деньгами, сейчас начали декларировать и активы в неденежной форме. Любой процесс имеет свою инерцию и ждать, что граждане выстроиться в очередь на первом этапе амнистии не стоит. В мире таких амнистий не было. Люди должны увидеть, что кто-то прошел амнистию и ему за это ничего плохого не будет, а наоборот будет только позитив. Те люди, которые амнистированы за первые 4 месяца, являются примером того, что система работает. Поэтому мы ждем, что динамика будет увеличиваться, а она и будет увеличиваться. В декабре был рост чуть ли на 60% от общей задекорированной суммы. Народ раскачивается, хоть и тяжело, но мы видим, что динамика достаточно положительная. Проблема сегодняшней амнистии, которую вижу я, — это массовость участия тех, кто декларирует небольшие суммы. На сегодняшний день в основном налоговая получает декларации с большими суммами, от 200 тыс. долларов. Мне бы хотелось, чтобы и с меньшими суммами (50,60, 70 тыс. долларов) тоже декларировались и приняли участие в амнистии.

Очень важно, чтобы люди поняли, что амнистия — это единственный шанс выйти «в белую» со своим всем старым доходом.

Читайте также на DOSSIER:  Парламентские выборы должны пройти в 2023 году – Стефанчук

Если не все украинцы воспользуются налоговой амнистией, то какие механизмы после ее окончания планируете использовать, чтобы еще больше вывести из «тени» денег?

Это решение каждого. Амнистия единоразовая и ее больше не будет. Я не рассматриваю продление и этой амнистии.

Последствия для людей есть уже сейчас. Попробуйте провести значимую большую операцию в банке, не указав происхождения средств. Финансовый мониторинг будет ужесточаться, хотим мы этого или нет. Это не наше требование, не наша выдумка. Мы часть цивилизованного мира, который ужесточает финансовый мониторинг. Это очень открытая, прогнозируемая и жесткая позиция мировых лидеров о том, что финансы должны быть прозрачны. След любых денег необходимо отследить. Говорить о последствиях в виде косвенных методах налогового контроля пока рано. Законопроект готовит Министерство финансов. Получим, изучим и будем принимать решение. Но это не основной стимул для участия в амнистии. Основным стимулом должно быть то, как ты планируешь свою жизнь хотя бы на следующие 5 лет. Если ты хочешь, чтобы твои дети учились за границей, то стоит знать, что ни одно евро уже сейчас не будет принято в иностранных банках, если у него не будет происхождения. Если ты планируешь купить квартиру – банк не примет деньги без чистой истории. А документы налоговой амнистии доказывают легальность происхождения денег.

Если ты планируешь купить что-то дорогое в Украине, то у тебя явно спросят откуда деньги. Это правда. За 5% получить возможность избавиться от каких-либо вопросов — это более чем льготные условия, при обычной ставке в 19,5% на доходы физических лиц.

Ранее вы сообщили, что допускаете уменьшение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда с 2023 года. Есть ли уже наработанные инициативы по этому вопросу?

Есть законопроект, который я разработал. Я хотел его зарегистрировать до Нового Года, однако дискуссия со всей нашей командой несколько затянулась. Я не хочу подавать законопроект, который будет мертворожден. Хочется, чтобы мы консолидировались.

А идея какая?

Основная идея состоит в объединении ЕСВ, налога на доходы физических лиц и военного сбора в единый налог с уменьшением эффективной ставки. Сейчас эффективная ставка у нас составляет 37%, номинальная — 42%. Мы предполагаем уменьшить до 30% с последующим уменьшением на 1% ежегодно до 25%. Предполагаем расширить возможность для декларирования, а именно ввести посемейное декларирование. Проще говоря, чтобы декларироваться могла семья. Хотим простимулировать декларирование через увеличение налоговых вычетов. То есть тому человеку, который подает декларацию, мы даем возможность использовать большой объем вычетов налогооблагаемого дохода. Например, турпутёвка в Украине, купленная по «белому», уменьшает твой налогооблагаемый доход. Если ты содержишь человека старше 80-и лет, то ты имеешь право уменьшить свой налогооблагаемый доход на определенную сумму. Если ты арендуешь жилье, то имеешь право уменьшить на определенную сумму свой налогооблагаемый доход. И, таким образом, простимулировать людей подавать декларации и научить вести свою финансовую жизнь. А налог на выведенный капитал мы предлагаем ввести по польской модели -до 200 млн гривен оборота. Если у вас доход составляет до 200 млн гривен на протяжении года, то вы можете опционально использовать налог на выведенный капитал.

Рада исключила деятельность по разведению домашней птицы, перепелов и страусов, производству мяса из них из-под действия 4-й группы плательщиков единого налога (так называемых упрощенцев), но создала законодательную коллизию, одновременно повысив ставку единого налога по 4-й группе для них в 50 раз. Как собираетесь решать данную коллизию?

Я считаю, что ничего не надо менять. Вывели с единого налога и все.

Почему, по-вашему, «Слуга народа» на момент принятия его во втором чтении не нашла собственных 226 голосов на №5600. «Антиолигархический» закон поддержали, чем и помогли его принять, депутатские группы «За будущее» и «Довира», которых называют олигархическими. Как бы вы могли это объяснить? Есть ли монобольшинство?

Не секрет, что это был ключевой вопрос, так как он входит в «антиолигархический пакет» (закон об олигархах №5599 и «ресурсный» №5600). Вокруг этих 2 законов у нас основной политический конфликт второго полугодия 2021 года. Он очень глубокий, с расколом. Это противостояние, которого давно не было. Какие-то наши коллеги из монобольшинства не выдержали… кто-то соблазна, кто-то давления со стороны сопротивляющегося олигархата, и не поддержали оба закона. Однако, подавляющее большинство выдержало удар и не изменило принципам. Я горд этим. К сожалению, мы теряем бойцов в таких принципиальных моментах и в этом, наверное, ничего удивительного нет. Олигархическая система упирается и не собирается сдаваться.

А то, что нас поддержали депутатские группы – это прекрасно.

Я акцентирую внимание на том, как их называют, а в итоге они голосуют «антиолигархические» законы.

Я бы не вешал ярлыки ни на какие политические группы, но вообще абсолютно искренне считаю, что антиолигархический закон – это закон в пользу самых олигархов. Это люди, которые прошли войну без правил в период первичного накопления капитала и как никто другой заинтересованы в единых прозрачных справедливых правилах для всех. Это позволит им развивать свой бизнес и страну. Конечно, без привычных им коррупционных схем, но достаточно эффективно. Поэтому ничего нет удивительного, что отдельные представители крупного бизнеса это поняли. Но, к сожалению, поняли не все. При чем, я считаю, что если тебе в том, что ты хочешь сделать хорошее в стране, помогают в том числе силы, которые связываются с негативными процессами, то Бог с ним, главное, чтобы вопрос решился.

При принятии законопроекта №5600 в целом депутаты вернулись к первой редакции норм по ренте на железную руду, но при этом исключили и пункт, касающийся изменений по ренте на марганцевую руду, где база налогообложения также должна была быть привязана к ценам на мировых рынках. Хотите ли вернуться к этому вопросу и все-таки внедрить эти изменения?

Да, это же была моя правка. «Ушла» из законопроекта марганцевая руда исключительно по техническим причинам. Она была «зашита» в правку по железной руде в целом. И когда мы сбили мягкую правку по железной руде, автоматически «ушли» и нормы по марганцевой.

Нельзя ли было внести ее отдельной правкой?

Нельзя, потому что при рассмотрении в зале мы уже текст отдельных правок не меняем. Железная и марганцевая руда шли единым текстом в единой правке и голосовалась правка в целом.

У меня по марганцевой руде четкая позиция – мы должны ввести такую же формулу, как и по железной. И мы это сделаем однозначно. Не хочу вас шокировать, но по марганцевой руде, в отличие от железной, никогда не возникало ни одного вопроса ни от кого по поводу моей поправки. Ни от депутатов в комитете, ни от оппозиции. Никто не требовал ее смягчить или поменять. Я знаю, что по марганцевой руде есть консенсус и согласие. Поэтому, мы следующим любым законом, например «Об индустриальных парках», внесем эту норму правкой ко второму чтению и она пройдет на ура.

Читайте также на DOSSIER:  В Украине действует антисоциальный режим. Демократия является условной

Но со стороны ситуация выглядит так, что по бизнесу Ахметова норму по ренте ужесточили, а по бизнесу Коломойского – отказались…

Я с вами согласен, что это так можно преподнести, но на самом деле позиция достаточно твердая и четкая. И я обещаю, что норма будет принята, не только чтобы нас не обвиняли, что мы защищаем Игоря Валерьевича, но и потому, что закон должен быть один для всех.

Есть ли у Вас какая-то статистика о том, какое количество компаний в Украине платят зарплату в конвертах?

Это массовое явление, но сложно говорить о какой-то точной цифре. Как вы предлагаете ее получить? Опрос провести? Вы получаете зарплату в конвертах? Я уверен, что да. Все СМИ платят зарплату в конвертах. По моим оценкам, больше 95% бизнеса платят зарплату в конвертах полностью либо частично.

Сколько бюджет недополучает из-за этого?

Было исследование, что потери могут составлять до 100 млрд гривен.

В прошлом интервью Вы нам рассказали, что в Раде разрабатывается законопроект о фискализации такси. Уже прошло больше 4 месяцев. На какой стадии находится данная инициатива?

На стадии согласования с Министерством инфраструктуры. Я верил, что законопроект будет внесен осенью, не получилось.

Но в этом году мы увидим законопроект?

Думаю, что уже в январе мы его увидим. Я достаточно жестко требую, чтобы он появился.

Какие еще отрасли вы намерены фискализировать?

Никакие. Мы уже закончили с законами, наводящими порядок в налогообложении, и выполнили программу минимум. Мы приняли законы, которые ввели РРО, антиоффшорный закон, налог на Google, реформа налоговой ответственности в 1210, налоговый закон №5600, мы убрали все коррупционные льготы. Все. Мы должны поставить точку или точку с запятой на несколько лет. И сконцентрироваться на Налоговой, Таможне, наладить их работу. У них есть достаточные инструменты для того, чтобы работать честно и открыто, в пользу бизнеса, но они зачастую работают на себя, используя полномочия во зло и это абсолютно неприемлемо.

В первом чтении был принят законопроект 2713-д, относительно налогообложения игорного бизнеса, что уменьшаются налоговые ставки…

Не совсем так. Это манипуляция.

В чем? Расскажите.

Вы знаете, что онлайн-казино сейчас вообще не облагается этим дополнительным налогом с оборота. И мы вводим для них 10%. С другой стороны, для обычных казино мы уменьшаем налог с 18% до 10%. Для лотерей с 30% мы уменьшаем до 10%. Однако, Вы видели поступления от этих видов деятельности в бюджет? Они мизерные, т.к. организаторы работают в тени, из которой их надо для начала вывести. Позиция нашего комитета – ставка должна быть единой для всей «игорки». И вот комиссия по регулированию игорного бизнеса настаивала на 10%, чтобы бизнес вышел из тени. Но говорить о том, что мы что-то понижаем, что-то повышаем — неправильно. Тем более, у нас сейчас разная база налогообложения. Кто-то сейчас платит с прибыли, кто-то платит с дохода. А ставка 10% — это плюс к налогу на прибыль.

Когда нам ждать законопроект ко второму чтению?

В последнюю неделю января мы должны его уже проголосовать.

Как вы относитесь к механизму, когда предприятия оформляют своих сотрудников как ФОП? Да, они платят меньше налогов, чем при обычном оформлении, но это все равно выход из тени, зарплаты облагаются хоть каким-то налогом.

Я не отношусь к этому позитивно, это схема по уклонению от налогов в пределах действующего законодательства. И мы не планируем, по крайней мере на ближайшую перспективу активно противодействовать этому процессу. Эта проблема должна быть разрешена в рамках той реформы обложения доходов, о которой я говорил раньше. Вместе с сокращением налоговой нагрузки на доходы, мы должны сократить возможность для ФОПов работы с юридическими лицами по услугам.  Нет смысла понижать ставки налогов, если мы оставим возможность платить зарплату через ФОП, ведь даже сниженные ставки будут все равно больше, чем 5%.

Есть схема с «фиктивными ФОПами», когда человек работает фактически как штатных сотрудник на одну компанию, но оформлен как ФОП, а есть реальная ситуация, когда человек оказывает услуги разным юридическим лицам. Например – журналист-фрилансер. Как быть с ними?

Предпринимательская деятельность – это систематическая на собственный риск деятельность по получению прибыли. Если Вы, как журналист работаете на нескольких работодателей, разве это делает Вашу деятельность предпринимательской? Думаю нет. Но нашей налоговой реформой предусмотрена возможность легального получения дополнительного заработка под 5% налога. Без каких-либо регистраций, без каких-либо обязательств. Получил доход, провел его через РРО, установленное у тебя на смартфоне, заплатил 5% и спишь спокойно. Мне кажется, это огромный шанс для людей, которые не занимаются бизнесом, но доходы получают, получать их «по-белому».

Я вспомнил, что очень много лидеров мнений призывают для повышения гражданского сознания и понимания гражданами того, что они сами финансируют государство и имеют право с него спрашивать, сделать как в Америке – чтобы человек сам платил налоги, вместо отчисления их компанией. И в последнем случае человек якобы полностью не осознает, что он платит свои деньги и содержит чиновников. Это популизм, или вы видите в такой идее здравый смысл?

В Америке налоги тоже платит работодатель, но там существует обязательное всеобщее декларирование, которое породило огромную армию юристов, специализирующихся только на income tax.  Каждый человек до 65 лет должен подать декларацию, даже, если не было дохода. Я, честно говоря, сторонник такой системы. Но у нас была дискуссия и на данном этапе мы от этого отказались и согласились с тем, что подачу деклараций нужно стимулировать вычетами, а не штрафами.

Вопрос по идеологической составляющей вашей партии. В вашей доктрине записана центристская идеология, но это скорее речь о политике. А какая экономическая модель ближе «Слуге народа» — правая или левая, приватизация или национализация?

Зачастую мы пытаемся подвести экономические взгляды под какой-то «-изм», описанный в той или иной книге, и пытаемся его воплотить в отдельно взятой стране. Я считаю, что это неправильно, кроме того, это не работает. Мы не можем и не должны взять либерализм или коммунизм и воплотить его в Украине, поскольку у каждого «-изма» есть свои плюсы и минусы. Поэтому я бы охарактеризовал экономическую часть нашей идеологии как экономический прагматизм. Это значит, что мы берем самое лучшее из уже реализованного в зарубежных странах и внедряем это в Украине.  У нас есть очень прагматическая и четкая цель иметь ежегодный прирост ВВП на душу населения больший, чем у соседей и европейских стран. То есть развиваться опережающими темпами. Для этого мы должны осуществить несколько действий. Первое – детенизация. Здесь РРО, деоффшорный закон, закон по финмониторингу. Все, что мы делаем в нашем комитете, — по сути это детенизация. Мы должны сделать для бизнеса равные условия работы, одинаковые, понятные и прозрачные, чтобы он не должен был изучать правила уклонения от налогообложения для захода на рынок. Это не имеет отношения к правой или левой идеологии, ведь если у вас налоги платит только половина, то какой бы вы «-изм» не подцепили, все равно это средневековье.

Читайте также на DOSSIER:  В секретных госзакупках для сопротивления есть коррупционный риск – Бортник

Дальше. Мы видим, что смещены балансы в экономике страны в пользу сырьевых отраслей. Это очень плохо. Экономика двигается сама по себе, как Бог даст. Хорошие цены на зерновые – мы получаем прибыль, плохие цены – наоборот. Мы зависим от внешних рынков, а ведь в мире нет ни одной успешной страны, базирующейся на сырьевых отраслях. Поэтому, нам необходимо развивать индустрии с высокой добавленной стоимостью – промышленность и IT, традиционные для страны. Например — авиастроение, судостроение, оборонка, сельхозпереработка.

Они развиваться должны государством или частным капиталом?

Мы сейчас говорим о государственной политике. Поэтому государство должно принимать в этом процессе активное участие. Оно должно создать условия для притока инвестиций.  И должно занимать проактивную позицию – само инвестировать, давать льготные кредиты, создавать индустриальные парки, «инвестняни», поддерживать строительство электротранспорта, легкую промышленности – все то, что, мы делаем в этом комитете и не только – это поддержка традиционной для Украины промышленности и где мы имеем большие шансы преуспеть, причем с ориентацией на внешние рынки., поскольку внутренний рынок у нас небольшой. На это заточено все, что мы делаем.

Вы спрашивали, нужна ли нам приватизация? Конечно нужна. Особенно нужно избавляться от активов, которые не приносят прибыли. Государство не должно заниматься хозяйствованием. Зачем нам условно «Артемсоль» или Одесский припортовый? Приватизируйте их, получите деньги и пусть какой-то бизнес зарабатывает и платит налоги. Это либеральная доктрина. Но должны ли мы предоставить компенсацию при покупке оборудования для сельхозпереработки? Обязательно! Но это часть уже другой идеологии, но мы тоже должны это делать. Исключительно из прагматических соображений. Ведь, если мы не сделаем здесь сельскохозяйственную переработку, то не сможем создавать рабочие места, добавленную стоимость, будем отдавать все в Польшу, Германию и Китай.

По оценкам Кабмина в 2021 году мы получили рекордный «долларовый» ВВП. По Вашему мнению, в чем больше залог этого успеха для страны – это высокие цены на сырьевые товары, инфляция либо «большая стройка»? В чем секрет успеха и сможем ли удержать позиции в 2022 году?

Если вы задаете вопрос о том, принял ли Кабмин какое-то гениальное решение, позволившее установить этот рекорд, то нет. Если вы спрашиваете, получился ли этот ВВП сам по себе – тоже нет. Посмотрим по структуре. Строительство росло даже в 2020 году, когда падали все отрасли. В 2021 году оно продолжило расти – это «большая стройка», это государственные инвестиции. Программа 5/7/9 – это более 80 млрд. грн. кредитов – помогла бизнесу? Очевидно! Прямая поддержка финансами имела значение? Однозначно! Макрофинансовая стабильность, увеличение пенсий и минимальных зарплат – влияло позитивно? Опять да! В принципе государство имеет не так много рычагов на формирования ВВП и все вышеперечисленное и многое другое  – это одни из них. Но только ли это повлияло – нет конечно.

Если говорить о благоприятной конъюнктуре на внешних рынках – конечно она безусловно повлияла на размер ВВП. Но от нас эта ситуация никак не зависит.

Конечный результат по ВВП обеспечила совокупность факторов. Нельзя говорить, так как оппозиция, что это получилось само по себе, или, наоборот, что это мы все сделали. Это и в первом и во втором случае безграмотно.

Вопрос об экономическом паспорте украинца. Насколько реальна эта история, ведь первые выплаты планируются аж в 2037 году и очевидно, что Владимир Зеленский уже не будет при власти? По сути, вы сделали громкое заявление, а выполнение будет зависеть от следующих властей и нет гарантии, что они это успешно воплотят в жизнь

Залог успеха страны – это последовательность экономической политики. И очень важно, чтобы те, кто придут после нас, продолжили, то, что мы сейчас делаем, а не совершили очередную революцию, все уничтожили и потом строили заново. Будущего тогда не будет. Все страны, совершившие экономические «прыжки» сделали это последовательно, били в одно и то же место и потратили на это не год или два, а 10, 20, 40 лет.  Если бы экономический паспорт запустили 18 лет назад, то деньги платили бы уже мы. Но когда-то же надо запустить этот инструмент. Его суть в том, что дети получают деньги в момент совершеннолетия. С момента рождения они начинают накапливаться и их трогать нельзя до совершеннолетия. Эта схема работает так везде – В Норвегии, ОАЭ, других странах.

Были предложения просто взять и раздать деньги тем, кому исполняется 18 лет, это стоит 60 млрд гривен, их можно напечатать или забрать с программ дорожного строительства. Отлично бы зашло перед выборами. Но это неправильно.  Это безответственно. Мы определили принципы программы, источники финансирования, выберем управителя и все, дальше система должна работать. А срок в 18 лет определяется самой сущностью программы.

В Украине очень слабый и малый по численности средний класс, который и есть залогом успеха и стабильного и устойчивого развития экономики. Как можно решить эту проблему?

В мировом масштабе он тоже сокращается, это проблема не только Украины. Она решается справедливым перераспределением. У нас расслоение общества связано с тем, что сверхбольшой бизнес получает сверхприбыли, а нищие пенсионеры получают 2 тыс. гривен пенсии. Нужно перераспределять валовый национальных доход справедливо, изымая сверхприбыль у сверхкрупного бизнеса. Собственно, это то, что мы реализовываем два с половиной года. Убрать тень – то есть ВНП, который производится без уплаты налогов, с нарушением закона, повысить соцстандарты, и за счет этого не только сделать жизнь лучше, но и простимулировать спрос. Выгнать воров из Налоговой, Таможни и других органов, которые имеют и все 30 лет имели достаточно большой кусок общего пирога без каких-либо моральных оснований на него. Сюда же отнесем реальное утверждение принципа «закон один для всех». Если нормально не заработают правоохранительные органы и суды, если не будет равенства перед законом в сфере налогообложения, то успешного развития среднего класса нам не удастся достичь. НО если, нам удастся сделать то, что мы задумали до конца – средний класс конечно появится у нас, а катастрофическое имущественное расслоение общества удастся ликвидировать.

Дмитрий Кузьмин, Николай Ящук

FavoriteLoadingДобавить публикацию в закладки