Даниил Гетманцев про скандальный налоговый закон “1210”: это не эскимо, чтобы всем нравиться

Президент подписал закон об изменениях в Налоговый кодекс, который бизнес называет “налоговым террором”. Что это за законопроект, что он меняет и когда заработает, объясняет глава налогового комитета Верховной Рады, депутат “Слуги народа” Даниил Гетьманцев.

Осенью 2019 года, только приступив к работе, “Зе-Рада” девятого созыва отказалась от масштабной налоговой реформы. Депутаты решили ограничиться “улучшением администрирования налогов” и “устранением технических неувязок в законодательстве”.

В парламенте появился проект закона с изменениями в Налоговый кодекс с неприметным названием “Об усовершенствовании правил администрирования” с абсолютно противоположным по своей сути содержанием.

В нем было все: повышение штрафов, расширение функций налоговой, усиленный контроль и, по мнению ряда бизнес-ассоциаций, много новых возможностей для коррупции.

Отдельный большой блок законопроекта был посвящен введению правил BEPS — Base Erosion and Profit Shifting. Эти правила призваны не допустить размывания базы налогообложения и неуплаты налогов с прибыли.

Документ спровоцировал протесты, его стали называть попыткой власти ввести “налоговый террор”.

Под общественным давлением депутаты отказались от ряда спорных норм и в январе 2020 года приняли его в целом. После этого проект закона почти пять месяцев пролежал на подписи у президента.

На фоне пандемии он отошел на второй план. В информационную повестку дня его вернул уполномоченный президента по земельным вопросам Роман , который заявил, что президент намерен его ветировать. Позже в Офисе президента это опровергли.

Более того, 21 мая Владимир подписал документ и обратился к правительству с рекомендацией внести в Налоговый кодекс дополнительные изменения.

На время карантина действуют упрощенные правила налоговой отчетности, проведения проверок, уплаты налогов и другие послабления.

Подписание гарантом документа, который во многом меняет законодательное поле в сложный карантинный период, еще больше запутало ситуацию.

DOSSIER →  Влажные мечты налогового неудачника-террориста

По каким правилам жить бизнесу, почему президент медлил с подписанием закона и каких изменений ждать дальше, ЭП расспросила главу парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниила а.

— Почему законопроект об изменении правил администрирования (№1210) президент не подписывал пять месяцев?

— Этот вопрос лучше адресовать Офису президента. Могу лишь сказать, что шли консультации по поводу того, подписывать или нет. В офисе шли дискуссии, вызванные определенным неудовлетворением некоторыми нормами проекта, которое выказали отдельные представители крупного бизнеса.

— Против этого законопроекта высказались многие бизнес-ассоциации, и все же президент решил подписать. Почему?

— Потому что бизнес выступил не только против. Ряд ассоциаций, например, СУП, выступили против, ряд ассоциаций выступили за. Украинская рада бизнеса и “Бизнес 100” выступили с очень взвешенными оценками.

В Американской торговой палате и Европейской бизнес-ассоциации тоже сказали, что что-то им нравится, а что-то не нравится. Но ведь налоговый закон — это не эскимо, чтобы всем нравиться. Любые налоговые нововведения всегда воспринимаются бизнесом в штыки и это нормально.

— Когда документ вступит в силу?

— Сам закон вступает в силу с момента опубликования, некоторые его части — с 1 января 2021 года, некоторые — с июля 2020 года.

— Федерация работодателей Украины и другие представители бизнеса обращали внимание на то, что из-за карантина закон не соответствует реальности, поскольку разрабатывался до пандемии. Вы так не считаете?

— Что значит “не соответствует реальности”? Не соответствует реальности то, что если ты заработал деньги, то должен платить налоги в Украине, а не где-то на Кипре? Это не соответствует реальности.

Честно сказать, я не очень понимаю связь между пандемией и вступлением в силу положений, которые касаются КИК (контролируемые иностранные компании. — ЭП), с 1 января 2021 года. Хотя мы рассматриваем возможность перенесения этого срока еще на год — с января 2022 года.

DOSSIER →  Влажные мечты налогового неудачника-террориста

— Речь не только о КИК. За время карантина Верховная Рада приняла несколько пакетов послаблений в части проведения проверок, начисления штрафов, подачи отчетности.

Законопроект №1210 меняет и уточняет все эти вещи. Как новые правила будут согласовываться с карантинным режимом?

— Никто не говорит, что установленные на время карантина правила прекращают действовать. Раздел, который касается контролируемых иностранных компаний, вступает в силу с января 2021 года и опять же — мы думаем отложить его до 2022 года.

Такие мысли у нас есть не только в отношении раздела КИК. Не исключено, что мы отложим вступление в силу и некоторых других положений. Сейчас это обсуждается.

— В законопроекте есть много норм, например, “деловая цель”, “умышленное деяние”, которые зависят от субъективной оценки представителя налоговой.

Бизнес указывал, что это создает коррупционные риски и открывает налоговикам возможности для давления на компании. Вы видите эти риски?

— Если мы говорим о “деловой цели”, то весной 2019 года, еще до нас, парламент ратифицировал международное соглашение MLI. Это соглашение запрещает использовать любые соглашения об избегании двойного налогообложения с целью уклонения от уплаты налогов. Так называемый PPT — тест на деловую цель — это часть MLI и правил антиBEPS.

Сейчас мы внесли в Налоговый кодекс те нормы, которые есть в международном соглашении. Таким образом, это не вопрос введения новых правил. Это вопрос адаптации украинского законодательства к международным нормам.

Повторяю: эти правила применяются только к операциям с нерезидентами, они не распространяются на операции внутри страны. Ну и согласитесь с правильностью самого подхода: юридическое лицо не может осуществлять операции (в нашем случае только международные) с единственной целью — уклониться от налогообложения.

DOSSIER →  Влажные мечты налогового неудачника-террориста

В качестве контраргумента звучит: “У нас налоговая коррумпированная, к нам будут придираться, мы ей не доверяем”. Может, мы тогда вообще ничего не должны делать? Будем сидеть и ждать, когда налоговая перестанет быть коррумпированной и мы начнем ей доверять?

Кто скажет, что вот с сегодняшнего дня Налоговая служба уже не коррумпирована? Я? Вы? Псевдоэксперт в соцсети? Мне кажется, это не аргумент для нормальной профессиональной дискуссии.

Налоговая очень сильно изменилась за последний год, и подходы ее изменились. Надеюсь, этот тренд сохранится и при новом руководстве. Если нет — мы должны принять быстрые и решительные меры для предотвращения отката назад.

По поводу критики “умышленного деяния” и вины, у меня складывается впечатление, что люди, которые критикуют институт вины в налоговом праве, либо играют на стороне налоговой, либо не читали этот законопроект.