Защита или давление: каких законодательных сюрпризов ждать бизнеса в 2022 году

Защита или давление

И на что надеяться украинцам

Верховная Рада в прошлом году приняла множество документов, которые так или иначе влияют на граждан и украинский бизнес. Как изменилось законодательство в 2021 году и чего ожидать бизнесу, в частности от правоохранительных органов в наступившм году, рассказал Mind адвокат, руководитель практики WCC Legal House Александр .

Виртуальные активы

2021 год был насыщенным событиями. Особое внимание правоохранителей было приковано к IT-компаниям, майнингу криптовалют и агробизнесу.

С учетом не обошедших и Украину мировых тенденций актуальным был вопрос легализации криптовалюты. В 2020-м и в первом полугодии 2021 года законодатели активно занимались разработкой законопроекта для легализации использования виртуальных активов в Украине. Следствием их работы стало принятие в сентябре 2021 года ЗУ «О виртуальных активах».

Можем утверждать, что на самом деле принятие этого закона не привело к легализации рынка виртуальных активов, поэтому все остается, как и было раньше. Кроме разработки правительством правил обращения виртуальных активов также необходимо дождаться внесения изменений в Налоговый кодекс Украины.

Несмотря на то что инициаторами принятия этого закона были народные депутаты из правящей политической партии, президент его ветировал и вернул в Верховную Раду на доработку.

Вопрос легализации виртуальных активов остается не решенным, хотя в Украине действуют обменники криптовалют, часть из которых работают открыто, не скрывая своей деятельности. Однако отсутствие законодательного регулирования создает для них серьезные риски заинтересовать правоохранительные органы.

Далее остановимся на результатах деятельности правоохранительных органов.

Бюро экономической безопасности Украины

Нынешний год стал последним в деятельности налоговой милиции. Ведь 28 января парламент принял Закон «О бюро экономической безопасности Украины», а в марте документ завизировал Владимир . В государственном бюджете предусмотрено около 600 млн грн на деятельность нового правоохранительного органа на 2022 год. Официальным стартом работы БЭБ считается 24 ноября, именно в этот день Кабинет Министров издал распоряжение №1493-р о начале деятельности правоохранительного органа.

Директором бюро назначен председатель Государственной фискальной службы Украины полковник налоговой милиции Вадим . Был сформирован Совет общественного контроля при БЭБ, в который вошли 15 человек. Для расположения центрального аппарата БЭБ правительство выделило здание по улице Шолуденко, 31 в Киеве, ранее использовавшееся налоговой милицией ГФС в Киеве.

По информации, обнародованной в СМИ, по состоянию на 25 ноября 2021 года штат центрального аппарата БЭБ был сформирован более чем на 30% его предельной кадровой численности и составил 214 человек, что позволило запустить аналитическую и правоохранительную функцию бюро. До конца февраля планируется, что количество работников БЭБа должно увеличиться до 1600–1800 человек.

По планам законодателя, БЭБ должен сконцентрировать в себе функции всех правоохранительных органов, ранее занимавшихся расследованием уголовных производств в сфере экономики.

В связи с внедрением деятельности БЭБ 17 ноября был внесен ряд изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях, Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы Украины. Приступить к расследованию преступлений БЭБ сможет с февраля 2022 года после окончания переходного периода.

Следует отметить, что пока БЭБ не имеет достаточного ресурса и необходимых специалистов. До сих пор идет процесс становления его как правоохранительного органа, поэтому о первых результатах работы мы услышим не раньше весны следующего года.

DOSSIER →  "Мы убьем этот Жилищный кодекс". Интервью с главой партии "Слуга народа" Еленой Шуляк

Налоговая милиция

Налоговая милиция продолжит свою деятельность до конца года, но ее активность снизится. Регистрация новых уголовных производств будет усложнена, это связано прежде всего с организационными процессами передачи уже открытых уголовных производств БЭБ.

Возвращаясь к итогам работы налоговой милиции, учитывая статистику судебных решений, можно говорить о неэффективной работе этого правоохранительного органа за последний год. В частности, по данным Единого государственного реестра судебных решений, количество оправдательных приговоров по ст. 212 УК Украины увеличилось в три раза по сравнению с прошлым годом, что свидетельствует не только о качественной работе защиты по этим делам, а также о ненадлежащем уровне работы следователей налоговой милиции как органа досудебного расследования.

Изменится ли ситуация с началом работы БЭБ – покажет время. Однако уже можем сказать, что бизнесу не стоит расслабляться, потому что скорее всего новый правоохранительный орган многое возьмет от бывшей налоговой милиции и методы работы вряд ли изменятся.

Государственное бюро расследований

В центре внимания в 2021 году находилось также ГБР, которое являлось одним из основных ньюзмейкеров среди правоохранительных органов. На шестой год своей работы ДБР уже проявило себя как сформированный институт, который становится влиятельным правоохранительным органом.

Кроме традиционных новостей о раскрытии коррупционных уголовных правонарушений, ГБР отметилось участием в расследовании многих резонансных делах, имеющих признаки политического преследования.

Так, самый большой резонанс в СМИ вызвала информация об открытии уголовного производства ГБР по факту публикации в социальной сети журналистом Юрием ым видео с выстрелами из гаубицы. По мнению пресслужбы ГБР, обнародование подобных материалов «наносит вред информационной безопасности украинского государства и позволяет представителям государства-агрессора усиливать давление на Украину». Сам Бутусов считает, что президент Владимир Зеленский отомстил ему «за свою позорную пресс-конференцию».

Служба безопасности Украины

Уже почти два года не удается принять закон, предусматривающий коренную реформу этого правоохранительного органа. Только в январе этого года был принят за основу в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О Службе безопасности Украины» об усовершенствовании организационно-правовых основ деятельности Службы безопасности Украины». Целью реформы было уменьшение перечня функций СБУ, чтобы устранить давление на бизнес.

Однако СБУ противится этой реформы, пытаясь подменить ее содержание и оттянуть ее наступление. Только благодаря усилиям общественности, средствам массовой информации и отдельным депутатам удалось сдвинуть этот процесс с мертвой точки.

2021 год продемонстрировал, что СБУ не хочет сбавлять обороты и терять возможность зарабатывать на предпринимателях.

Основными инструментами давления на бизнес со стороны СБУ было использование оперативного сопровождения расследования уголовных правонарушений в сфере экономики другими правоохранительными органами, направление запросов субъектам хозяйствования на основании Закона Украины «О контрразведывательной деятельности» с требованием предоставить информацию и документы, касающиеся их хозяйственной деятельности.

Материалы СБУ часто становились основанием для регистрации уголовных производств, которые затем сама же СБУ и сопровождала, хотя источники получения такой информации СБУ скрывала, указывая на контрразведывательную или оперативно-розыскную деятельность. В 2021 году наибольшее внимание СБУ ожидаемо уделило IT компаниям и майнингу криптовалют.

DOSSIER →  Денежные дела и громкие скандалы: как Павел Поляруш из НБУ попал под прицел общественности

Национальная полиция Украины

В 2021 году в вопросах давления на бизнес «отлично» сработала полиция, причем достаточно часто в тесном взаимодействии с оперативными подразделениями СБУ. За громкими новостями о раскрытии уголовных правонарушений о легализации доходов, полученных преступным путем или обнаружении нанесения ущерба вследствие похищения электрической энергии, когда обнаруживались криптофермы, скрывался обычный «рекет».

Схема была следующей: СБУ на основании информации, полученной из сомнительных источников, инициировала регистрацию уголовного производства, расследуемого полицией. Причем это были производства без судебной перспективы и в них не сообщалось никому о подозрении. Затем сотрудники полиции в сопровождении оперативников СБУ получали у следственных судей, особо не углублявшихся в материалы дела, постановления о разрешении на проведение обысков офисов субъектов хозяйствования, целых заводов и имущественных комплексов.

Результатами таких обысков становилось изъятие активов хозяйствующих субъектов, и довольно часто, как следствие, остановка их работы. В дальнейшем, учитывая состояние судебной системы и большую загруженность судов, приходилось тратить много сил и времени, чтобы вернуть свои активы, а полиция и СБУ ожидали, когда к ним придут договариваться уставшие ждать справедливости.

Заметным стало участие полиции в масштабной кампании по дискредитации органов местной власти, что оказало большое влияние на бизнес. Больше всего это проявилось в Киеве, где были активизированы все уголовные производства в том числе прошлых лет, в которых фигурировали коммунальные предприятия.

Следствием стало преследование субъектов хозяйствования, у которых были отношения с вышеуказанными коммунальными предприятиями, причем это касалось разных сфер – как проведения ремонтных работ в общежитиях, так и закупки программного обеспечения для компьютерной техники. Экспертизы, которые проводились в вышеуказанных уголовных производствах по заказу полиции, не выдерживали никакой критики.

Например, в одном уголовном производстве, которое расследовалось по факту присвоения и растраты бюджетных средств при заключении договора поставки программного обеспечения, при стоимости предмета договора 35 млн грн проведенной судебно-экономической экспертизой было установлено завышение в сумме 29 млн грн, это при том, что предприятие осуществило продажу программного обеспечения коммунальному предприятию через систему государственных закупок «Прозоро» по самой низкой из предлагаемых цен.

Цель правоохранителей в этом случае была простой – изобразить в глазах общества местную власть преступной. Следствием таких преследований стало незаконное привлечение к уголовной ответственности не только руководителей коммунальных предприятий, но и директоров хозяйствующих субъектов.

НАБУ и САП

Национальное антикоррупционное бюро Украины и Специализированная антикоррупционная прокуратура уже седьмой год защищают внутренний антикоррупционный фронт государства. Отличительным по сравнению с 2019 и 2020 годами, стало то, что в этом году не было новостей о взаимных конфликтах этих органов, что было характерно для прошлых периодов их работы. Конечно, это связано и с тем, что уже год САП фактически работает без руководителя, так как конкурс на его должность никак не проведут, хотя саму конкурсную комиссию создали. В обществе звучат мнения, что работа конкурса намеренно блокируется, чтобы назначить на должность руководителя САП лицо, которое будет в первую очередь устраивать власть.

DOSSIER →  Ляшко заявил, что Минздрав получил более 3 тысяч жалоб на работу МСЭК

Практически ничего не изменилось в этом году с состоянием судебной системы, пока обреченной на стагнацию. Остается очень большая нагрузка на судей первых инстанций, нет элементарного финансирования телефонной и почтовой связи.

Со стороны власти мы видим пока одни разговоры. Без системного и комплексного подхода, проблемы, существующие на сегодняшний день в судебной системе, будут оставаться и в дальнейшем, что вызывает негативную реакцию со стороны общества.

Изменения в уголовно-процессуальном законодательстве

Одной из основных новостей года стало принятие парламентом закона №1539-ІХ, посвященного налоговой амнистии.

Для реализации положений вышеупомянутого закона были внесены изменения в ст. 212, 2121 УК Украины и ст. 881 Уголовного процессуального кодекса Украины. В частности, ст. 212 УК дополнили частью 6, предусматривающей гарантии непривлечения лица к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов при представлении единовременной (специальной) добровольной декларации.

Важным с точки зрения соблюдения прав лица, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, стало принятие ЗУ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по обеспечению задержанного, подозреваемого, обвиняемого, осужденного права на получение правовой помощи» № 1637-IX от 14.07.2021.

Так, согласно данному закону, адвокат должен иметь доступ к подозреваемому, обвиняемому или осужденному в рабочие, выходные, праздничные и нерабочие дни. Соответствующая норма распространяется также на осужденных, находящихся в медицинских учреждениях и карцерах. Адвоката должны допускаться к подзащитному на любой стадии рассмотрения уголовного дела, а также исполнение наказания. Встречи осужденного и адвоката конфиденциальны.

Ожидания на 2022 год

В следующем году актуальным останется вопрос легализации виртуальных активов, в связи с увеличением количества криптоферм бизнес будет продолжать искать возможности для легализации криптовалюты.

Внимание стражей будет приковано к IT-компаниям и майнингу криптовалют, в разы увеличится количество обысков.

Появятся желающие воспользоваться налоговой амнистией и задекларировать свои активы до 1 сентября 2022 года, происхождение которых они не могут объяснить.

Высока также вероятность того, что в следующем году Верховная Рада может принять во втором чтении законопроект №3196-д о реформировании Службы безопасности Украины.

В результате Служба наконец откажется от несвойственных спецслужб функций и сосредоточится исключительно на осуществлении контрразведывательной деятельности, борьбе с терроризмом, защите государственного суверенитета и территориальной целостности.

Окончательно прекратит свое существование налоговая милиция, набирая мощность Бюро экономической безопасности. Штат нового правоохранительного органа уже к весне увеличится как минимум в 8–10 раз.

Ожидать бизнесу послаблений не стоит, давление на предпринимателей только усилится.