Вместо новых школ и больниц – казино под дорогой «крышей». Почему игорная сфера все еще остается в «тени»?

казино

На фоне безработицы и растущих цен желание людей быстро заработать легкие деньги только усиливается. Чиновники считали, что, будучи легальным, азартный «заработок» принесет в казну миллиарды, которые можно будет потратить на больницы, школы и развитие спорта. Но большая часть рынка до сих пор работает за закрытыми дверьми, так что сфера приносит гораздо меньше средств в казну, чем ожидалось.

СМИ пестреют заголовками о том, что за девять месяцев 2021 года работа легального игорного бизнеса пополнила бюджет Украины всего на 127 грн. С чем связаны такие низкие доходы и есть ли основания говорить, что реформа провалена?

Коррупция процветает

За прошлый год операторам в сфере игорного бизнеса выдали 90 лицензий: 8 – заведениям казино, 13 – онлайн-казино, 59 – организаторам игр в залах игровых автоматов, 3 – для онлайн-покера, 9 – лотереям, которые принадлежат двум операторам, и всего одну – организатору букмекерской деятельности. При этом по оценкам главы ОО «Поддержка легализации игорного бизнеса в Украине» Елены Мочаловой, в нашей стране функционирует около 2,5 тыс. нелегальных игорных заведений.

По словам эксперта, в Украине рынок делят те, кто уже был на арене незаконного или почти законного игорного бизнеса с 2009 по 2019 год, и дела у них только идут вверх. Причем нелегалы мешают нормально работать тем, кто легализировался.

«Есть совладельцы незаконных игровых сетей, которые устраиваются на работу к официалам и оттуда тянут к себе в «чернуху» клиентов. У них ведь не нужна верификация и нет необходимости платить налоги с выигрыша. Также они предлагают легальным заведениям приобрести базу своих клиентов», — комментирует Мочалова для 112ua.tv.  

После легализации игорного бизнеса отслеживать работу нелегалов должна Комиссия по регулированию азартных игр. Однако эксперт рассказывает: КРАИЛ не владеет всей необходимой информацией. Больше года комиссия проработала без департамента инспектирования. Кроме того, она не всегда реагирует на жалобы граждан и активистов о незаконной игре. По словам Мочаловой, комиссии практически никогда не удается собраться в полном составе, и часто в КРАИЛ нет кворума для принятия необходимых решений.

Впрочем, даже если комиссия владеет информацией о работе нелегального игорного заведения, то напрямую препятствовать его работе она не может. Полномочия КРАИЛ ограничиваются лишь передачей информации правоохранителям. При этом степень коррупции с их стороны даже еще более высока, чем прежде.

«После смены министра внутренних дел все райотделы зарабатывают как в последний раз. Если раньше нужно было нести большую сумму денег наверх, то сейчас все делится на местах. Правоохранители не хотят ломать эту пирамидку и очень аккуратно относятся к проведению рейдов», — говорит Мочалова.

По данным эксперта, расценки за «крышу» выросли примерно в 10 раз: до 150-250 тыс. грн. в месяц. Это только доказывает: перед внедрением закона необходимо было привести в порядок правоохранительную систему.

Судя по всему, КРАИЛ тоже берет свою «комиссию». В августе 2021 года за получение неправомерной выгоды в сумме 90 тыс. долларов был задержан член комиссии Евгений Гетьман, которого называют «серым кардиналом» Чернобыльской зоны отчуждения. По данным следствия, он контролирует аппарат ведомства и наладил коррупционное взаимодействие с другими членами комиссии. Глава КРАИЛ Иван отказывается давать комментарии по этому вопросу до решения суда. В целом же он оценивает работу комиссии наилучшим образом – по его мнению, все «круто».

«Я называю это паровозиком, который смог. Все говорили, что ничего не получится, нас задушат правоохранители, завалят депутаты, мы ничего не сможем принять. Эти аргументы давали нам еще больший стимул сделать все правильно», — говорил Иван Рудый.

Пока рассмотрение дела а затягивается: Высший антикоррупционный суд продлил его рассмотрение до 21 марта. Следствию необходимо еще получить два заключения экспертиз и провести допрос некоторых лиц.

«Украинский игорный бизнес сидел в тени 11 лет и привык «решать вопросы». Деньги несут налом и столько, сколько назовут, не задумываясь. Соблазн высок. Не удержался мужчина. Хорошо, что на это отреагировали правоохранители. Надеюсь, что это не вопрос ликвидации конкурента для монополии в «решении вопросов» одним «серым кардинальчиком». Хотя очень на то похоже», — пишет эксперт в игорном бизнесе Елена Мочалова на своей странице в Фейсбук.

Сегодня каждый желающий может помочь КРАИЛ в борьбе с нарушителями и обратиться к комиссии с жалобой. Но пока непонятно, как жаловаться на работу самой комиссии: на ее сайте об этом информации нет. Ни компании-претенденты на получение лицензии, ни сами государственные органы за прошлый год не подали ни единой жалобы на работу КРАИЛ, Государственная регуляторная служба не провела ни единой проверки, плановой или внеплановой. 

«Возможно, они работают и нормально, но отсутствие понятного налогообложения, модуля онлайн-мониторинга операций и прогнозируемой ситуации в экономике не добавляет рынку прозрачности», — добавляет эксперт в сфере игорного бизнеса.

Тройные лицензии и заминки с законом о налогообложении

Формируя госбюджет на 2021 год, в Кабмине ждали поступления 7,5 млрд грн от игорной сферы. Президент Зеленский говорил о 5 млрд грн, а у главы фракции «Слуга народа» Давида Арахамии ожидания были более скромными: он рассчитывал примерно на 2 млрд грн доходов. Недавно СМИ активно разносили новость о том, что доходы от работы сферы за 9 месяцев 2021 года оказались просто смехотворными: якобы страна получила всего 127 гривен налога на прибыль от букмекерской деятельности и азартных игр.

Действительно, получить ожидаемые средства не удалось, но на самом деле с поступлениями от игорного бизнеса все не так плохо. За тот же период казна получила еще почти 40 млн грн с прибыли от лотерей, а операторы заплатили за лицензии еще почти 1,2 млрд грн. Ожидается, что по итогам всего года поступило не меньше 1,5 млрд грн.

Это неплохо, но, конечно, не дотягивает до запланированных показателей. С одной стороны, законодатели не учли тот факт, что стоимость лицензии в Украине можно оплачивать в течение пяти лет. То есть часть указанных чиновниками средств страна все-таки получит, но с отсрочкой во времени. С другой стороны – свое взяла коррупция.

Нежелание игорного бизнеса выходить из «тени» связано с ограниченным количеством локаций под открытие казино, с трудностями в получении лицензий, а также – с высокой их стоимостью, ведь на время переходного периода ставки за лицензии увеличены втрое. Инвесторам просто не выгодно приходить в Украину, когда в соседней Польше лицензия казино в 9 раз дешевле, чем в нашей стране, а документы на букмекерскую контору — в 30 раз.

Действующему же бизнесу при стоимости лицензии в 2 миллиона гривен проще заплатить штраф, который составляет всего 200 тысяч. Некоторые компании затягивают с легализацией, чтобы заплатить меньше после того, как будет принят закон, регулирующий налогообложение. Тогда стоимость лицензий снизится.

Сейчас компании должны платить налог на прибыль, ЕСВ, от 10 до 18% GGR (сумма ставок игроков минус сумма выигрышных ставок), 19,5% налога на выигрыш игрока и 20% НДС за организацию игр. В таких условиях рынку просто невыгодно выходить из «тени». Существенно снизить налоги должен был законопроект №2713-д, который предполагал единую ставку налога на доход от игорного бизнеса около 10% плюс налог на прибыль в 18% и 1,5% военного сбора. Для казино таким образом налоги уменьшились бы примерно на 8%, для лотерей – на 20. Около 20-25 иностранных компаний ждали принятия этого законопроекта, но пока что за него проголосовали только в первом чтении.

Почему же закон не приняли? В LB.ua сообщали, ссылаясь на свои источники, что дело в отсутствии окончательных договоренностей. Депутаты разделились на две категории. Одни считают, что снижение налогов для «игорки» приведёт к недопоступлениям в бюджет и недофинансированию социальных проектов на округах народных депутатов. Другие убеждены, что при более высоких налогах игровая индустрия вообще не выйдет из «тени», а также смущены некоторыми нюансами законопроекта. Например, тем, что лица, получившие выигрыш, не должны платить налоги. Мочалова же видит причину в подковерных играх и борьбе за влияние в КРАИЛ.

«Вопрос лежит не в плоскости высоких или низких налогов. Законопроект определяет, кто же все-таки должен формировать комиссию: Кабмин или налоговый комитет Верховной Рады. На данный момент закон об игорном бизнесе выписан так, что этих комиссий вообще может быть две. По моему мнению, если бы документ не затрагивал этот вопрос, законопроект был бы уже принят», — говорит Мочалова.

По мнению эксперта, инициатива будет проголосована уже в этом году, поскольку власть взяла курс на фискализацию и нуждается в финансировании «Большого строительства». Отсутствие понятного налогообложения сферы может вызвать протесты и со стороны ФЛП, которых обязали устанавливать кассовые аппараты. Впрочем, даже с налоговым законопроектом поступления в бюджет не будут значительными, пока в Украине не заработает система онлайн-мониторинга, то есть пока КРАИЛ не начнет контролировать транзакции в казино.

За операциями в казино не следят

По закону, который дал «зеленый свет» игорному бизнесу в Украине, КРАИЛ должна иметь доступ ко всем данным о деятельности любого оператора в режиме реального времени. В специальной системе будут отражаться данные о принятых и возвращенных ставках по каждому заведению и оборудованию с указанием точной даты каждого события. Это должно было сделать невозможным уклонение от уплаты налогов и отмывание средств. Эдакий «Большой брат» для казино.

В профильном законе о легализации указано, что эта система должна быть «объектом права государственной собственности», и уполномоченный орган должен «разработать и утвердить порядок ее функционирования». Наша страна могла приобрести такую готовую систему: представители США, Австралии, Канады, Бельгии уже предлагали властям свои варианты. Но, как сообщают представители рынка, она самостоятельно займется ее разработкой до 2024 года. Почему на создание системы нужно столько времени – непонятно. Ведь в течение еще минимум двух лет налогообложение бизнеса, по сути, будет находиться в «слепой зоне».

Первый заместитель главы Консультационно-экспертного совета КРАИЛ Борис Баум сообщал, что систему можно было создать и за месяц, но якобы существуют противоречия с Минфином. Представители ведомства хотят, чтобы система давала доступ ко всем персональным данным пользователей. В таком случае можно было бы отследить, прошел ли игрок верификацию (ведь законом к игре не допускаются люди из «реестра лудоманов»).

В КРАИЛ против этого, ведь в нашей стране нет почти ничего конфиденциального. В случае такой тотальной слежки, по мнению Баума, люди вообще не захотят посещать казино. Он считает, данные о человеке надо запрашивать только в случае открытых уголовных дел. В итоге с созданием системы не торопятся, ссылаясь на данный конфликт. Эксперты опасаются, что с таким подходом сроки внедрения системы могут выйти далеко за пределы 2024 года.

Впрочем, Елена Мочалова отмечает, что и после внедрения системы онлайн-мониторинга нам стоит приготовиться к скандалам.

«К системе будут иметь право доступа частные лица, которые будут обеспечивать бесперебойную работу этого модуля. Если кто-то не захочет видеть у некоторых компаний 30% оборотных средств, то поверьте, их там не увидят: это будет прописано в алгоритме системы и будет вполне законно», — комментирует эксперт.

Что же касается скандального «реестра лудоманов», то наполнять его тоже пока не спешат.

Все началось с того, что Минюст утвердил порядок ведения реестра с задержкой, и организаторы около месяца не имели возможности проверять игроков и вносить в реестр данные. Но и после запуска значительных темпов не было: по состоянию на 1 января в реестре всего 195 игроков. В Британии, для сравнения, насчитывают до 1,4 млн лудоманов. Неужели украинцы — такая «здоровая» нация?

"Реестр лудоманов". Данные: КРАИЛ
«Реестр лудоманов». Данные: КРАИЛ

В скудном наполнении реестра тоже есть прямой интерес казино: мировая игорная индустрия получает более половины прибыли всего от 5% клиентов с игровой зависимостью.

«Функционирование такого реестра, безусловно, бьет по прибыли «игорки». Возможно, здесь есть элемент коррупции — игорщики стимулируют «медлительность» комиссии в этом вопросе», — говорил политолог Руслан в комментарии одному из СМИ.

Сам по себе «реестр лудоманов» не имеет смысла, пока в Минздраве четко не прописано, является ли болезнью лудомания, и как ее можно определить. Пока критериев нет, персонал казино будет определять лудоманов на свое усмотрения. Кроме того, одного реестра для борьбы с болезнью недостаточно: необходимы центры реабилитации для лудоманов, их систематическая работа с психологами.

Что ждет сферу в 2022 году

Идеальные «теневые» условия, которые власти создали операторам, разрешив им работать на неурегулированном рынке, не добавляют рынку радужных перспектив на 2022 год. Ожидаются и попытки обойти закон со стороны онлайн-лотерей. На данный момент такие лотереи незаконны, если они похожи на «прокрутку» любого сегмента игорного бизнеса, например, на рулетку или игровой автомат. Но есть и другие азартные игры, не предполагающие под собой прокрутку. Например, задача перед игроком стоит собирать камушки. По словам Мочаловой, такое программное обеспечение уже готово для выхода на рынок Украины.

Что касается поступлений от сферы в текущем году, то глава КРАИЛ Иван Рудый ожидает 1,5 млрд. Вряд ли такая сумма достижима. Скорее всего, поступлений будет еще меньше, чем в 2021 году: как минимум потому, что многие лицензии уже выданы на три года вперед. Не только в 2022-м, но и в 2023 году деньги за лицензии некоторых сегментов не будут получены. Впрочем, Мочалова считает, что цели наполнить казну изначально были ошибочны.

«Надеяться на то, что Украина пополнит бюджет и экономически вырастет за счет легализации закона, не нужно и невозможно. Этот закон более имиджевый, он о полноценности, силе власти, а не о том, чтобы наполнить бюджет. О силе говорить трудно, ведь на данный момент власть не хочет слышать реальных вещей, она живет в своем мире», — подчеркивает эксперт.

Есть, правда, в бочке дегтя и ложка меда в виде сопутствующих инвестиций. Финансовый аналитик Алексей Кущ говорит, что страна получит от них намного больше, чем от продажи «голых» лицензий. По оценкам КРАИЛ, в 2021 году представители «игорки» открыли в Украине дополнительно около 2 тысяч рабочих мест. Также операторы заплатили около 62 млн грн налогов от ремонтных работ и потратили более 100 млн долл. на недвижимость.

В 2022 году от сферы тоже ожидают значительных сопутствующих доходов. Кроме всего вышеперечисленного, это также инвестиции в консалтинг (анализ бизнес-процессов в сфере), юридические услуги, аренду недвижимости, производство игорного оборудования, обслуживание программного обеспечения, маркетинг, рекламу и PR, ресторанный бизнес и так далее. Кумулятивный экономический эффект в связи с ростом активности в этих отраслях оценивают в более 30 млрд грн. 

Ну а пока борьба с коррупцией в Украине недостаточна, налоговый законопроект не принят, а система мониторинга не работает, значительных прямых доходов от сферы ожидать не стоит.

Анна Пешкова
Журналистка

FavoriteLoadingДобавить публикацию в закладки