«Укрзализныця» в шаге от пропасти: Почему в Украине уничтожают железнодорожные перевозки?

FavoriteLoadingДобавить в избранное

А давайте поговорим про «Укрзализныцю». Нет, не об отоплении дровами (списанными пропитанными шпалами) пассажирских вагонов, а о том, что происходит с грузовыми и пассажирскими железнодорожными перевозками

Финансовые показатели компании продолжают падение. Несмотря на бодрые рапорты и большие обещания, грузовые перевозки сокращаются (почти 5% падения), груз продолжает убегать на автодороги. Сезонные пики не повод для гордости.

«Укрзализныця» декларирует, что в I квартале доход от грузовых перевозок составил 16,6 млрд грн, во II — 14,6 млрд грн, в III — 16,3 млрд грн. По итогам последнего квартала УЗ планирует получить 17,6 млрд грн дохода от грузовых перевозок.

Пассажирский сегмент дал убыток в почти 11 млрд грн, при доходности в 3,5 млрд.

Несмотря на экстраординарные меры, в компании острые проблемы с ликвидностью и ощущается недостаток понимания, что делать дальше.

Системные ошибки:

1. Отсутствует работа над тарифной политикой. По состоянию на сегодня на постсоветском пространстве тарифы на перевозку грузов выше только в России. Украина опередила уже Беларусь и Казахстан. Сохраняется разрыв почти в 10 раз с железнодорожными тарифами стран ЕС, но при их уровне государственного субсидирования железных дорог, капитальных инвестициях мы о европейских тарифах можем только мечтать. Следовательно, повышение тарифов без инвестирования в подвижной состав, тягу и инфраструктуру в дальнейшем невозможно.

2. Не ведется системной работы по развитию транзитных возможностей, которые традиционно генерировали значительную долю доходов УЗ. Несмотря на войну с Россией, высокий потенциал имеют транзитные поезда Китай — Европа, Балтика — Черное море.

3. Метания руководства относительно открытия/закрытия малодеятельных (малодеятельных преимущественно по вине УЗ, а не грузоотправителей) станций, запуска/незапуска с 2019 года частных локомотивов подписание меморандумов со всеми и обо всем лишь усугубляют хаос и непонимание.

Читайте также на DOSSIER:  Власть провалила реформу рынка электроэнергии и довела страну до возможных веерных отключений – Гройсман

4. Отдельная история — вагонный парк. Бизнес уже несколько месяцев раскачивает ситуация по введению предельного срока эксплуатации полувагонов, зерновозов и т. д. Вместо того чтобы прозрачно обсудить ситуацию на рынке со всем бизнесом, «Укрзализныця» сначала пытается установить ограничения, потом сама от них отказывается и до сих пор не может определиться, что делать.

А истина проста. У нас нет острой проблемы с вагонным парком. Более того, его пока хватает с запасом (но есть большие вопросы к его техническому состоянию). У нас острая проблема с тягой и аварийным состоянием почти половины инфраструктуры, которая хронически не ремонтируется. Даже фактическая остановка пассажирского сообщения и возвращение грузовых локомотивов, которые раньше «бодро» таскали электрички, к грузовым перевозкам не исправило ситуацию. Низкая скорость, отсутствует тяга — и тысячи вагонов становятся составами на колесах.

Поэтому руководство Министерства инфраструктуры, «Укрзализныци» должно было садиться за круглый стол с бизнесом и открыто договариваться о следующем: мы прекращаем любой импорт подержанного подвижного состава, мы устанавливаем жесткий переходный период и контроль за техническим состоянием вагонов, мы запускаем частные и государственные вагоностроительные предприятия, которые строят новые вагоны по рыночным ценам. Тогда решается масса вопросов: руссобляхи исчезают, бизнес спокойно планово инвестирует в производство и возвращает средства, потому что знает, что конкурирует в честных условиях, а не демпингуя. УЗ зарабатывает не только на тяге, но и на собственном вагонном парке, который сейчас фактически простаивает. Смежные отрасли получают заказы на металл, колеса, загружают собственное производство и т. д.

5. Пассажирские перевозки. Если не будет начата отдельная государственная программа от 10 млрд грн ежегодно с закупки нового скоростного подвижного состава, современных поездов и электричек с производством их в Украине, пассажирские железнодорожные перевозки исчезнут. Имеющиеся вагоны исчерпают свой ресурс и больше ремонту не будут подлежать!

Читайте также на DOSSIER:  Родителей киевских школьников предупредили, что теперь они должны оплачивать 50% питания в школе

Кстати, по поводу ремонта: можно наконец не просто перекрашивать вагоны, забирать/возвращать чай, а изменить дизайн 70-х годов ХХ века на ХХІ? Были соответствующие разработки еще в 2018 году. Не нравятся они — скопируйте австрийские или китайские. Если уже вкладываем деньги в капремонт, когда остается только тележка, почему не сделать современно и удобно?

Меня всегда удивляло, почему вместо дешевле и лучше мы традиционно выбираем дороже и хуже.

Это лишь некоторые из проблем, которые на поверхности. Специально не поднимаю пока проблематику коррупции, эффективности менеджмента, кадровых назначений.

Просто напоминаю, что новое руководство утвердили на Кабмине в конце августа 2020 года. 100 дней уже прошло!

Осенью 2019 года Кабмин исправил непродуманное решение правительства Гройсмана и вернул «Укрзализныцю» в подчинение Министерства инфраструктуры. Теперь очень хочется увидеть общий результат, потому что ответственность уже общая.

Владимир Омелян