Пока Украина не решит эту проблему, все остальные попытки реформ, по сути, бесполезны. Какая польза от реформы полиции или новых антикоррупционных агентств, если их расследования никогда не приводят к осуждению?
У украинцев есть опыт надежды, которая приходит с новыми началами, и разочарования, которые часто идут за этими надеждами. За последние три десятилетия страна пережила ложные рассветы несколько раз. Наступление независимости в 1991 году стало первым переломным моментом, но этот кажущийся историческим разрыв с прошлым был на самом деле глубоко ошибочным компромиссом, который не смог сместить огромный государственный аппарат, оставшийся от от советской эпохи. Неудивительно, что ребрендинг карьерных коммунистов как украинских демократов мало что сделал для улучшения уровня жизни или для продвижения страны в правильном направлении, пишет Питер Дикинсон в блоге для Atlantic Council.
Автор отмечает, что разочарование в связи с таким положением дел в конечном итоге привело к Оранжевой революции 2004 года, но первоначальная эйфория вскоре сменилась цинизмом, когда стало ясно, что основополагающая культура институциональной коррупции в стране остается на своем месте. Десять лет спустя травма Евромайдана ознаменовала еще один новый старт. Несмотря на то, что президент Петр Порошенко внес значительный вклад в прогресс украинского государственного строительства за пять лет пребывания на своем посту, он в конечном итоге не смог изменить основы коррупции в Украине, что привело к его сокрушительному поражению на президентских выборах в прошлом месяце.
«Украинцы теперь снова оказываются в этой слишком знакомой позиции, готовясь к рассвету новой Украины и ожидая появления незапятнанного лидера, который обещает преобразовать страну, которая доказала свою уникальную стойкость к реформам. Будет ли Владимир Зеленский жить лучше, чем те, кто потерпел неудачу до него? Его статус аутсайдера, безусловно, дает повод для оптимизма. Действительно, о масштабах общественного презрения к украинским политическим классам говорится, что полное отсутствие опыта у Зеленского также является его самой сильной рекомендацией. Тем не менее, статус новичка бывшего комика вызывает очевидную обеспокоенность по поводу его способности устранить глубоко укоренившуюся и тщательно откалиброванную дисфункцию, которая лежит в основе недуга современной Украины», — пишет Дикинсон.
Он добавляет, что хотя нет быстрых решений проблем в масштабе Украины, массовая реформа украинской судебной системы позволила бы Зеленскому заняться одним из центральных столпов, поддерживающих всю коррумпированную систему. Сейчас украинским судам доверяет меньше украинцев, чем политикам страны. Это не случайно. Украинские судьи обычно выносят вердикты, которые, похоже, предназначены для того, чтобы высмеивать само понятие справедливости, в то время как целые суды обвиняются в служении личным интересам влиятельных людей. Вся система широко воспринимается как фатальная ошибка, и справедливость предлагается по самым высоким расценкам. Пока Украина не решит эту проблему, все остальные попытки реформ по сути бесполезны. В конце концов, какая польза от реформированных полиции или новых антикоррупционных агентств, если их расследования никогда не приводят к осуждению? Почему международные инвесторы должны рассматривать Украину, когда судебная система страны продолжает защищать культуру безнаказанности и не предлагает защиты для инвестиций?
Победа Зеленского на выборах была мощной демонстрацией демократических полномочий Украины, но ценности, определяющие современную демократию, выходят далеко за рамки способности проводить свободные и справедливые выборы. Ни одна из этих ценностей не является такой же элементарной, как верховенство права, которое обеспечивает ответственность, лежащую в основе всех других прав и обязанностей. Это самая насущная потребность Украины. Слишком долго хроническое отсутствие справедливости удерживало страну в ловушке бесплодного постсоветского цикла восстаний на Майдане, пустых обещаний и фальстартов. Если Зеленский хочет не стать последним в длинной череде подавляющих украинских мессий, он должен теперь попытаться разорвать этот цикл, построив свое президентство на прочной основе подлинной судебной реформы.