Раде предлагают продавать не больше одного земельного участка в одни руки, предоставив дешевые кредиты от государства — но не иностранцам

Предлагается продавать один земельный участок в одни руки, чтобы исключить концентрацию в одних руках земельных угодий, больших чем самый большой пай при распаевании. Хозяева земли могут получить право в одностороннем порядке досрочно разрывать договора аренды земельных участков и получать дешевые кредиты на свое сельхозпроизводство. А тем, у кого нет земли, законопроект сулит прямые и дешевые кредиты на ее покупку от государства.

Об этом KV стало известно из законопроекта №3208 “О прогрессивных земельных отношениях”, опубликованного на сайте Верховной Рады (ВР).

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”

Законодательными инициаторами яввляются трое нардепов – бывшие члены фракции “Слуга народа” Анна Скороход (93 округ Киевской области – города Переяслав и Ржищев, Богуславский, Кагарлыкский, Мироновский, Рокитнянский районы) и Антон , а также Василий  (фракция “Оппозиционная платформа – За жизнь”).

Речь идет о проекте закона, научно-практическим инициатором которого является разработчик “Народной земельной реформы” Роман , получивший у депутатов авторскую и законодательную поддержку. Это пример реализации законодательной инициативы от народа, так как инициатором законопроектов согласно ст. 89 Конституции могут быть только президент, народные депутаты, Кабмин и НБУ.

В феврале с.г. он разослал народным депутатам свой проект закона, касающийся оборота земель сельхозназначения, чтобы те из них, кто сочтет нужным, зарегистрировали документ в Раде от своего имени.

По мнению Головина, на сегодняшний день земельные отношения в Украине крайне дискриминационны: фактически вся земля сельскохозяйственного назначения, владельцами которой являются украинские крестьяне, бывшие колхозники и их наследники, находится в пользовании других лиц по договорам аренды или эмфитевзиса. Такая пользовательская форма земельных отношений выгодна только арендаторам, что породило аграрных олигархов от сельского масштаба до мирового, оставив миллионы украинских крестьян за чертой бедности и без доступа к принадлежащей им земли. Исправить это и хочет автор законопроекта.

По законопроекту, любые сделки и договора (в том числе доверенности и предварительные соглашения), предусматривающие отчуждение земельных участков сельхозназначения, заключенные до вступления в силу нового закона, будут считаться недействительными.

DOSSIER →  Тарифы на газ: эксперт раскрыл прогноз на следующий год

При этом, «в случае досрочного расторжения договора пользования земельным участком сельскохозяйственного назначения владелец земельного участка возвращает полученные авансовые платежи, исходя из разницы между полученной суммой и суммой за фактическое пользование земельным участком без учета штрафов, пени и других платежей в пользу пользователя земельного участка».

Чтобы процесс расторжения был мягче, законопроект предлагает «финансовую подушку»: «Владелец земли имеет право на получение кредита за счет прямого государственного кредитования для оплаты разницы между полученной суммой и суммой за фактическое пользование земельного участка».

В терминологии проекта закона прямое государственное кредитование – это «кредитование определенных экономически важных для страны отраслей, видов деятельности, общественных образований, участников общественных образований за счет кредитной эмиссии или средств государственного бюджета. Прямое государственное кредитование осуществляется или обеспечивается государственным органом, который осуществляет государственную кредитную политику».

Предлагаемая кредитная политика такова, что право на такое прямое госкредитование получат граждане и органы власти, которым потребуются деньги на покупку или выкуп участков, соответственно.

Также госкредитование предлагается сделать доступным для Обществ собственников земли – юридических лиц, созданных путем объединения владельцев земли «с целью консолидации принадлежащих участникам юридического лица земельных участков для использования их в самостоятельной производственной сельскохозяйственной деятельности».

Размер же кредита будет зависить от цели, для которой предоставляется кредит (для покупки земли или для ее обработки собственником), и временного периода, прошедшего со дня опубликования нового закона.

Для приобретения прав собственности на земельный участок гражданами размер кредита будет таким:

  • в 1-й год (со дня опубликования нового закона) – двукратный размер нормативно-денежной оценки земельного участка;
  • во 2-й год – трехкратный размер нормативно-денежной оценки;
  • в 3-й год – четырехкратный размер нормативно-денежной оценки;
  • в 4-й год и последующие годы – пятикратный размер нормативно-денежной оценки.

Подобным образом регулируется размер кредитования и для для покупки земли органами власти.

DOSSIER →  "Клуб белого бизнеса" Гетманцева: коррупция, дискриминация и подконтрольность

А для получения кредита собственником земли будут действовать несколько иные параметры:

  • 1-й год – одинарный размер нормативно-денежной оценки земельного участка;
  • 2-й год – полуторакратный размер оценки;
  • 3-й год – двукратный размер оценки;
  • 4-й год и последующие годы – трехкратный размер.

Дешевле всего кредиты обойдутся Обществам собственников земли – не более 2% годовых.

Размер кредитной ставки при кредитовании собственников земли составит не больше 5% годовых.

Та же ставка – и для граждан, пожелающих стать собственниками земли.

Прямое госкредитование органов власти в данных случаях не предусмотрено. Но сказано: если землю приобретает в собственность орган местного самоуправления, он обязан использовань участок по назначению (впрочем, как и все другие собственники должны самостоятельно обрабатывать землю или сдавать ее в аренду исключительно для сельскохозяйственного использования).

Что касается отношений между арендодателями и арендаторами земли, то законопроект предлагает урегулировать отношения, возникающие во время аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения так, чтобы собственник такого участка получил право досрочно разрывать («останавливать действие») договора пользования этими участками.

Здесь ключевое положение проекта закона состоит в том, что по требованию собственника «договор пользования (аренда, эмфитевзис) земельного участка сельскохозяйственного назначения может быть досрочно расторгнут на основании заявления собственника земли».

При этом, не оговаривается – по каким причинам собственник принял такое свое решение. Просто данные о нем вносятся в соответствующий реестр.

Что же касается прав на землю, то их получателями (приобретателями) могут быть или физлица «с единственным гражданством Украины» или органы государственной власти или местного самоуправления.

Существенная оговорка: «Гражданин Украины имеет право приобретения земельного участка сельскохозяйственного назначения только в случае отсутствия у него права собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения».

Иными словами, купить землю можно будет только тем, у кого ее до того не было. Это потому, что, по законопроекту, «предельный объем собственности» на землю ограничивается одним земельным участком «площадью не более максимального размера земельного участка, полученного в результате распаевания земель». Большей концентрации земли в одних руках не предусматривается. Если вдруг окажется, что концентрация превышена – «излишек» будет по решению суда конфискован государством.

DOSSIER →  "Клуб белого бизнеса" Гетманцева: коррупция, дискриминация и подконтрольность

А если к тому или иному лицу переходит право собственности на земельный участок, который по предлагаемым правилам не может находиться в его собственности, этот участок подлежит отчуждению его владельцем в течение года с момента перехода такого права (например, если земля досталась иностранцу, даже в законном порядке).

Если за год такое лицо не продаст землю гражданину Украины, она будет конфискована  по решению суда и затем выставлена на продажу (с выплатой компенсации).

В этом случае иск о конфискации земельного участка подается в суд органом, осуществляющим государственный контроль за использованием и охраной земель. Конфискованный подлежит продаже на земельных торгах, а деньги, за вычетом расходов, связанных с продажей участка, выплачивается его бывшему владельцу.

Еще один важный нюанс: проект закона предусматривает, что «отчуждение любым способом земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, не допускается».

Исключение – только для земучастков, приобретенных властями в результате выкупа у граждан Украины.