Рада изменила закон о школах: в классе может быть 30+ детей, старт уроков – не 1 сентября

закон о школах
FavoriteLoadingзакладки →

19 июня парламент внес важные изменения в Закон Украины “О полном общем среднем образовании”. LIGA.Life разобралась, что изменилось и почему это важно

Что произошло

Верховная Рада приняла закон № 7325, внеся временные изменения в закон об общем среднем образовании.

На время военного положения нардепы отменили ограничение на количество учащихся в классах и продолжительность учебного года.

Также во время войны трудовой договор с директором школы может быть продлен без проведения конкурса.

Документ был направлен на подпись президенту.

Что это значит

1) На время действия военного положения останавливается положение о том, что обучение в школах начинается с 1 сентября, длится не менее 175 учебных дней и заканчивается не позднее 1 июля следующего года.

Новый календарный учебный год может длиться разное количество дней.

Продолжительность учебного года, дату начала и/или окончания будет определять Кабмин, рассказывает нардеп Комитета Верховной Рады по вопросам образования, науки и инноваций Наталья .

Гибкость начала учебного года необходима во время военного положения. Потому что не предусмотреть, что будет в августе на разных территориях страны, отмечает глава “Ре:Образования”, министр образования и науки 2016-2019 годов Лилия Гриневич. Но решив, например, начинать обучение в августе для экономии расходов на тепло, в местных общинах важно провести информационно-разъяснительную работу, сообщить родителям, выяснить, на месте ли дети, говорит она.

Норма об обязательных 175 днях, обращает внимание Гриневич, из-за боевых действий уже и так нарушена частью школ. Во время военного положения может быть меньше учебных дней, поэтому важно предусмотреть дополнительные часы (по крайней мере, дистанционно) для устранения пробелов в обучении детей. “Этого не хватает, и об этом следует позаботиться. На самом деле у детей большие пробелы в учебе и из-за дистанционки в течение двух лет эпидемии ковида, и теперь – из-за военных действий”, – подчеркивает она.

2) Сняли норму о том, что в государственных или коммунальных школах в начальных классах не может быть больше, чем 24 ребенка, а в средней и старшей школе – не более 30 учеников. Кроме очной (дневной) и вечерней формы обучения. То есть классы увеличены только для дистанционного обучения, уточняет Наталья Пипа.

DOSSIER →   5,5 миллиона гривен на внедорожник для одесского военкомата

Если школа работает на дистанционке, берет в класс 40 детей, а затем решает выйти очно, то может делить учеников на группы и заниматься по очереди – 20 очно, 20 – слушает онлайн.

3) Директора школы можно назначать на должность без конкурса не более чем на шесть месяцев со дня прекращения или отмены военного положения. “Это оправдано, потому что в условиях войны часто нужно обеспечить выполнение как минимум решений учебного процесса, а конкурс длится долго”, – говорит Пипа.

Но ключевое слово здесь “можно”. То есть никто не запрещает проводить конкурс, добавляет эксперт Шведско-Украинского проекта “Поддержка децентрализации в Украине” и бывший директор департамента образования и науки Хмельницкой ОГА Олег .

“Назначение на конкурсной основе – хорошая инициатива. На территориях, где продолжаются боевые действия, это невозможно, там должны действовать нормы закона. Но не нужно всем отказываться от конкурса”, – убежден он.

Что дальше

Возможно, следующий учебный год начнут раньше 1 сентября, предполагает эксперт по вопросам образования (до 2021 года – эксперт Офиса поддержки реформы децентрализации при Минрегионе) Сергей .

“Это хорошо в условиях военного положения, когда могут быть разные опции для территорий Украины в зависимости от угроз. Та же Запорожская область и Закарпатская существенно отличаются по условиям и возможностям”, – подчеркивает он.

По словам депутата Натальи Пипы, правительство может принимать решения не только по областям, а по отдельным территориальным общинам, населенным пунктам.

Учредители учебных заведений – горсовет, ОТГ, ОГА – могут подавать предложения Кабмину. “Например, есть обращения от населенных пунктов, которые хотят начать учебный год 15 августа – этот вопрос тоже может рассматриваться Кабмином. Дети могут учиться очно, плюс можно сэкономить энергоресурсы”, – объясняет Пипа.

Олег Фасоля считает вариант начала обучения в августе реальным: “Война заставляет искать пути, как обеспечить образовательные услуги и вместе с тем минимально использовать ресурсы”.

Эксперт отмечает, что, возможно, нужны еще более радикальные решения. Вместо пяти рабочих дней, например, учиться шесть. “Максимально использовать период, когда не нужно отапливать помещение. А в зимний период быть на каникулах”, – объясняет он.

Пипа напоминает, что когда в Мелитополе оккупанты заставляли учиться по российской программе, педработники решили на свой страх и риск завершить учебный год. Пошли по пути, который де-факто верен. Отмена ограничения на начало, продолжительность и окончание учебного года сейчас, отмечает депутат, обусловлена вопросом боевых действий. Чтобы можно было быстро принимать решение: “Можно издать приказ и закончить учебный год или сдвинуть его границы. Больше поля для маневров”.

DOSSIER →   Зеленое восстановление Украины

Вторая возможность закона – можно увеличивать количество детей в классе, добавляя туда детей-переселенцев, выносить это на рассмотрение педсовета, подчеркивает Пипа.

“Каждый педколлектив будет решать, как организовать учебный процесс. Дети, например, могут учиться очно через день, или только начальная школа, а средняя и старшая меняться, или будут посменно”, – объясняет она.

Вопрос по наполненности классов – вынужденный шаг в условиях войны, необходимый для детей, чьи школы разрушены или повреждены, для привлечения педагогов, выехавших из зоны боевых действий, говорит Пипа: “Конечно, будет непонимание на местах. Такое количество детей учить непросто. Но лучшего решения в этих условиях нет.

Олег Фасоля называет это решение оправданным для учета количества переселенцев, ведь в Украине миграционные процессы непредсказуемы. В то же время он отмечает, что могут начаться манипуляции с количеством детей на местах: “К примеру, было в классе 29 учеников. А по состоянию на 5 сентября – плюс два ребенка из числа ВПЛ, и уже 31 ребенок. То есть тогда нам дается право делить класс на два. Но уже 6 сентября один ребенок уезжает”.

При этом эксперт убежден, что дистанционная учеба для большого количества детей не обеспечивает качественное образование.

“Поэтому если кто-то думает, что количество детей “по ту сторону экрана” не влияет на качество образовательного процесса – это не так. В высшей школе это возможно, но удерживать внимание детей в средней или начальной школе, если их много, если нет связи учитель-ученик – качественного процесса не будет”, – считает Фасоля.

Качество обратной связи с учителем при дистанционном обучении со многими учениками будет падать, убеждена также Лилия Гриневич.

Если это смешанное обучение, возникают вопросы с оплатой труда учителей. “Например, есть 40-45 учеников, которые не могут одновременно сесть в одном классе, тогда школа решает поделить класс на две группы для очного обучения. То есть учителю вместо одного урока надо проводить два. Сначала с одной группой, затем с другой. Вопрос, будут ли оплачиваться средства за обучение второй группе? – замечает она.

DOSSIER →   Снимайте с карты начисленную пенсию

Ведь в пояснительной записке к закону написано “не требует средств из бюджета”.

“То есть, судя по всему, никто не собирается доплачивать за это разделение. Детей больше, а средства на количество часов для учителей останутся те же, что были при меньшем количестве детей. А ответственность – как при этом организовать учебный процесс – возложена на учебные заведения”, – говорит она.

Учитывая это, если будет очное обучение, скорее всего, школам придется делить детей на группы, но сразу предполагать, что дети будут ходить на очные уроки поочередно, считает . На один урок одна группа, вторая – дома, на другой урок – вторая. “Это усложнит организацию обучения и будет влиять на его качество”, – подчеркивает эксперт.

Законодательная норма о снятии ограничений по количеству учащихся в классе, считает Гриневич, была предложена в первую очередь ради экономии бюджетных средств. Потому что позволяет сэкономить субвенцию в регионах, куда прибыли дети-переселенцы. “Когда детей прибыло много, нужно открывать новые классы. Впрочем, если увеличивается количество классов, увеличивается и объем образовательной субвенции. В целях экономии средств, я так понимаю, решили снять ограничения, чтобы в классе можно было обучать и 40, и 45 учеников”, – объясняет эксперт.

 

Ірина Петренко
журналістка LIGA.Life, спеціалізація – освіта