Программа МВФ для Украины: миссия не выполнена - DOSSIER

Программа МВФ для Украины: миссия не выполнена

У фонда все больше вопросов к украинской власти

Сотрудничество Украины с Международным валютным фондом в очередной раз поставлено на паузу. Причиной тому — угроза независимости антикоррупционных органов страны. “Апостроф” разбирался, почему власти провалили работу по взаимодействию с МВФ, нужны ли на самом деле Украине деньги фонда, и что будет, если новые транши в ближайшей перспективе к нам не поступят.

Международный валютный фонд (МВФ), по сути, приостанавливает сотрудничество с Украиной по программе финансирования stand-by, в рамках которой наша страна ранее получила 2,1 миллиарда долларов. Такой сигнал был послан фондом 10 сентября — официальный представитель МВФ Джерри Райс прямым текстом заявил, что продолжение программы будет зависеть о того, сохранят ли свою независимость антикоррупционные органы Украины — Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ), Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) и Высший антикоррупционный суд (ВАКС).

Министр финансов Сергей Марченко, в свою очередь, говорит о “нормальном процессе диалога” с МВФ, но при этом признает, что у фонда есть вопросы, в том числе, политического характера.

Он также рассказал, что приезд миссии МВФ (которая должна оценить перспективы выделения нового транша — “Апостроф”) планировался на июль, однако затем был отложен на неопределенное время.

Заявление о независимости указанных структур имеет вполне конкретную причину — в конце августа Конституционный суд Украины признал неконституционным президентский указ (указ тогдашнего главы государства Петра Порошенко от 16 апреля 2015 №218/2015) о назначении директором НАБУ Артема Сытника.

Кстати, 16 сентября КС Украины признал несоответствующими Конституции целый ряд положений закона о НАБУ, в том числе, наделение президента полномочиями по созданию самого антикоррупционного нацагентства. Вряд ли это решение будет способствовать возобновлению сотрудничества с МВФ. Как, впрочем, и отставка главы САП Назара Холодницкого, произошедшая в августе.

Кроме того, как ранее отмечали собеседники издания, в фонде прекрасно понимают, что никакой реальной борьбы с коррупцией в Украине не ведется, все схемы как действовали, так и действуют, а последние атаки на антикоррупционные органы лишь усугубляют общую ситуацию.

Читайте также на DOSSIER:  Елена Киселева: «Первый вопрос о коррупции, говорите? Начнем с антикороновирусного Фонда!»

Непрозрачность и неэффективность

“Апостроф” ранее писал, что одной из причин, по которым МВФ может “заморозить” сотрудничество с Украиной в рамках текущей программы, является готовящаяся отставка правительства в разгар работы над проектом госбюджета на 2021 год — фонд перед тем, как выдавать стране новый транш, помимо прочего, внимательно изучает государственный бюджет на предмет его реалистичности.

Впрочем, отставки Кабмина пока не произошло, бюджет подан в Верховную Раду, а потому на этом направлении все вроде бы успокоилось.

Однако МВФ, по данным источников издания, был крайне недоволен тем, как правительство распоряжается средствами фонда — ведь деньги были предоставлены на преодоление последствий распространения коронавируса.

Как известно, Кабинет министров создал специальный фонд для борьбы с эпидемией коронавируса в размере 66 миллиардов гривен, однако на сегодня есть вопросы к тому, как тратятся эти средства.

Так, в мае премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, что 20 миллиардов гривен из этого фонда были направлены на… пенсионную реформу.

В июле министр финансов Сергей Марченко рассказал, что фонд практически исчерпан, но в начале сентября он же заявил, что его потратили лишь на 29% (в объеме 19,1 миллиарда гривен).

“Основная проблема здесь — отсутствие прозрачности: непонятно, сколько и на что было потрачено, что находится в процессе и тому подобное, — сказал в комментарии “Апострофу” эксперт Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Егор Киян. — Нам предоставляют какие-то цифры, и проверить, на что эти 29% были направлены, мы не можем. Не говоря о том, потрачены ли эти деньги, или это только проектные расходы”.

При этом, по словам Кияна, само законодательство, касающееся использования средств фонда, является довольно расплывчатым, что чисто юридически позволяет направлять из него деньги на не связанные напрямую с коронавирусом цели. “Но с точки зрения логики, особенно учитывая заявления со стороны Кабмина, в частности, о том, что 35 миллиардов гривен были направлены на дороги, показывает лишь то, что этот фонд является, скорее, фондом дерибана, а не борьбы с коронавирусом”, — заявил эксперт.

Читайте также на DOSSIER:  Украина договорилась с ЕС касательно выполнения соглашения об ассоциации: детали

То есть можно с уверенностью говорить о том, что средства фонда используются неэффективно.

Отдельный вопрос — как наполнялся этот фонд. “В него направляли средства, которые снимались с различных министерств, и при этом пострадали, например, образование, и, как ни парадоксально, само здравоохранение. Деньги на медицину брали у медицины!”, — возмущается Егор Киян.

При этом неэффективность Кабмина выходит далеко за рамки борьбы с COVID-19.

“Кабмин демонстрирует политику тушения пожаров и ручного управления, краткосрочные цели превалируют над долгосрочными. Это касается, в том числе, и коронавируса — проблему начнут решать, когда уже будет поздно”, — резюмировал эксперт.

С этим согласен директор экономических и социальных программ Центра Разумкова Василий Юрчишин. “К сожалению, сегодня мы не видим конкретных планов государства по выходу из коронавирусного кризиса. И то, каким образом будут восстанавливаться отрасли (пострадавшие в результате коронакризиса, — “Апостроф”), неизвестно”, — сказал он изданию.

Опасный дефицит

Украинская власть продолжает делать вид, что все не так уж плохо, и высказывает надежды на то, что в нынешнем году новый транш МВФ все же будет.

Но так ли уж нужны нашей стране деньги фонда?

Прежде всего, нужно помнить, что средства МВФ — это не подарок, а кредит, отметил Василий Юрчишин.

“На сегодня Украина имеет резервные запасы, которых хватит на 3,5-4 импортных месяца (по состоянию на 1 сентября, золотовалютные резервы Украины составляли более 29 миллиардов долларов — “Апостроф”). Эти показатели являются достаточно удовлетворительными, поэтому беспокоиться из-за отсутствия транша МВФ не нужно”, — сказал эксперт.

Но нашей стране нужно выплачивать миллиардные долги, а в бюджете образовалась огромная дыра.

“В краткосрочном периоде проблем с погашением внешнего долга не будет, но доступ к рынкам заимствования усложнится, так как программа МВФ — это то, на что ориентируются инвесторы, когда оценивают риски страны, — заявила в разговоре с “Апострофом” заместитель директора Центра экономической стратегии Мария Репко. — В связи с этим Украине будет дороже финансировать огромный бюджетный дефицит, заложенный на 2020 и 2021 годы (7,5% и 6% соответственно — “Апостроф”). Если не отказаться от части расходов, придется занимать средства под высокий процент, что плохо для макроустойчивости и фискальной стабильности”.

Читайте также на DOSSIER:  Выпить "Укрспирт" до дна. Подорожают ли лекарства после приватизации госконцерна

Президент инвестиционной группы “Универ” Тарас Козак также обращает внимание на огромный бюджетный дефицит (в “живых” деньгах в 2020 году он составит почти 300 миллиардов гривен, в 2021-м — 270 миллиардов гривен). На своей странице в Facebook он написал, что “в условиях высокой коррупции и при отсутствии реформ правоохранительной и судебной систем эти средства могут быть просто разворованы”.

Кроме того, по его словам, в бюджете есть и скрытый дефицит в виде государственных гарантий: “В частности, только на строительство дорог предусмотрено 71 миллиард гарантий. Традиционно государственные гарантии в Украине превращаются в будущие расходы бюджета”.

В связи с этим вывод эксперта однозначен: без помощи МВФ и других международных организаций бюджет-2021 выполнить будет нереально.

Виктор АВДЕЕНКО, Анастасия ШКАЛЕВА