ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОЧТИ ГОТОВО К ПРИВАТИЗАЦИИ «УКРЗАЛИЗНЫЦИ» ПО ПЛАНУ ЧЛЕНОВ НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА И БЫВШЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ КРАВЦОВА

FavoriteLoadingДобавить в избранное

О будущих изменениях в «Укрзализныце»

12 августа 2020 большинство железнодорожников были шокированы одной-единственной новостью — правительство почти готов к приватизации Укрзализныци, причем именно по плану, который на все лады пропагандировал в СМИ член Наблюдательного Совета УЗ Сергей Лещенко. Сначала 49% стратегического предприятия государства отдадут «нужным» инвесторам. Возможно, крупным международным финансовым организациям, таким как ЕБРР или Всемирный банк. Причем последнее утверждение является не таким уж и гипотетическим, с учетом расследование некоторых СМИ о «схемы», которые курирует Лещенко в угоду Томаша Фиалы, представителя политических и финансовых проектов Сороса в Украине. Впоследствии же компании планируют поделить на 4-5 частей, каждая из которых по-своему интересна инвесторам. В сухом остатке государство будет лишь «шпалы», «будку стрелочника» и убыточные региональные вокзалы. А из функционала — только обслуживание пассажирских перевозок, пишет «Рупор».

Такая печальная перспектива Укрзализныци — прямое следствие действия схем, которые в том или ином контексте запустили именно Сергей Лещенко и бывший глава УЗ Евгений Кравцов. Причем отдельные чиновники уже поняли, которыми репутационными потерями обернется для них любое упоминание рядом с этими фамилиями в недалеком будущем и начали себя понемногу «отбеливать».

Например, совсем недавно министр инфраструктуры Владислав Криклий дал интервью «Экономической правде», в котором рассказал, что изменилось после освобождения Евгения Кравцова с должности главы Укрзализныци. Так, сначала министр ответил на вопрос о причинах увольнения Кравцова: «Об Укрзализныце точно нельзя сказать, что там все было хорошо. Если бы компания имела безупречные результаты и убрали бы кланы и вертикали, которые паразитировали на компании, то вопросов об увольнении Кравцова точно не возникало». Что касается уточняющего вопрос, не паразитируют сейчас, Криклий ответил: «Я уверен, что паразитируют, но гораздо меньше. В общем это же огромная компания, где многие подразделения. Плюс очень много бытовой коррупции. Если мы говорим о верхнеуровневой коррупции, сговора с олигархами в первых кабинетах, то такого точно нет». Конечно, о так называемой «верхнеуровневой коррупции» министр не мог сказать иначе, поскольку тогда пришлось бы признавать виновным и самого себя. Но сам факт того, что министр до сих пор не исключает наличие коррупции в УЗ о многом говорит.

Интересно, что в этом же смысле можно чаще пытается отвести от себя подозрения в коррупционных схемах и главный «антикоррупционер» железной дороги С.Лещенко. Чего только стоит его пост на своей странице в Фейсбук, мол «в интересах компании начать очищаться от людей, которые себя дискредитировали, как бы кто за них не просил». Но как и в случае с известной поговоркой, громче призывает ловить вора сам вор.

Это мы к тому, что концепция приватизации всего и вся в Украине уже не один десяток лет опирается на лаконичное заявление: «воруют». Этим смысловым тараном удачно разбивают вдребезги любые утверждения о том, что продавать за минимальную цену ценные внутренние активы, наиболее ликвидные государственные предприятия, мягко говоря, неразумно. Такие корпорации, как «Нафтогаз», железная дорога, порты, являются ценными для инвесторов прежде всего учитывая их монопольное положенияе на рынке. И перед любым «умным» государством всегда возникает дилемма: либо эффективно управлять, преодолевая косность государственного менеджмента и коррупции, или качественно регулировать деятельность естественных монополий в случае их перехода в частные руки. Однако вряд ли хоть один из названных сценарий будет реализован в УЗ.

Например, согласно финплану УЗ, компания ожидает завершить 2020 с прибылью 69 тыс. грн. Это ничего, что соответствующая сумма почти на 3 млрд грн меньше, чем результаты 2019 года. Но даже эта цифра далека от эффективного управления. Так, в разрезе кварталов в УЗ ожидают следующие результаты: 1 квартал — убыток 6963 млн грн; 2 квартал — убыток 4229 млн грн; 3 квартал — прибыль 1921 млн грн; 4 квартал — прибыль 9271 млн грн. А теперь следим за движениями рук так называемых реформаторов и антикоррупционеров внимательно: «В III и IV кварталах основной причиной доходности является прогнозируемый рост доходности перевозок и реализация непрофильных активов в сумме 7879 млн грн в 4 квартале 2020 года». То есть прежде чем приватизировать, в УЗ сделают массовую распродажу всего, к чему дотянутся — почти на 8 млрд грн.

Читайте также на DOSSIER:  Открытие рынка земли: сколько удалось заключить соглашений от старта программы

Но об этой катастрофе все СМИ вспоминают неохотно, потому что искусный журналист Лещенко хорошо знает, как воспользоваться хайп в медиа для отвлечения внимания от чего действительно серьезного.

Напомним, что в начале августа Укрзализныця в очередной раз оказалась в эпицентре общественного внимания. Избиение женщины и попытка ее изнасилования в поезде Киев-Мариуполь стало шоком для всех. К счастью преступника удалось задержать и шансы на его наказания. Однако, выяснилось, что нападающий ехал без билета, по давно известной схеме. И член наблюдательного совета «Укрзализныци» Сергей Лещенко сразу же заявил, что инициировал служебное расследование, чтобы выйти на того, кто «крышует» поборы между проводниками и пассажирами без билетов. «Мы должны дать ответ на системную проблему, когда проводники за деньги подсаживают пассажиров. Эта система поборов существует много лет, и не может функционировать без централизованного «крышевание», — заявил он. Централизованное «крышевание», если по честному — это прямая обязанность для работы обновленной внутренней службы безопасности, которую так упорно реформировал сам Лещенко, но об этом господин антикоррупционер ни слова не сказал ни в СМИ, ни в Фейсбук. То есть, проработав чуть больше пол-года Лещенко понял, что проводники возят безбилетных пассажиров, за что получил почти 1500000 грн. зарплаты! Через пол-года он поймет, что машинисты могут воровать дизельное топливо и снова обратится к своему обновленного подразделения безопасности с требованием проверить полученную им актуальную информацию, а компания ему заплатит еще 1,5 млн.грн. Создается впечатление, что Лещенко через СМИ пытается завуалировать расследование такими информационными «утками» с целью отвлечения внимания общества от коррупционных действий синдиката Кравцова-Криклия-Лещенко.

Да и то сказать, что разобраться с проблемой пассажиров «мимо кассы» — хорошая идея. Наверное. Однако возникает вопрос: а как вообще топ-менеджеры, в том числе наблюдательный совет «Укрзализныци», решают многочисленные проблемы в компании? Особенно, учитывая уровень зарплат, которые по меркам нашей не слишком богатой страны позволяют отдаваться на полную работе и совсем не думать о деньгах. По данным нардепа от «Слуги народа» Ольги Василевской-Смаглюк, журналист Сергей Лещенко с октября 2019 по апрель 2020 получил 1400000 грн. А по средствам Кравцова, то он сам в интервью УНИАН сообщал, что в 2018 году его зарплата составляла 570,6 тыс. грн в месяц. Но этого и для Кравцова, и Лещенко было мало, потому что в действительности зарабатывали они совсем в других сферах, и совсем другие суммы.

Последний из руководителей УЗ успел выстроить под себя настолько серьезные коррупционные схемы, с его увольнением они не только не уменьшились, но даже закрепились, не в последнюю очередь благодаря «антикоррупционной помощи» от Лещенко, очень удачно зашел в Наблюдательный совет как раз накануне освобождения Кравцова. При этом журналисты одного из украинских онлайн-изданий провели собственное расследование — и пришли к выводу: коррупция на железной дороге может быть четко структурированной и руководствоваться одним человеком — уже бывшим главой УЗ Евгением Кравцовым, который, по мнению авторов расследования сохранил свое влияние и своих «ставленников «во всех направлениях и уровнях. При этом он якобы разворачивает настоящие кадровые войны с теми сотрудниками, которые могут помешать реализации схем.

Что же раскопали журналисты?

Еще с января 2020 известный эксперт по вопросам функционирования железной дороги Сергей Лещенко, который неизвестно с какой стати около года назад вошел в состав наблюдательного совета «Укрзализныци», возглавил вновь комитет по вопросам антикоррупции. Злые языки поговаривают, что произошло это не из-за многочисленных таланты экс-журналиста и нардепа-«еврооптимиста», а из-за его тесных отношений с НАБУ. Отношения, которые наталкивают на мысль, что Лещенко выполняет в УЗ роль «агента под прикрытием», ведь чем дальше — тем чаще, говорят, НАБУ привлекается к бизнесу, политическим и кадровым разборкам внутри общества.

А привлекаться там есть к чему. 7 апреля 2020 председатель Службы безопасности Украины Иван Баканов направил на имя премьер-министра Дениса шныряли докладную записку, касающуюся УЗ. В этой записке Баканов акцентировал внимание на усилении угрозы устойчивому и безопасному функционированию объектов критической инфраструктуры железнодорожной отрасли из-за неэффективной деятельность наблюдательного совета АО «Укрзализныця».

Читайте также на DOSSIER:  В ФГИ заявили, что каждое пятое госпредприятие в Украине – убыточное

Создается впечатление, что сложившийся Наблюдательный совет и установленный ею в течение 2018-2019 гг. Порядок контроля за деятельностью правления общества не только не способствовали улучшению финансово-экономического положения АО «Укрзализныця», но и обострили существующие проблемы функционирования УЗ. А вот анонсированных сдвигов в борьбе с коррупцией в обществе до сих пор не наблюдается.

Возможное сохранение господином Кравцовым влияния на то, что происходит в УЗ, уже после увольнения, наши источники в обществе связывают с тем, что он в свое время был причастен к формированию нынешнего состава Наблюдательного совета. Мол, именно тогда туда попали люди, которые могут поддерживать Кравцова и сегодня. При этом, говорят, Кравцов очень тесно общается с действующим министром инфраструктуры Криклием и представителем его бэк-офиса Грантом Даяном — и якобы даже имеет на них серьезное влияние. И именно благодаря этому, мол, ему и удается и дальше реализовать старые схемы несмотря на то, что формально он не имеет уже в УЗ никакого отношения. А члены Наблюдательного совета, говорят, обеспечивают прикрытие упомянутых схем.

Так, например, в УЗ до сих пор вспоминают, как Сергей Лещенко боролся за сохранение в должности близкого к Кравцова председателя тендерного комитета филиала «Центр обеспечения производства» Укрзализныци Валерия Шергина, которого публично называл «личным агентом». Основной задачей Шергина якобы было обеспечение неприкосновенности «газовых схем» и поставщиков газа на УЗ, а также закупки электроэнергии.

Наши источники в обществе также уверяют: кроме «газовой схемы» Кравцов еще якобы занимается сделками с подачей вагонов, поставкой масел, дизельного топлива, угля, электроэнергии, закупкой колес и люксовых авто. И самое главное — его связывают выплатой по решению суда средств компании VR capital. При этом, говорят, по каждой из схем не без участия продажных СМИ предназначались «козлы отпущения», часто — люди, которые не имели к коррупции никакого отношения, а порой — еще и представляли угрозу для сохранения схем. И всех этих людей, мол, синхронно с появлением отрицательного характера публикаций начинают также вызывать на допросы в НАБУ. А потом — просто увольняют. К указанным лицам можно отнести Романа Веприцкого, Евгения Никитина, Вячеслава Еремина, Ковтун Владимира, Григория Бойко, Олег Назарука, Артема Олейника, Сергея Лейбука, Николая Кужавского, Артема Морковкина, Максима Миняйло и многих других.

К примеру, директор по инфраструктуре Роман Веприцкий (один из вероятных претендентов на должность нового руководителя УЗ) был отстранен за то, что открыто критиковал Наблюдательный совет и отмечал: за действующего ее состав о прибыли на УЗ можно забыть. Говорят, к его «укрощению» причастен Кравцов, который «натравил» на Веприцкого НАБУ. Между прочим, тот самый Веприцкий ранее называл Кравцова и его ставленников бенефециаром коррупционных схем на УЗ. «Ищите тех, кому это выгодно. Группе бывшего руководителя УЗ Евгения Кравцова. Его уволили, но запущенные им процессы до сих пор работают — по тендерам, недвижимости, кадровых решениях и других коррупционных вопросов. Ничего не изменилось», — сказал Веприцкий.

В одном из своих последних интервью Сергей Лещенко рассказал о том, что до него Укрзализныця ни разу не закупала газ через систему ProZorro, зато закупки проводились по сделкам, заключенным еще в 2004 с компанией «ЮгГаз» (которую связями с Учителем) и компанией «Скела Терциум» (компания Белашова) и что при нем впервые провели закупку газа через систему ProZorro. Поэтому коррупция, мол, преодолена. Однако Лещенко не упоминает об одной существенной детали. Закупка газа хоть и состоялась через систему ProZorro, но проводилась она знаменитым филиалом «Центр обеспечения производства», где председателем тендерного комитета есть тот самый «агент» Валерий Шергин, а победителями тендера стали все та же неизменная компания «ЮгГаз» и связана с «Скела Терциум» фирма ООО «Инвестсервис». Игроки те же, только вот цена другая: на этот раз поставки газа будет происходить, по данным наших источников, аж в 2,5 раза дороже рыночных цен. Однако ни Наблюдательный совет, ни НАБУ эта ситуация не заинтересовала. И ни о каких расследования того, кому выгодно настолько переплачивать и еще больше ухудшать финансовое положение и без того хронически «убыточной» «Укрзализныци» — пока не слышно. И тем более, никто не исследует возможную причастность к этой ситуации господина Кравцова.

Читайте также на DOSSIER:  Нардепы предлагают ограничить покупку юрлицами свыше 500 га земли

Долгое время на железной дороге, по данным наших источников, «процветал» схематоз, который якобы курировал сначала бывший директор филиала «Центр транспортной логистики» Сергей Подгородецкий, а позже — и.о. директора филиала Олег Горенко и его заместитель Тимофей Мураховский. При этом в СМИ по схеме с шантажом грузоотправителей называли Вячеслава Еремина. Его после нескольких публикаций уволили. Имел ли он хоть какое-то отношение к этой истории — до сих пор неизвестно. «Создав синдикат, контролируемый лично Евгением Кравцовым, через указанных своих надзирателей, они в карантин требовали у коммерческих организаций в среднем от 100 евро за один вагон. Сбор наличных происходит через ряд экспедиторских компаний.

Нельзя не коснуться вопроса выплаты Укрзализныцей около 5 млрд грн. компании VR Capital. 11 июня Хозяйственный суд Киева удовлетворил иск компании VR Global Partners L.P. (Каймановы острове) до «Укрзализныци» в деле №910/10565/17 и решил взыскать с ответчика в пользу истца 66400000 долл задолженности по кредитному договору  К-03/140 от 07.03.2012. Первичным кредитором был Проминвестбанк, а заемщиком — «Южная железная дорога». В I квартале 2019 Проминвестбанк продал для VR Global Partners права кредитной требования к «Укрзализныце» (в т.ч. по указанному кредитному договору) на 5 млрд грн с дисконтом 30%. Говорят, схема была максимально проста и состояла всего из 2 этапов: на первом, мол, Кравцов подписывает договор на приобретение американских тепловозов General Elektric и покупает их, а на втором — УЗ выплачивает средства компании VR Capital в размере около 5 млрд грн, которая приобрела указанное требование у «Проминвестбанка».

Среди работников УЗ до сих пор ходят слухи о том, что Евгений Кравцов уволил руководителя безопасности Укрзализныци Владимира Ковтуна якобы за то, что последний хотел разобраться с махинациями с вагонами и не давал возможности проиграть судебное дело компании VR Capital. И увольнение Олега Назарука работники железной дороги в частных разговорах связывают с тем, что тот, мол, имел «наглость» разобраться с закупками филиала ЦЗВ УЗ, в том числе, со странными закупками газа. Не очень верят работники общества и в официально озвучены причины увольнения одного из руководителей безопасности УЗ Артема Олейника — в коллективе существует мнение, что он просто «много знал» о том, как реально проходят закупки на железной дороге.

Также, как рассказали нам работники компании, за последние две недели нынешним действующим менеджментом компании, которую полностью контролирует господин Кравцов, назначены 172 человека на руководящие должности в центральном офисе Укрзализныци и на ее филиалах, никакого отношения к железной дороге не имели, имеют не соответствующее образование и опыт работы. Как объяснили знающие люди, это связано с возможным в ближайшее назначением на должность Председателя Правления Укрзализныци Владимира Жмака, который не является человеком Кравцова-Криклия и в результате назначения которого последние потеряют свой коррупционный влияние на деятельность Укрзализныци. Поэтому, как говорят, всех 172 человека за свое назначение заплатили денежное вознаграждение менеджменту Кравцова и перед потерей влияния последний решил собрать «кассу» и планирует свое дальнейшее политическое будущее!

Если предположить, что и Кравцов, и Лещенко действительно являются агентами спецслужб, их деятельность по развалу УЗ, конечно, вряд ли признают преступной. Однако не факт, что это совсем невозможно. По информации из анонимных источников, с Кравцова уже взяли подписку о невыезде за пределы Украины. И это достаточно логично, потому что накануне «большой» приватизации железной дороги, лишние проблемы с коррупционными скандалами не нужны никому. Возможно, и по Лещенко также придут совсем скоро, хотя и НАБУ закрыло относительно последнего уголовное производство №42018000000000412 от 22.02.2018 года по ч.3 ст. 368-2 Уголовного кодекса Украины.

Но точно можно прогнозировать, что внимание и СМИ, и правоохранительных органов к этим достойным людям будет еще долгим и очень внимательным.

Оксана Соболева