Появился текст законопроекта об увольнении Артема Сытника: кто будет выбирать нового директора НАБУ

Сытник
FavoriteLoadingДобавить в избранное

Предлагается, чтобы 6 из 9 членов конкурсной комиссии по отбору нового директора НАБУ выбирали СНБО и Кабмин.

17 февраля появился текст законопроекта Кабмина 5070, который уже успели окрестить как «об увольнении директора Национального антикоррупционного бюро Украины Артема Сытника».

В нем прописано, что лицо, которое по состоянию на день вступления в силу нового Закона занимает должность первого замдиректора НАБУ, осуществляет все полномочия директора НАБУ, до момента назначения Директора НАБУ в порядке, определенном новым Законом (т. е., в порядке конкурса).

Таким образом, согласно с данной нормой первый зам Сытника Гизо Углава будет осуществлять полномочия директора НАБУ.

Впрочем, порядок смещения с должности самого Артема Сытника не прописан.

Что касается нового конкурса, то согласно законопроекту большинство в конкурсной комиссии по отбору нового директора НАБУ будут составлять представители СНБО и Кабмина (6 из 9).

При этом отобранные конкурсной комиссией два или три кандидата представляются на рассмотрение Кабинета Министров Украины. Кабинет Министров Украины назначает на должность Директора Национального бюро одного из отобранных конкурсной комиссией кандидатов в течение десяти дней со дня внесения Конкурсной комиссией соответствующего представления.

Пояснительная записка и сравнительная таблица подписаны министром юстиции Денисом Малюськой.

Как отмечает Денис Малюська, сейчас согласно с законом НАБУ является государственным правоохранительным органом, у Президента есть полномочия увольнять и назначать директора НАБУ и тому подобное. В то же время, Конституционный Суд решением от 28 августа 2020 №9-р признал неконституционным Указ Президента «О назначении А. Сытника Директором Национального антикоррупционного бюро Украины», а также Решением от 16 сентября 2020 №11-р / 2020 признал отдельные положения Закона о НАБУ несоответствующими Конституции, и обязал Верховную Раду безотлагательно привести положения законодательства в соответствие со своим решением.

Читайте также на DOSSIER:  В Германии объяснили, почему в Украине и Молдове хромает правосудие

В своих предыдущих решениях, в частности в заключении №7-в/ 2019 КСУ также отмечал, что «… опосредованное подчинение Национального антикоррупционного бюро Украины и Государственного бюро расследований Президенту Украины через назначение и увольнение руководителей создаст угрозу независимости этих органов, приведет к концентрации исполнительной власти у Президента Украины, его конкуренции с органами исполнительной власти, а следовательно, к нивелированию гарантий прав и свобод человека и гражданина».

«Приведенное свидетельствует о существующей необходимости внесения изменений в некоторые положения Закона о НАБУ с целью приведения его в соответствие с Конституцией Украины и учета правовых позиций Конституционного Суда», — отмечает министр юстиции.

Итак, законопроектом вносятся изменения в законы о НАБУ, «О государственной службе» и в Закон «О Совете национальной безопасности и обороны».

Предлагаемыми изменениями предусматривается:

1) изменить статус НАБУ на центральный орган исполнительной власти со специальным статусом;

2) определить, что Национальное бюро образуется и осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями Закона;

3) установить особенности взаимодействия Национального бюро с Кабинетом Министров Украины, центральными органами исполнительной власти;

4) предоставить КМУ полномочия относительно назначения на должность директора НАБУ и увольнения с этой должности при наличии установленных Законом оснований;

5) урегулировать порядок проведения конкурсного отбора на должность директора НАБУ, определив, что отбор организует и проводит соответствующая конкурсная комиссия, которая формируется из 9 человек, из которых 3 человека определяются Советом национальной безопасности и обороны (СНБО), три человека определяются Кабинетом Министров и три человека – определяются КМУ на основании предложений доноров, которые предоставляли Украине международную техническую помощь в предотвращении и противодействии коррупции;

6) определить, что внешнюю оценку эффективности деятельности НАБУ проводит комиссия в составе трех лиц, определенных КМУ на основании предложений доноров, которые предоставляли Украине международную техническую помощь в предотвращении и противодействии коррупции.

Читайте также на DOSSIER:  В Германии объяснили, почему в Украине и Молдове хромает правосудие