Нет больниц - нет проблем: почему киевляне чуть не лишились двух узкоспециализированных медучреждений - DOSSIER

Нет больниц — нет проблем: почему киевляне чуть не лишились двух узкоспециализированных медучреждений

Столичный горсовет на своем заседании 7 июля чуть было не передал государству  два коммунальных медучреждения – Центр микрохирургии глаза и перинатальный центр. Вопрос выносился на обсуждение депутатского корпуса как неотложный, соответствующие проекты решений даже не были согласованы профильной комиссией горсовета. Проблема заключается в том, что оба этих медицинских центра в свое время не были превращены горсоветом в коммунальные неприбыльные предприятие (КНП), как того требует реформа здравоохранения, из-за чего медработники с начала года не получали зарплаты. В итоге ряд депутатов потребовали от руководства Киева разобраться в том, почему не выполнялись отдельные решения Киевсовета о выделении этим заведениям бюджетных средств, и привлечь к ответу директора Департамента здравоохранения Киевской горгосадминистрации (КГГА) Валентину Гинзбург (на фото).

Как стало известно KV, 7 июля 2020 года большинство депутатов Киевсовета не поддержало идею передачи двух важных медицинских заведений столицы из коммунальной в государственную собственность.

В ходе заседания депутаты рассмотрели проекты решений о предоставления согласия на передачу в собственность государства целостных имущественных комплексов Киевской городской клинической офтальмологической больницы “Центр микрохирургии глаза и Киевского городского центра репродуктивной и перинатальной медицины. Документы были зарегистрированы в Киевсовете 25 июня 2020 года, а на сессию были вынесены в качестве неотложных. Субъектами подачи этих проектов решений выступили 10 депутатов из разных политических сил.

Зачем агитировали за передачу государству

Как указано в проектах решений, 1 апреля 2020 года в Украине начался второй этап медицинской реформы, и в финансировании этих медицинских центров возникли значительные трудности.

Данные заведения не были вовремя преобразованы Киевсоветом в коммунальные некоммерческие предприятия (КНП) и, соответственно, не заключили договора о медицинском обслуживании населения по программе медицинских гарантий с Национальной службой здоровья Украины (НСЗУ). Это было связано якобы с тем, что тарифы на соответствующую медицинскую помощь в программе государственных медицинских гарантий на 2020 год не были разработаны. Данные заведения относятся к третичной группе оказания медицинской помощи, а существующие тарифы фактически рассчитаны на специализированную (вторичную) помощь: они значительно ниже себестоимости предоставления услуг указанными центрами.

Нужно отметить, что в 2020 году в столичном горсовете принимали решения, чтобы не оставить два указанных медучреждения  без финансирования. 12 марта 2020 года Киевсовет принял решение №533/8703 “Об обеспечении финансирования Киевской городской клинической офтальмологической больницы “Центр микрохирургии глаза” и Киевского городского центра репродуктивной и перинатальной медицины”. А 26 марта 2020 года столичный горсовет принял решение №899/9069 о внесении изменений в Городскую целевую программу “Здоровье киевлян” на 2020-2022 годы (утверждена решением Киевсовета №450/8023 от 12 декабря 2019 года. – KV), согласно которому указанным центрам были выделены средства в виде безвозвратной материальной помощи.

Почему эти решения не были выполнены – большой вопрос. В итоге, пришлось просить помощи у правительства.

25 марта 2020 года Кабмин принял Постановление №250 “Некоторые вопросы предоставления в 2020 году субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на осуществление поддержки отдельных учреждений и мероприятий в системе здравоохранения”. В соответствии с этим документом государство предоставляет дополнительное финансирование субвенции местным бюджетам на поддержку учреждений здравоохранения, которые не заключили соглашения с НСЗУ, и обязывает государственные администрации обеспечить оплату текущих расходов учреждений здравоохранения, которые не заключили договоры по программе медицинских гарантий по НСЗУ.

Читайте также на DOSSIER:  Борьба ООН за украинский “Пакет малыша”: чем деньги хуже беби-боксов

Впрочем, как отмечалось в сессионном зале во время обсуждения данного вопроса, финансирование таким образом можно обеспечить лишь до конца 2020 года.

“Отсутствие источников финансирования приводит к формированию задолженности по заработной плате перед медицинскими работниками, финансово-хозяйственной неустойчивости заведения, ставит под угрозу доступ к высокоспециализированной медицинской помощи киевлян и жителей всех регионов Украины. На сегодня единственным возможным способом сохранить центры является изменение формы собственности. Коллективы центров и Министерство здравоохранения Украины письменно обратились в Киевсовет с просьбой решения вопроса передачи целостных имущественных комплексов центров в сферу управления Министерства здравоохранения”, – сообщается в соответствующих проектах решения Киевсовета.

Позиция депутатского корпуса

В ходе заседания Киевсовета за принятие этих вопросов, в частности, выступили представители фракции “ВО “Батькивщина” в Киевсовете Владимир Бондаренко и Татьяна Мелихова, а также народный депутат Александр Качура (фракция “Слуга народа”, №49 списка партии). Их риторика была схожей: заведения остались без финансирования, врачи уже около полугода не получают зарплаты, в связи с чем перед заседание Киевсовета пришли митинговать под стены КГГА, передача указанных центров Министерству здравоохранения позволит быть “ближе” к бюджетным средствам, которые предусмотрены на медицину, и т.д.

Однако, многие депутаты Киевсовета негативно восприняли такую инициативу.

Так, глава комиссии горсовета по вопросам здравоохранения и социальной защиты Олег Гелевей (фракция “ВО “Свобода”) сообщил, что столичные власти знали, что указанные заведения с 1 апреля остаются без финансирования. При этом, по словам депутатов, Кабинет Министров уже предусмотрел возможность заключения договоров с НСЗУ для таких заведений. Вероятно, речь идет о том, что эти центры, даже не превращаясь в КНП, смогут получить финансирование. Также “свободовец” обратил внимание на авральность принятия таких решений.

“Уровень цинизма и вранья в этом зале достиг своего апогея. Этот вопрос вдруг сегодня неожиданно возник как неотложный. Вчера (в понедельник, 6 июля. – KV) было заседание комиссии – почему его там не рассмотрели? Этот вопрос не прошел нашу комиссию”, – заявил Олег Гелевей.

Коллега Гелевея по комиссии Юлия Лобан (депутатская группа “Киевская команда”) заинтересовалась, почему не были выполнено принятое в марте решение Киевсовета о предоставлении денежных средств эти центрам. Депутат попросила секретаря Киевсовета Владимира Прокопива предоставить протокольные поручения о предоставлении соответствующей информации. Также Юлия Лобан предложила создать рабочую группу по изучению вопроса передачи таких заведений. Кроме того, она обратила внимание на отсутствие городского головы Киева Виталия Кличко в сессионном зале при рассмотрении данного вопроса. Хотя, по ее мнению, мэр должен выразить свою позицию.

Читайте также на DOSSIER:  ЭКСПЕРТ РАССКАЗАЛ, ЧЕМ ГРОЗИТ УКРАИНЦАМ ОСТАНОВКА "ДЕШЕВЫХ" АТОМНЫХ ЭНЕРГОБЛОКОВ

Первый заместитель главы Фонда государственного имущества (ФГИ), депутат Киевсовета Леонид Антоненко (депутатская группа “Киевская команда”) выразил мнение, что передача этих заведений в государственную собственность вовсе не поспособствует скорейшему получению финансирования.

“Это сложные процедурные вопросы. После того, как мы проголосуем, министерство экономики должно подготовить проект распоряжения, несколько министерств и ведомств, включая ФГИ, должны его согласовать, Кабинет Министров должен утвердить соответствующее распоряжение. У меня есть большие сомнения, что эта процедура будет завершена до конца этого года. А тем временем люди будут страдать и не получить заработную плату. Кто понесет ответственность за саботаж этой реформы, за то, что они не были вовремя превращены в КНП?”, – отметил депутат.

В свою очередь, член фракции “Самопомощь” Виктор Яцык обратил внимание на тот факт, что передача этих больниц в государственную собственность может стать для Киева репутационной и отраслевой потерей. А глава фракции “Единство” Александр Омельченко выступил против передачи самих зданий этих центров – по его мнению, целостные имущественные комплексы нужно оставить в коммунальной собственности и сдавать государству в аренду. Дескать, столица и так передаст Минздраву оборудование больниц и коллективы этих заведений.

Депутат Киевсовета Александр Пабат (внефракционный) хоть и поддержал передачу этих заведений в госсобственность, однако потребовал проанализировать деятельность директора Департамента здравоохранения Киевской горгосадминистрации (КГГА) Валентины Гинзбург. Он попросил секретаря Киевсовета Владимира Прокопива предоставить соответствующее протокольное поручение дисциплинарной комиссии, которая с 30 июня 2020 года изучает работу этой чиновницы.

“Почему депутаты в июле пытаются решить этот вопрос тем путем, что отдаем Министерству здравоохранения два заведения? Почему руководитель департамента, госпожа Гинзбург, не предприняла никаких действий, чтоб сохранить заведения, и почему она пыталась сделать все, чтобы они были уничтожены? В чьих интересах она действовала – в интересах столицы или коммерческих структур?”, – озвучил вопрос Александр Пабат.

Сама же директор Департамента здравоохранения Валентина Гинзбург, которую в ходе заседания Киевсовета депутаты призвали к ответу, не смогла внятно объяснить, почему сложилась такая ситуация, кто в этом виноват, и как скоро будет решена проблема финансирования указанных больниц. В свою очередь, секретарь Киевсовета Владимир Прокопив не дал возможность народным избранникам задать чиновнице дополнительные вопросы.

После провала голосований по вопросам передачи больниц в госсобственность Киевсовет также не поддержал проект решения о реорганизации упомянутых заведений в КНП. Документ, который должен был согласовать правовой статус этих центров, был зарегистрирован в Киевсовете еще 6 мая 2020 года, а субъектом его подачи выступил Олег Гелевей. Он же вынес проект решения на рассмотрение депутатов в качестве неотложного.

Напомним, 1 января 2018 года началась реформа медицины, за которую украинский парламент проголосовал 19 октября 2017 года. Первый этап медицинской реформы предполагал изменение принципов финансирования первичной группы здравоохранения (семейная медицина), а второй, который стартовал 1 апреля – вторичной и третичной групп (специализированная медицина).

Читайте также на DOSSIER:  Украинские предприниматели массово жалуются на налоговиков: почему количество жалоб растет

Так, согласно реформе, учреждения здравоохранения, оказывающие медицинскую помощь вторичного и третичного уровней, в том числе и столичные, должны быть превращены в коммунальные некоммерческие заведения. Это необходимо для перехода на новую модель финансирования из государственного бюджета – все государственные и коммунальные медицинские учреждения получают или будут получать средства по договорам с НСЗУ. При этом, данная служба не содержит заведения в соответствии со сметами, а закупает услуги на условиях договора с медицинским учреждением – фактически оплачивает лечение пациентов (принцип “деньги ходят за пациентом”). Во исполнение требований реформы 24 октября 2019 года Киевсовет своим решением №6/7579 реорганизовал в КНП 68 столичных медучреждений.

Как неоднократно сообщала KV, депутаты регулярно обращают внимание на откровенно слабый менеджмент в системе здравоохранения столицы и различные нарушения в данной отрасли. При этом, главным виновником этих бед народные избранники считают директора профильного департамента КГГА Валентину Гинзбург.

Так, 26 марта 2020 года в ходе заседания Киевсовета депутаты выяснили, что чиновница явно скрывает от них и профильной комиссии горсовета информацию об остром дефиците  индивидуальных средств защиты в медучреждениях столицы. Ситуация усугублялась отсутствием в свободном доступе приказов горздрава, якобы утвердивших правила приема и лечения в столице инфицированных коронавирусом горожан (профильной комиссии Киевсовета не удалось получить такой информации ни у одного из главврачей города) и отчетов о расходовании бюджетных средств на борьбу с эпидемией. При этом, Гинзбург, которая на тот момент недавно вернулась из Европы и без уважительных причин отказалась самоизолироваться на 14 дней, не предложила вписать ни слова о COVID-19 в Программу “Здоровье киевлян”.

12 мая 2020 года на сайте Киевсовета появилась петиция об увольнении Валентины Гинзбург с занимаемой должности. В петиции, которую подготовил депутат Киевсовета Александр Пабат (внефракционный), утверждается, что действия чиновницы особенно во время пандемии коронавируса, доказали ее полную неэффективность как руководителя департамента здравоохранения, а также обнаружили ее вопиющую безответственность и непрофессионализм.

Отметим, Валентина Гинзбург руководит Департаментом здравоохранения КГГА с 23 октября 2017 года. Деятельность указанного департамента до последнего времени курировал первый заместитель главы КГГА Николай Поворозник, который 18 апреля 2020 года на время был отстранен от выполнения своих обязанностей.

Александр Глазунов