Гигант из ОАЭ покупает терминал в Одесской области. Наши порты нарасхват. Что происходит? - DOSSIER

Гигант из ОАЭ покупает терминал в Одесской области. Наши порты нарасхват. Что происходит?

Входящий в тройку крупнейших портовых операторов мира DP World приобрел контейнерный терминал ТИС в Южном. Зачем ему это нужно

Один из мировых лидеров портовой отрасли, оператор DP World (ОАЭ), приобретает контрольный пакет акций контейнерного терминала ТИС в порту Южный, Одесской области.

Это уже третья крупная сделка с начала года в портовой отрасли.

Зачем арабской корпорации понадобились активы в Украине и что еще они готовы покупать?

Большая сделка

«Утром будут новости. Уже с трудом себя сдерживаю чтоб не рассказать. Хорошие!», — написал в среду вечером у себя в Facebook Андрей Ставницер, совладелец и СЕО крупнейшей группы терминалов TIS. Компания объединяет пять специализированных морских терминалов в акватории порта Южный, обрабатывающих ежегодно 33 млн тонн грузов (более 20% рынка по итогам 2019 года).

В четверг все прояснилось: арабская корпорация DP World приобрела 51% в компании ТИС — Контейнерный терминал (ТИС-КТ) — одном из активов украинской группы. «Лидер мирового рынка входит в Украину, и мы станем точкой опоры DP World в Европе», — прокомментировал сделку Ставницер.

Сумму стороны не раскрывают. Ставницер называет продажу одной из пяти крупнейших прямых сделок M&A с иностранным инвестором в украинской инфраструктурой отрасли.

Сумма сделки — менее 2% NAV группы DP World (NAV – Net Asset Value, стоимость чистых активов, по состоянию на 30 июня 2019 года — $6,99 млрд),сообщает компания на сайте Лондонской фондофой биржи*.

Кто такая DP World

Мировая корпорация со штаб-квартирой в ОАЭ — один из крупнейших портовых операторов мира. У нее 150 компаний в 50 странах. Среди них 78 морских терминалов, сеть логистических парков (в том числе самый большой индустриальный парк мира Jebel Ali Free Zone) и железнодорожные компании. Штат — 45 000 человек.

Читайте также на DOSSIER:  Теневая аренда земли

Контейнерные грузоперевозки — основной бизнес компании, приносящий DP World более половины дохода. Выручка за 2018 год — $5,6 млрд, EBITDA — $2,8 млрд.

В 2019 году все операторы группы обработали 71,2 млн TEU. Среди ее клиентов MSC, Hapag-Lloyd , ZIM , EVERGREEN, ONE, MAERSK

Ежегодно DP World инвестирует в новые проекты около $1,2 млрд.

Не первая попытка и не первый бизнес

Впервые об интересе DP World к украинскому рынку заговорили в 2015 году. Уже через год, в октябре 2016-го, прежний министр инфраструктуры Владимир Омелян подписал с DP World меморандум о сотрудничестве. Тогда речь шла о реализации проекта развития буксирного флота в Одесском порту компанией P&O Maritime, которая входит в DP World).

В январе 2017-го секретарь Национального инвестиционного совета Борис Ложкин заявил, что DP World интересуется концессией порта Южный и готова инвестировать в улучшение логистики Одесского порта.

Омелян обещал, что DP World начнет работать в Украине еще в 2017-м.»Компания DP World имеет амбициозные планы. Они готовы не просто брать в концессии наши порты, а вкладывать в развитие припортовых территорий, создавать производство», — заявлял министр. Объем потенциальных инвестиций DP World в портовую отрасль Украины он оценивал в $500 млн — 1 млрд.

DP World действительно зашел в Украину, но с задержкой: в начале 2018-го дочерняя компания группы P&O Maritime приобрела контроль над украинской буксирной компанией LB Shipping, которая работала  в порту “Южный”. Соинвестором сделки выступила SD Capital Ставницера и Филиппа Грушко.

Позже P&O Maritime расширила свое присутствие на Черноморский и Одесский порты.

Что купила DP World

ТИС-Контейнерный терминал — самый глубоководный терминал в Украине, может одновременно принимать и обрабатывать сразу три судна. Имеет 5 STS-кранов в одной линейке. В 2019 году его грузооборот составил 220 000 TEU (+75% к показателям 2018 года), хотя проектная мощность – почти в 2,5 раза больше.

Читайте также на DOSSIER:  Журналисты раскритиковали включение скандального "УкрКарт" в реформу "Укрпочты"

15 регулярных контейнерных поездов каждую неделю курсируют из ТИС в Киев, Харьков, Тернополь, Днепр и Чернигов. 


Согласно госреестру юрлиц, по состоянию на 13 февраля, 17,7% акций ТИС-КТ принадлежат российскому бизнесмену Алексею Федорычеву, еще 0,6% — его компании Fedconinvest Monaco.

У кипрской Star Span Holdings — 81,6%. По информации участников рынка, она принадлежит Андрею Ставницеру, его брату Егору Гребенникову и их партнеру Олегу Кутателадзе.

Для управления терминалом DP World Ukraine и Star Span Holdings создают новую компанию Container Terminal Yuzhny BV, следует из сообщения Антимонопольного комитета Украины от 13 февраля.

«Существующие акционеры ТИС, хорошо умеющие работать в условиях национальной специфики, остаются в компании ТИС-КТ на 49% и с удвоенной энергией направят силы и средства на опережающий рост», — написал в своем Facebook Гребенников.

Зачем DP World контейнерный бизнес в Украине

По словам Гребенникова, ТИС-КТ выбрали для альянса в Украине после комплексной оценки по десяткам критериев, основные — мощная железнодорожная инфраструктура, динамика роста, большие собственные территории.

Приобретение ТИС-КТ позволит группе улучшить глобальную цепочку поставок, приводятся в пресс-релизе слова Глава правления и гендиректора DP World Султана Ахмед бин Сулайема.

В числе планов DP World в ТИС-КТ упоминается развитие на собственных, уже выкупленных ТИС землях индустриального парка по примеру крупнейшей свободной экономической зоны Jebel Ali Free Zone.

«Партнерство с DP World даст Контейнерному терминалу ТИС возможности привлекать новые контейнерные линии, развивать дополнительные услуги внутри терминала, расширять корзину генеральных и навалочных грузов. В ближайшее время, Контейнерный терминал сможет предложить своим клиентам новые сервисы, а также еще более высокое качество обслуживания», — говорится в сообщении ТИС-КТ.

«Это положительный сигнал для портового рынка Украины», — отмечает глава «Центра развития логистики» Валерий Ткачев.

Читайте также на DOSSIER:  Шокин для Порошенко, Сытник для Зеленского. Откроют ли дело за госизмену против директора НАБУ

По словам вице-президента Морской Палаты Ивана Ниякого, приход DP World — хороший сигнал для иностранных инвесторов и в целом для экономики Украины.

Что дальше

Портовый рынок Украины имеет хороший потенциал, поэтому и интересен инвесторам, отмечает Ткачев. Совокупный контейнерооборот всех украинских портов за 2019 год — около 1 млн TEU, что в 70 раз меньше, чем переваливает DP World.

«При этом общий уровень контейнеризации перевозок грузов в Украине в районе 1%, — объясняет Ткачев. — Например, в странах ЕС уровень контейнеризации составляет 30-50%. Даже в Беларуси он уже доходит до 15%».

Еще один фактор стимулирующий приход инвесторов — масштабная приватизация и концессия украинских портовых активов.

В начале 2020-го концессионный конкурс в Херсонском порту выиграла компании Рисоил-Херсон, в порту Ольвия — катарская QTerminals. Катарцы будут платить за концессию Ольвии по 82 млн грн ежегодно и инвестируют в порт 3,4 млрд грн в течение 5 лет. Ставка переменного концессионного платежа в Херсоне составит 12 млн грн единоразово плюс ежегодно 7% дохода. Таким образом, Рисоил-Херсон инвестирует в объект около 300 млн грн.

У мировых гигантов и украинских групп еще будут шансы побороться за украинские портовые активы.

По словам министра Владислава Криклия следующий концессионный конкурс запланирован в порту Черноморск. Инвесторам предложат контейнерный терминал и паромную переправу. В этом году министерство также готовит к концессии порты в Мариуполе, Бердянске и Одессе.