В Верховном суде 06 марта 2023 состоялся круглый стол «Изменения в правовом регулировании экономических отношений: перспективы и риски» , организованный при содействии Ассоциации судей хозяйственных судов Украины.
В заседании приняли участие Председатель Верховного Суда Всеволод Князев , Председатель Верховной Рады Украины Руслан Стефанчук , Председатель Кассационного хозяйственного суда в составе Верховного Суда Лариса Рогач , Председатель Юго-Западного апелляционного хозяйственного суда Наталья Богацкая , Председатель Ассоциации хозяйственных судов Украины, директор Ассоциации городов Украины Александр Слобожан, представители Министерства экономики Украины, Министерства обороны Украины, Фонда государственного имущества Украины, Антимонопольного комитета Украины, Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, Министерства энергетики Украины, НАК «Нефтегаз Украины», Национального банка Украины, Фонда гарантирования вкладов физлиц, Департамента государственной исполнительной службы.
Предметом рассмотрения заседания являлся проект Закона об особенностях регулирования предпринимательской деятельности отдельных видов юридических лиц и их объединений в переходный период (№ 6013 от 09.09.2021), предусматривающий отмену института коммунальных предприятий; «оперативное управление коммунальным имуществом».
Позицию Ассоциации городов Украины представил Александр Слобожан , отметивший, что:
• отмена института «коммунальное предприятие», предлагаемая Законопроектом № 6301, противоречит ч. 2 ст. 142, ч.1 ст. 143 Конституции Украины;
• реорганизация коммунальных предприятий в хозяйственные общества, предусмотренная Законопроектом № 6013, создает риски потери территориальными общинами и их органами местного самоуправления контроля за предприятиями, приватизация которых запрещена (например, сети, сооружения, оборудование, связанные с поставкой потребителям воды, тепла , а также отводом и очисткой сточных вод), что может иметь отрицательные последствия;
• обязательность введения наблюдательных советов для предприятий коммунальной собственности чрезмерна ввиду необходимости дополнительных расходов на оплату труда членов наблюдательных советов, возможных трудностей с кадровым потенциалом (только учреждений здравоохранения в виде некоммерческих коммунальных предприятий в Украине 2,5 тыс) ;
• превращение некоммерческих коммунальных предприятий здравоохранения в хозяйственные общества, которые создаются исключительно с целью получения прибыли, неприемлемо ввиду того, что медицина является составной частью социальной политики государства, а основной задачей таких предприятий является предоставление гарантированных государством медицинских услуг.
Ассоциация городов Украины предоставила свое заключение по Законопроекту № 6301 в Комитет Верховной Рады Украины по вопросам экономического развития в октябре 2021 года .