Аромат выборов: Пойдет ли Киев на сближение с регионами?

Все-таки правы те, кто называет нынешнюю власть «рейтингозависимой». Это почти как метеочувствительность, но реагирует на колебания давления не атмосферного, а общественного. Не успели «на местах» возмутиться проектом изменений в Избирательный кодекс, которые многих локальных политиков лишили бы возможности баллотироваться, как на Банковой все отыграли обратно. По крайней мере, глава президентской фракции Давид Арахамия и руководитель партии «Слуга народа» Александр Корниенко специально собрали брифинг, на котором заверили, что никто не будет мешать мэрам городов вести избирательную кампанию. Хотя первоначально такое намерение, кажется, было.

Изменения не к лучшему

Подготовку к местным выборам власть начала неоднозначно. На одной из внеочередных сессий был принят законопроект, который можно считать полезным для активных участников избирательного процесса. Согласно закону № 2769, принятому 30 апреля, для желающих баллотироваться в мэры значительно снижен денежный залог. Документом устанавливается его размер в сумме 4 минимальных зарплат за каждые 90 тысяч избирателей, тогда как предыдущая редакция предусматривала размер денежного залога в сумме 4 «минималок» за каждые 10 тысяч.

(Между прочим, по старым расчетам, кандидат в мэры Киева должен был бы выплатить 4 миллиона гривен, что значительно превышало даже президентский залог).

Но за плюсами одного закона пошли минусы другого. Верховная Рада приняла во втором чтении законопроект № 2653 и отдала Кабинету министров право завершить процесс объединения общин. Что это означает на практике? То, что правительство получило эксклюзивную возможность по собственному усмотрению утверждать количество, новую конфигурацию объединенных общин и их административные центры.

Это что-то новенькое в реформе децентрализации, которой так гордился экс-премьер Владимир . Отныне от реформы осталось одно только название, поскольку парламент практически поставил децентрализацию в режим ручного управления. Инициатива больше не будет идти снизу – готовые решения будут спускать сверху, прямо с заседаний правительства. Кстати, Кабмин должен в течение трех месяцев подготовить и подать в парламент законопроект нового административно-территориального устройства. Такой проект (очевидно) должен быть принят еще до местных выборов. Что, в принципе, было бы логично.

Ведь новое административно-территориальное устройство почти наверняка заденет тело Конституции, а это означает, что подобный закон должны приниматься на двух сессиях. Теоретически парламент может успеть до октября текущего года, но придется ускориться.

Хотя скорость здесь – не главное. Параллельно с перекройкой карты Украины готовятся также изменения в Избирательный кодекс. Из всего их массива вспомним следующее. Первое: партия, которая участвует в местных выборах, должна баллотироваться сразу на 2/3 избирательных округов всей Украины. Какой в этом смысл, непонятно. Но в случае принятия таких изменений, в Украине не останется маленьких партий, «заточенных» под конкретный регион.

Второй момент: проходной барьер для партий повышают до 5%. Третья новация: мажоритарка остается в совсем маленьких населенных пунктах, где количество населения не превышает 10 тысяч (по состоянию на сейчас – до 90 тысяч). В остальных селах, поселках и городах действует исключительно пропорциональная система выборов.

Такой проект еще не оформлен в одном документе – о его существовании стало известно из публикации в «Зеркале недели», авторы которой ссылались на свои источники в правящей фракции. Впрочем, как уже было сказано, Арахамия и Корниенко заверили общественность, что никто не станет ни устанавливать барьеры для партий на местных выборах, ни «включить» ограничения для мэров — они могут быть и беспартийными, и самовыдвиженцами.

Точку в этой дискуссии поставил президент Владимир , который обрушил свой гнев на тех, кто вынашивал замысел перекроить избирательные правила. «Никаких «двух третей» или «пяти процентов», или других схем не будет. Это позиция и моя, и партии «Слуга народа», – заявил он. – А старым политикам могу сказать только одно: если в каком-то регионе нашей страны у вас нет поддержки, то менять нужно свои поступки, а не избирательное законодательство».

«В отдельных политических партиях активизировался вирус, который сидит в них последние 28 лет, – продолжал президент. – Этот вирус называется «хитросделанность». Понимая свои мизерные шансы на местных выборах, некоторые партии пытаются изменить законодательство и установить надуманные барьеры для региональных партий. Таким образом, старые политики хотят, несмотря на политическую волю жителей области, пролезть в местные органы власти. Фактически лишить небольшие партии и беспартийных граждан менять свой регион на лучшее. Я этого не допущу», – подчеркнул Зеленский.

В его спиче есть один пикантный момент, иронизирует политолог Кирилл Сазонов. Президент на минутку забыл, что «хитросделанной» является его собственная партия, ведь инициатива по изменению Избирательного кодекса происходила именно от власти.

Новая старая партия

В общем противостояние «центра» и «регионов» является далеко не новым трендом. Еще в октябре 1997 года была создана Партия регионального возрождения Украины, которая в конце 2001 года стала Партией регионов. До определенного времени это был достаточно успешный проект, который неоднократно проводил в Верховную Раду свою многочисленную фракцию.

Опыт Партии регионов не долго оставался уникальным: на местных выборах осенью 2015 года успешными оказались как минимум несколько проектов, которые избрали своим основным лозунгом идеологию защиты интересов регионов. Это – партия «Наш край» (по стране НК получил 156 мест на должностях глав городов, поселков и сел); в Одессе – партия мэра Геннадия а «Доверяй делам» (которая стала первой в городе, а в области – третьей); партия «Возрождение» с Геннадием ом (первое место в Харькове и области, а также в Ужгороде); партия, созданная Александром Герегой, «За конкретные дела» (победила в Хмельницкой обл.); партия «Черкащане» (стала второй в Черкасской области); а также «Винницкая европейская стратегия», которая обошла всех на выборах в Винницкий горсовет.

Традиция, заложенная в 2015-м, может быть развита и в 2020 году. И даже с более широким размахом. Нынешняя Партия регионов – это партия мэров, которая пока находится на стадии обсуждений. Бурная весна-2020 отмечена сразу двумя движениями: «карантинным» неповиновением мэров городов, которые начали самостоятельно выходить из обсервации, не дожидаясь разрешений из центра, плюс попытками институционализировать новое политическое объединение.

Относительно карантина, то первым в «самоволку» ушел мэр Черкасс Анатолий , который позволил частному бизнесу работать, несмотря на запрет. Его открыто поддержали также городские главы Ивано-Франковска, Запорожья, Мукачево. Так или иначе, но к неповиновению присоединились и такие «миллионники», как Харьков, Днепр и Киев. Руководители этих городов очень хорошо почувствовали нынешнюю конъюнктуру.

«У общества, – комментировал для 112.ua директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник, – есть запрос на выход из карантинных мероприятий, так и на расширение возможностей местного самоуправления. А значит, в нынешней ситуации мэр Черкасс Бондаренко выглядит довольно выигрышно – вместе с коллегами из тех городов, где идут схожие процессы».

Но одной лишь «карантинной» фрондой дело не ограничилось. Страницами масс-медиа распространилась информация о том, что мэр Киева Виталий инициировал онлайн-встречу с коллегами, причем предмет разговора касался создания объединенной партии. С Кличко пообщался глава Днепра Борис плюс еще несколько мэров крупных городов, а также представители Харькова и Одессы, о чем мы писали недавно.

Подробности этого партстроительства до сих пор неизвестны, как неизвестен и круг приглашенных к проекту. Однако эксперты считают, что сейчас – как никогда подходящее время для реализации подобных идей. «Партию мэров пытались создавать уже не раз, и без особых успехов, – замечает Кирилл Сазонов. – Но сейчас мы видим ослабление центральной власти, когда президент вызывает больше смеха, чем страха, и – одновременно – рост авторитета местной власти».

«Поэтому логично, – продолжает он, – что мэры играют все большую роль, а особенно те из них, кто пользуется поддержкой городского совета. Они также понимают, что по одиночке они слишком уязвимы, а вот поддерживая друг друга, могут достичь большего. Тем более, что есть стимул проявить себя – в октябре состоятся местные выборы».

Шансы мэров на завоевание симпатии избирателей возрастают по мере того, как ставленники центральной власти – губернаторы – демонстрируют все большую импотенцию, убежден директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев. Президентская вертикаль уже проиграла местные выборы, а мэрская когорта уже их выиграла. Хотя, конечно, просто так «центр» не сдастся. И «регионы» еще почувствуют на себе его тяжелую ладонь.

Будем бить гривной и криминалом

Поскольку децентрализация – это всегда история о том, как регионы борются за свою финансовую независимость, именно деньги являются тем рычагом влияния, с помощью которого центральная власть будет давить на своих местных коллег. Второй безотказный рычаг – это угроза уголовного преследования для самых дерзких представителей местных элит, но об этом – чуть позже.

Что же касается бюджета, то когда в апреле Верховная Рада голосовала за секвестр бюджета, первыми под нож попали местные бюджеты. В частности, на 35% было уменьшено финансирование Государственного фонда регионального развития, отменена субвенция на поддержку развития объединенных территориальных общин, заморожен Фонд энергоэффективности, а субвенция на развитие системы экстренной медицинской помощи перенесена в раздел «центральных» расходов на медицину.

Уменьшение расходов перед местными выборами формально не является репрессивными мерами, ведь во всем виноват коронавирус. Вот только в регионах думают иначе. Тем более, что бюджеты на местах и так пострадали из-за эпидемии (в среднем каждая местная казна не досчиталась 10% от привычных налоговых поступлений), и это должны понимать в Киеве.

Собственно, потери, например, Черкасс уже сейчас составили 223 миллиона гривен, а это как раз – вышеупомянутые 10% от фискальных сборов. Глава этого города Бондаренко пытался объяснить ситуацию, когда в одностороннем порядке отменял карантин. Однако «центр» ответил уголовным делом, открытым в отношении него. Под раздачу попал и мэр Франковска Руслан Марцинкив – против него тоже возбуждено уголовное производство за разрешение открыть местные рынки.

Однако уголовное преследование мэров связано не только и не столько с карантином. Показательный пример имел место недавно – правоохранители задержали (но очень скоро отпустили) мэра города Покров Александра а. Ему инкриминировали хищение 1,3 миллиона гривен. Обвинение серьезное, но сразу несколько его коллег приехали в Днепропетровскую обл. поддержать коллегу. Арьергард возглавил мэр Днепра Борис Филатов, который убежден в невиновности Шаповалова. На защиту последнего встала, кстати, и Ассоциация городов Украины.

«По поводу наиболее нелепого обвинения уже высказались все, – говорит Кирилл Сазонов. – В результате правоохранители выпустили мэра Шаповала на свободу без залога. А местная власть по всей стране сделала свои выводы. Что центр будет пробовать на нее давить, не особо оглядываясь на логику и закон. И что защищаться можно только вместе. Таким образом, местные элиты заявляют о себе как о самостоятельном игроке в украинской политике. Нравится это кому или нет».

«Уголовные дела – это единственный вариант давления на мэров, – говорит Сазонов 112.ua. – Ну или еще можно вставлять палки в колеса и через Верховную Раду урезать финансирование. Здесь только два рычага, других не дано».

Мнение Сазонова разделяет и мэр Днепра Филатов. В конце апреля он обратился к президенту Зеленскому с призывом прекратить репрессии против городских глав и обуздать силовиков. «Ваши опричники (да, Владимир Александрович, да), так называемые «псы государевы», круглосуточно рыщут в поисках свежей крови. И коронавирус им не помеха», – возмущался Филатов.

Эмоциональные и поведенческие качели власти можно понять. В команде Зеленского не пришли к окончательному выводу относительно способа действий: то ли бить мэров кнутом, то ли кормить пряниками. Руководитель Центра «Третий сектор» Андрей считает, что от ответа на этот вопрос будет зависеть, без преувеличения, дальнейшая судьба центральной власти. Пока у нее еще есть шанс возглавить процесс, то есть довести реформу децентрализации до конца. Иначе это могут сделать и без нее – неуправляемо и хаотично.

«Децентрализация резко усилила амбиции, финансовые возможности местных элит. Мандат в некоторых областных советах и городских советах более престижный, чем мандат депутата ВРУ. Что бы ни говорили, но Зеленский разрушает систему постсоветской Украины. Получается конфликтная ситуация, когда децентрализация не завершена, а мэры и местные элиты будут требовать ее завершения. Будут пытаться получить большее политическое представительство. Это и будет одна из тем на предстоящих местных выборах. И это будет или контролируемо проведено в виде реформы, или произойдет стихийно», – считает он.

Сазонов же смотрит на ситуацию более пессимистично: «Децентрализация сворачивается уже. А на мэров городов смотрят из Киева как на подчиненных, которые должны безоговорочно выполнять приказы. И это абсолютно неправильный подход, поскольку местные элиты достаточно крепко сидят на своей территории. И в свете местных выборов партии Зеленского стоило бы на них опереться, потому что на одном только имени своего лидера они больше никуда не проскочат».

Впрочем, у власти еще есть время. «Мир» с мэрами все еще не поздно заключить, но если затянуть процесс, уже не Киев регионам, а регионы Киеву будут диктовать, что и как реформировать в нашей стране.

Наталья