Зачем продавать государственные порты? А заводы? Разве это не измена? 15 наивных вопросов о приватизации. Соответствует ФГИУ

Зачем продавать
FavoriteLoadingзакладки →

Несмотря на полномасштабную войну, приватизация в Украине продолжается: заброшенные объекты, которые не функционировали годами, постепенно переходят в собственность частного бизнеса. Более того, даже морские порты на Одесщине идут «с молотка» за сотни миллионов гривен. Но зачем продавать государственное имущество во время войны? Разве здесь нет «измены»?

ШоТам пообщался с представителями Фонда госимущества и нашел ответы на 15 самых распространенных и несколько наивных вопросов приватизации в Украине. Спойлер: измены нет, а для некоторых объектов это единственный шанс не стать вечным бременем для госбюджета.

1. Зачем продавать то, что принадлежит государству, еще во время войны? Неужели у нас вообще нет денег?

Во-первых, у нас действительно нет денег: война требует большого количества ресурсов. Во-вторых, задача не столько в том, чтобы мгновенно получить средства от продажи активов, сколько модернизировать и изменить управление более эффективно. 

Государство обычно продает убыточные активы, которые не инвестировали значительное количество времени. То есть активы, уже морально становящиеся устаревшими без новейшего оборудования, а часто и сами здания без должного ремонта превращаясь в руины. В то же время их покупает действующий бизнес, уплачивающий налоги, нанимающий сотрудников, улучшая не только экономику, но и сервис в Украине. 

2. Да что вообще такое «приватизация»? Зачем она нужна?

Приватизация – передача в частные руки государственных или коммунальных активов. Через приватизацию с большим или меньшим успехом прошли все постсоветские страны. Украина имела более негативный опыт ваучерной приватизации 90-х, который надолго запечатлелся в нашем сознании. 

Но мало кто в нашем пространстве вспоминает, что тенденция приватизации началась в западной Европе еще в 70-х – когда многочисленные государственные предприятия, существовавшие после Второй мировой войны, в новых рыночных условиях перестали приносить пользу, превратившись в обузу для налогоплательщиков.

Такие активы передают в частные руки, чтобы бизнес мог доинвестировать и изменить деятельность актива, чтобы вывести его на экономическую эффективность. То есть приватизированный актив, конечно, прежде всего будет приносить доход новому собственнику, но в то же время будет платить налоги и выполнять социальные обязательства.

3. В обычное время это понятно, но зачем продавать активы сейчас? Может, стоит подождать нашей победы, а потом продать по большей цене?

Экономика не остановилась: есть отрасли, которые работают и даже развиваются ускоренными темпами, например логистика. В частности, перевалка через Дунайские порты получила огромный буст для своего развития. 

Украинская Бессарабия до полномасштабной войны была менее интересным регионом для логистики. В первую очередь через свое географическое расположение: в порты на Дунае следует только одна автотрасса и железная дорога через Молдову. Поэтому до вторжения такими портами интересуется только локальный бизнес. Другой бизнес использовал мощности морских портов, которые являются и более глубокими, и более близкими. 

Сейчас все изменилось: морские порты либо разрушены или оккупированы, либо могут переваливать только зерно. Да и бизнес меняется: кто пытается релокировать свои мощности в более безопасные территории, некоторые пытаются развить другие направления своей работы. 

Аукцион это доказал: на торги за Дунайский порт пришли 8 компаний, которые своей конкуренцией подняли цену более чем в три раза. Даже за Белгород-Днестровский порт, ныне не переваливающий грузы, соревновались три компании, поднявшие цену вдвое. Потому спрос на активы есть. А будут ли эти малые порты кому интересны после победы, когда откроется более широкое поле для инвестиций, скажем, в Николаев и Мариуполь? Не уверен. 

Читайте также на DOSSIER:  Порты, спиртзаводы и мертвая недвижимость получат второй шанс: Как малая приватизация наполняет госбюджет во время войны

4. Нужно ли продавать порты, получившие сейчас такой буст? Почему государству не зарабатывать на таком активе?

Когда люди задаются таким вопросом, возникает впечатление, будто эти порты куда-то денутся. Но нет, они останутся в Украине. Но благодаря частному владельцу они получат инвестиции, которые не может позволить государство. Речь идет о десятках или даже сотнях миллионов гривен, которые частный инвестор будет вкладывать, чтобы увеличить мощность этих портов. Объективно невозможно взять из бюджета такие средства и вместо того, чтобы купить оружие, отдать это на ремонт складов в портах.

5. Но почему именно продажа? Разве бизнес не может попросту инвестировать в государственные объекты?

Это один из возможных путей, действительно показавший свою эффективность в ряде стран. Однако в Украине, настолько я помню, нет до конца реализуемых подобных проектов. Скажем, несколько лет проводили конкурсы по концессии портов в Херсоне и Ольвии, однако частные владельцы так и не смогли приступить к полноценной работе. Потому приватизация и аренда госимущества пока остается основным форматом передачи активов в частные руки.

6. Стоп. А можно ли вообще продавать порты? Это же стратегический объект!

Так можно. Но сейчас речь не идет о продаже крупных портов. Это приватизация топ-3 самых маленьких портов в стране. Эти порты – « Усть-Дунайск », Белгород-Днестровский и Скадовский, которые планировали выставить на аукцион еще вторжение – вместе переваливали менее 1% от всего морского товарооборота страны. 

Важно также то, что передается в частные руки не весь актив: в собственности государства (а именно Администрации морских портов) остается акватория, причалы и ряд инфраструктуры порта. Это означает, что государство будет получать не только налоги, но и плату за использование акватории, дноуглубления и других услуг, что было и остается основным поступлением от перевалки в портах.

7. Неужели убытки от таких предприятий больше прибыли от приватизации? Не верится. 

Так и есть. Например, Белгород-Днестровский порт хоть и смог возобновить работу как «сухой» (не занимается перевалкой, а только хранит грузы, двигающиеся дальше на Дунай), однако до сих пор остается убыточным. За 9 месяцев работы в 2022 году чистый ущерб составил почти 3 миллиона гривен. Дунайский порт впервые за последние годы вышел на прибыль – всего 850 тысяч гривен. В то же время, переваливать больше, чем он может сейчас, без значительных инвестиций просто невозможно. 

8. Порт за 200 миллионов в Одесской области. Почему так дешево? 

Мы можем представлять порт по-разному. Например, в Одессе, мы ходим у порта и видим, какой он огромный. Но порт в Килии выглядит совсем иначе: это достаточно малая территория со старыми складами (больше напоминает какие-то сарае) и доступ только к одному причалу. И глубина у причальной стенки настолько мала, что туда не может подойти ни одно судно, поэтому пришлось установить баржу и грузить суда через «дополнительный мостик». 

Читайте также на DOSSIER:  Украине не нужны госпредприятия?

Мы прогнозировали приблизительную цену, когда планировали приватизацию порта «Усть-Дунайск», и она была значительно меньше, чем та, которую предложили на аукционе. Если до большой войны небольшим портом на Дунае интересовались лишь несколько местных компаний, а цена в 100 миллионов казалась заоблачной, то сейчас интерес к едва ли не единственному незаблокированному порту очевидно возрос. 

Чуть лучше может показаться ситуация в Белгороде-Днестровском – он больше напоминает привычный нам порт по территории, кранам, площадкам. Однако большинство его зданий построено еще в 70-х и 80-х и не имели должного ремонта. Здесь нет современных «баночек» (ред. – элеваторов), которые мы привыкли видеть в Одессе или Черноморске. А большинство техники уже никогда не уедет. В общем, это площадка, в которую нужно еще инвестировать не один десяток миллионов. 

Замечу, что это произойдет только после того, как новый собственник: а) оплатит стоимость в 220 млн грн, б) оплатит НДС 20% или 44 млн грн, в) оплатит долги порта (а это еще около 100-150 млн грн) . Итого – почти 400 миллионов еще до инвестиций в развитие.

9. Что будет с людьми, работающими на объекте? Всех увольняют?

Мы всегда ставим четкое требование нового владельца – сохранить рабочие места в течение 6 месяцев. А затем, согласно цели деятельности, могут быть изменения. Но я уверен, чтобы тот же порт работал, будет происходить не сокращение, а расширение персонала. Действительно, это не значит, что конкретный человек, работавший в этом порту 20 лет, сохранит свою работу. Однако обновленные порты смогут сгенерировать гораздо большее количество рабочих мест с более достойными заработными платами. 

10. Куда уходят деньги по приватизации? Снова по карманам чиновников?

Покупатель платит стоимость объекта в государственный бюджет. Часть этих денег направляется на Вооруженные силы Украины. Однако куда именно и какое количество средств направить определяют Верховная Рада и Кабинет министров.

11. Как тогда будет зарабатывать Украина, если большинство заводов и портов приватизируется?

Украина, как и все развитые государства, получает основные поступления от налогов бизнеса и физических лиц. До полномасштабного вторжения эта доля достигала около 80%. Сегодня из-за войны и кризиса для экономики этот процент меньше, но все равно остается основным. 

А что касается государственных заводов, попробуйте вспомнить, когда вы последний раз пили государственные напитки (воду, молоко, вино, что угодно)? Покупали ли автомобиль, произведенный государством? Уверен, давно. И это к лучшему. Бизнес имеет гораздо больше объективных стимулов создавать товары быстрее и лучше, чем в менее гибких государственных компаниях.

12. Покупают «свои» – кумовья, сваты, родственники… А обычный бизнес не может приобрести государственный актив .

С 2018 года продажа государственного имущества (и коммунального также) проходит на онлайн-аукционах в системе Prozorro.Продажи . Это несколько отличается от Prozorro, где государство закупает услуги или товары и выставляет ряд критериев. На Prozorro.Sale критерий один – цена. Кто предлагает большую цену за актив, тот и становится победителем. 

Читайте также на DOSSIER:  ОГХК-2023: смена рулевых, дрейф к налоговым гаваням и будущий шторм

Регистрация на торги открыта для всех участников. Ни Фонд госимущества, ни даже сами Prozorro. Продажи до старта аукциона не знают, кто представляется и какое количество участников. Регистрация производится через частные торговые площадки (а их более 40). Это не позволяет чиновникам каким-либо образом влиять на участников или определять «своих» победителей. 

13. Кто покупает государственные объекты? Снова подыграем олигархам?

Государственные объекты в зависимости от размера покупает разный бизнес и даже отдельные физические лица. Конечно, условные порты покупают, как правило, средний или крупный бизнес, который может «потянуть» покупку и инвестиции в такие объекты. К примеру, порт «Усть-Дунайск» купила компания, производящая минеральные удобрения. Победителя второго порта мы еще проверяем.

Однако у нас есть прекрасные истории о малых объектах. К примеру, предприниматель из Доброслава купил здание банка «Украина» и обустроил там кафе, магазинчик и стоматологический кабинет. Купил не за супер дорого, и эти поступления, наверное, не существенны для государственного бюджета. Но та ценность, которую предприниматель сгенерировал таким магазинчиком для общества, значительно больше.

14. А если какой-то объект приобретут пособия России? 

Законодательство запрещает продажу активов юридическим и физическим лицам государства-агрессора. Также запрет распространяется на лиц, в отношении которых применены санкции СНБО и зарегистрированы в оффшорных зонах. Мы даже проверяем происхождение денег, если покупатель берет кредит на такую ​​покупку. 

Это все проверяется уже после аукциона и если мы обнаруживаем такого покупателя, то отказываем ему в приобретении актива. Право переходит ко второму участнику. Если ему запрещена приватизация, то аукцион объявляем заново. 

15. Ну продали вы тот порт или завод. А какая от этого польза обычному украинцу?

Мы видим последствия приватизации везде и не осознаем этого. Прежде всего, на полках магазинов, где у нас есть широкий ассортимент различных товаров: от десятков видов хлеба и молока до одежды или электроники. Еще тридцать лет назад это пыталось обеспечить государство, а сегодня это производит частный бизнес. И часто – на активах, которые когда-то были государственными. Яркий пример – известная одесская винодельня , которая еще в 90-х была госимуществом, а сейчас превратилась в современный центр культуры.

Еще конкретные примеры: в Николаеве недостроенное здание в частных руках стало современным ЖК. Во Львове неработающую исправительную колонию приобрела известная украинская ИТ-компания, чтобы создать там городок для айтовцев. В Измаиле на месте бывшего госимущества сейчас работает крупный строительный супермаркет. Таких примеров много.

История приватизации может быть разной, даже противоречивой, но она привела к тому, что мы видим широкий выбор товаров. К сожалению, в Одесской области мы все еще имеем по меньшей мере 5 государственных винзаводов, завод по производству холодильников и кучу разрушающегося другого государственного имущества, хотя бизнес мог бы это все развивать. Но я рад, что мы не пьем государственное вино, а имеем признанных миром виноделов. Так же, как и прекрасных предпринимателей из других отраслей.

Никитенко Дарья
shotam.info