Выборы в Украине: почему низкая явка за границей и кто голосовал в первом туре | DOSSIER

Выборы в Украине: почему низкая явка за границей и кто голосовал в первом туре

FavoriteLoadingДобавить в избранное

В этом году на выборах на пост президента Украины в первом туре проголосовало на 1 млн избирателей больше, чем в 2014 году.

Явка людей увеличилась, поскольку прошло голосование на части территории Донбасса. Однако в Украине происходит очень большая миграция населения и депопуляция, что значительно уменьшает количество голосов на выборах.

Кто пришел на выборы

Первый тур выборов имел несколько новых особенностей. Во-первых, на этот раз массово проголосовала молодежь, которая раньше практически не участвовала в выборах.

Ранее процент молодежи был значительно ниже количества пенсионеров и других людей. Поэтому нынешнюю тенденцию можно назвать борьбой между молодыми избирателями и избирателями пожилого возраста.

В 2010 и 2014 годах о будущем в основном думали и выбирали его люди, которым по крайней мере исполнилось 35 лет. А ключевой группой избирателей были граждане в возрасте 45 лет и больше. Сегодня – нет.

Во-вторых, нельзя сказать, насколько люди перестали продавать свои голоса, но за счет того, что увеличилось количество сознательной группы населения, прежде всего молодежи, которые не продаются, вес и судьба купленных голосов значительно уменьшилась.

На выборах в 2019 году значительно меньшее влияние административного ресурса. Это может быть по двум причинам:

  • Часть местных элит сознательно отказалась от использования административного ресурса;
  • Получив указание, сделали наоборот.

Это касается не только кандидатов, которые работают или работали во власти. Возьмите кейс Мариуполя, результаты которого, скорее всего, очень разочаровали Рината Ахметова.

В общем, раньше админресурс давал от 1% до 2% голосов “нужному” кандидату в определенной местности. Сегодня недобрали все “нужные”. Второй тур пройдет по аналогичному сценарию.

Кто не смог проголосовать и почему

По состоянию на 31 марта 2019, общее количество избирателей – 35 млн 566 тыс. с учетом территорий Крыма и Донбасса. Если вычесть из этого оккупированные территории, то количество тех, кто имеет возможность участвовать в выборах, составляет около29-30 млн.

Но мы имеем достаточно большое количество трудовых мигрантов, которые физически не имели возможности принять участие в выборах. Все потому, что малое количество избирательных участков и очень запутанная и сложная система изменения места голосования для людей, которые живут в другом городе.

Ее пытались максимально упростить, однако процедура осталась сложной и долговременной.

Представьте себе, что человек, который работает в Польше, для изменения места голосования должен приехать в одно из дипломатических учреждений Украины в рабочее время с определенным перечнем документов, подождать в очереди и подать все необходимое.

Понятно, что очереди колоссальные. В сутки приходится от 2 до 3 тыс. человек, желающих подать документы для изменения места голосования.

Наша дипломатическая структура, учитывая количество работников, не имеет возможности обработать достаточное количество заявлений, а электронное голосование и электронная замена регистрации не введены.

К тому же значительное количество лиц не могут договориться с работодателем, чтобы получить выходной для регистрации в качестве избирателя за рубежом.

Например, на территории Польши находится от 1,5 млн до 1,8 млн украинцев, соответственно и участков должно быть достаточное количество, чтобы физически принять и обработать все голоса. Избирательный участок может эффективно работать, если в нем зарегистрировано около 5 тыс. человек. А количество участков не более 20.

Наш закон позволяет создавать участки, но возникает вопрос о точном количестве избирателей, о количестве дипломатических работников и создании специализированных помещений для территориальных участков.

Если не у кого, негде, непонятно как и за какие средства создавать территориальные избирательные участки, то их и не будет. А, соответственно, и теряются голоса избирателей.

Автор: Игар Тишкевич, эксперт программы Международная и внутренняя политика, аналитик Украинского института будущего.

Pin It on Pinterest