Возобновление исследований и не одна реформа. Какие изменения ждут от Лисового в должности главы МОН

Какие изменения ждут от Лисового

FavoriteLoadingзакладки →

Прошел месяц с момента назначения Оксена Лисового новым министром образования и науки. Несмотря на  обвинения в вероятном плагиате  в диссертации, часть сообщества ученых и педагогов возлагают на него большие надежды. 

Первые результаты деятельности Лисового на фоне оставленных в наследство от предшественника проблем комментируют с осторожным оптимизмом, ведь выводы еще делать рано. В частности, одобряют назначение  Татьяны   главой УЦОКО,  Евгения Кудрявца  и  Дмитрия Завгороднего  – заместителями министра, а  Максима Ярмистого  – госсекретарем МОН. 

В то же время, ученый Антон Сененко не скрывает, что первое впечатление уже испорчено осадком от плагиатных историй и отсутствием результатов проверки диссертации со стороны НАЗВАНИЕ.

Учитывая, что в настоящее время Лисовой не спешит обсуждать с журналистами образовательные проблемы, «Украинская правда. Жизнь» решила спросить у ученых и педагогов, каких изменений они ожидают от нового руководства МОН.

Что должен сделать Лисовой в должности министра? 

Построить укрытие и осовременить качество преподавания

Оксен Лисовой заявлял, что МОН будет под его руководством акцентировать внимание на изменении культуры в школе, в частности, в подходах к образовательному менеджменту и созданию условий для творческой свободной работы учителей. Переход на очное обучение также звучит как приоритет нового руководства МОН. 

Соучредитель общественной организации «Смарт Образование» Иванна Коберник соглашается с фокусом работы, однако отмечает, что в условиях войны приоритетом в вопросе школьного обучения детей должна быть безопасность,  а главным условием допуска к очного обучения —  наличие в школах качественных укрытий  на случай вражеских обстрелов. 

«Очень важно, чтобы их сооружали с расчетом на длительное разумное использование: чтобы это были не просто подвалы, где есть скамейки на всех детей, а чтобы пространство планировалось так, чтобы эти помещения даже после окончания войны могли стать полноценной частью образовательного пространства»,  – отмечает соучредитель «Смарт Просвещения».

По ее мнению, именно МОН должен взять на себя роль координатора в работе с донорами – помогать местным властям и международным организациям не только находить друг друга, но и организовать процесс строительства/переоснащения школьных укрытий таким образом, чтобы они имели полноценную вентиляцию, санузлы, оборудованы. места для учебы.

«В идеале – по типовым разработанным проектам. Это очень облегчило бы возвращение детей к очного обучения» , – убеждена Коберник. 

Также она поддержала идею министра об  упрощении обучения для детей , которые одновременно учатся в иностранных и отечественных школах, но хотят получить украинские документы по образованию. 

Впрочем, по словам Коберник, сейчас педагогам  не хватает методических рекомендаций от МОН , как правильно организовать обучение для детей, которые, по меньшей мере, в течение последнего года получали образование за границей, но вернулись в Украину. 

В частности, речь идет о наверстовании знаний по предметам украиноведческого цикла – украинского языка, литературы, истории. 

«Необходимы четкие методические рекомендации для школьных учителей, как им эффективнее организовать наслаждение знаний по этим предметам, если дети будут возвращаться. И эти рекомендации – задача МОН», – отмечает Иванна  Коберник. 

 Необходимо засчитать результаты обучения школьников за границей, но есть нюанс

Коберник поддерживает  намерения МОН  засчитывать в Украине результаты обучения школьников, полученные за границей. Впрочем, как именно это будет происходить – сейчас неизвестно. Ответ на этот вопрос должен быть озвучен МОН.   

«Перенос оценки не будет означать, что ребенок знает украинскую программу по этому предмету, но будет означать, что ребенок учил его и был аттестован по программе страны пребывания. А уже украинскую программу будет наверстывать. И ребенок, и родители должны быть готовы, что это может отразиться на оценках. Мне кажется, это честная позиция» , — считает соучредитель «Смарт Образования». 

В контексте озвученного вызова министерство также должно разработать для учителей всеобъемлющую таблицу перевода зарубежных оценок в украинскую 12-балльную систему, отмечает Коберник. 

Именно МОН должен представить «обменный курс» оценок, как с валютами это делает Нацбанк. Учителя ждут четких критериев, и их должно предоставить министерство», — считает Коберник и добавляет, что первые шаги и заявления министра Оксена Лисового «внушают  сдержанный  оптимизм» , однако важнее, каковы будут дальнейшие действия. 

МОН должен наладить сотрудничество с общественными инициативами 

Руководитель ОО «Смарт образование» Галина ожидает, что МОН при новом руководстве наладит сотрудничество с общественными инициативами. Это, по ее мнению, необходимо для:

  • конструктивного разговора о том, кто над чем работает и как синхронизироваться, чтобы построить синергию;
  • понимание того, что следует делать для организации доступа к образованию всем нуждающимся. 
DOSSIER →   Хватит пытаться уничтожить местное самоуправление

К слову, министерство сейчас пытается делать первые шаги в этом направлении. Например, 19 апреля Лесной  подписал Меморандум  о сотрудничестве между МОН и украинским представительством международной неправительственной организации «План Интернешнл», которая обеспечивает учащихся 5 классов учебникам по украинскому языку, обустраивает укрытия в учебных заведениях. 

В свою очередь, Титиш отмечает, что с эксминистром образования общественные инициативы сотрудничать не хотели. 

«Такого не было при предыдущем руководителе. Если откровенно, из МОН Шкарлета многие общественные организации просто не хотели иметь ничего общего и работали в параллельной плоскости, реализуя свои проекты. Сейчас ситуация меняется, и это уже хороший сигнал», — считает Титиш . 

Возобновить реформирование образования

Титиш ожидает, что правительство назначит замминистра по вопросам среднего образования «человека, разделяющего ценности Новой украинской школы, стремится реформировать образование и понимает, как это делать».

Просмотреть количество школьных предметов и переформатировать содержание образования

Соучредитель образовательной платформы Prometheus и выпускник Стэнфордского университета Иван поддерживает полемику, начатую в обществе Лисовым по сокращению школьных предметов. Считает, что предметно говорить об этом следует, ведь количество предметов влияет на качество усвоения знаний. 

«Ситуация действительно дошла до абсурда, когда у учащихся в неделю выпадает до 20 предметов»,  – отметил Примаченко. 

Впрочем, есть и те, кто не соглашается с соответствующим мнением. Например, образовательный омбудсмен  Сергей считает , что прежде всего нужно заботиться не о предметах, а об уровне образования и качестве знаний.

Вместо того чтобы сокращать количество предметов, омбудсмен предлагает переформатировать содержание образования. Это означает, что многим педагогам придется решительно обновлять свои навыки, овладевать новыми методиками преподавания и серьезно переучиваться.

«Но сделать это все равно придется, какое бы сопротивление обновлению образования мы не преодолевали. Потому что детей надо учить тому, что им действительно нужно в жизни. И учить заинтересованно», – отмечает Горбачев. 

Освободить НАУ от ректора Луцкого, а вузы – от коррупции

Сам Лисовой считает самой большой проблемой высшего образования – формирование  толерантности граждан к коррупции  в процессе обучения в университете, поэтому теперь от МОН ждут конкретных шагов для «вымирания» этого явления. 

Впрочем, что еще должно сделать министерство?

Уволить с должностей отдельных ректоров

Депутат Киевского городского совета Ксения   считает , что с должности должен уйти ректор Национального авиационного университета – Максим Луцкий. Последний – кум эксминистра образования Дмитрия а. Также Луцкий известен «дружбой» с семьей беглого экспрезидента Виктора а. Впрочем, пунктов в «послужном списке» Луцкого больше, чем два. Семенова приводит и другие аргументы, в частности:

  • организацию  коррупционных схем , в том числе с землями, прилегающими к университету;
  • незаконное увольнение профессора Евгения Гаева, якобы представлявшего угрозу охраннику на входе в корпус;
  • незаконно отчислил председателя студсовета, потому что тот выражал  протест против Шкарлета  в должности министра и тому подобное;
  • подпадает под закон о люстрации , но проверки не проходил.

«Это самый простой, но самый показательный вызов для нового министра Оксена Лисового»,  — считает депутат. 

Список ректоров, имеющих сомнительную репутацию, не ограничивается Луцким — ранее «УП. Жизнь» писала, как некоторым руководителям университетов  удается оставаться по 20+ лет на должностях  через лазейку в законе «О высшем образовании» и почему это губительно влияет на самодостаточность академического сообщества . 

К слову, «дыры» в законе, закрытие которых долгое время блокировали в парламенте (и продолжают блокировать) еще при е – еще один вызов для нового руководства МОН. 

Посодействовать либерализации законодательства

Первый проректор Киевской школы экономики Егор Стадный считает, что новое руководство МОН должно обеспечить смягчение законодательства, чтобы максимально поддержать учреждения, предлагающие качественное высшее образование. 

«Либерализация означает отмену или смягчение различных ограничений в финансовой, административной и кадровой сфере. Сейчас университетам нужно быть гибкими и быстро реагировать на вызовы, а эти ограничения очень мешают», – отмечает Стадный  . 

Вернуть студентов в оффлайн

Ведущий научный сотрудник ИПиЭНД НАНУ Украины Наталья Кононенко настаивает, что в условиях трехлетней дистанционки крайне важно оперативно вернуть студентов в офлайн. 

«Я не уверена, что это улучшит качество образования, но будет точно способствовать формированию навыков социализации молодежи»,  — отмечает Кононенко

Разрешить студентам-ребятам выезжать на обучение за границу, но обеспечить верификацию приглашений

По мнению Натальи Кононенко, поколению 19-20-летних студентов нужно вернуть право учиться, в частности, в зарубежных университетах. Идею создания » перечня разрешенных университетов » для обучения во время войны не в Украине,  озвученную  первым проректором УКУ Тарасом Добком, ученая считает ложной и потенциально коррупционной.  

«Задача министерства – не запрещать обучение ребят не в Украине, а наладить процесс верификации приглашений на обучение за границей для мужчин, содействовать академической мобильности студентов». 

Пока украинская система высшего образования будет реформироваться, предложить инклюзивный механизм, который будет стимулировать студентов возвращаться в Украину после завершения обучения» , – подчеркнула

Обеспечить финансовую мотивацию студентов и преподавателей

Оксен Лисовой  признает , что зарплаты у украинских педагогов низкие, и говорит, что «понимание этой проблемы есть». 

DOSSIER →   Странное совещание на Банковой. Зачем Зеленский захотел полицейской демократии

По мнению первого проректора КШЭ, МОН должен изменить «правила игры» так, чтобы каждый – от студента до ректора – получал  достойное вознаграждение  за качественное обучение/работу.

«Сейчас же у нас в основном уравниловка – мы все равно плохо поддерживаем и тех, кто ничего не делает, и тех, кто пытается держать высокий уровень», –  считает Стадный. 

Реформировать педагогическое образование 

По мнению Ивана Примаченко, в Украине также необходима реформа педообразования, ведь уровень образования в Украине зависит от качества знаний украинского учителя. 

Украинская наука нуждается в финансировании и восстановлении исследований 

Новому министру образования и науки Украины в наследство от предшественника остались все проблемы науки, которые существовали до полномасштабного вторжения 24 февраля 2022, подчеркивает Антон Сененко, старший научный сотрудник Института физики НАН Украины. 

Речь идет о: 

  • недофинансирование научной сферы;
  • имитация научной деятельности и академическая неблагочестие;
  • отток молодежи;
  • забюрократизированность и т.п. 

«Дело в том, что Шкарлетт, по моему глубокому убеждению, все 3 года своего непонятного пребывания на высшей научно-образовательной должности в лучшем случае не делал ничего полезного. 

В худшем – за последний год министерство не предприняло никаких шагов по сохранению научного потенциала страны (об умножении я вообще молчу). Это не просто потраченное для страны время и стагнация науки. Это ухудшение»,  – отмечает ученый.

В условиях войны появились и новые вызовы, говорит Сененко –  сохранение научного потенциала и поддержка ученых, вынужденных работать в эвакуации ; поиск ресурсов для функционирования научной системы  как таковой. 

По мнению ученого, дело не только в том, что огромное количество высококвалифицированных ученых уехало за пределы страны, и «укореняется» в зарубежных институтах и ​​университетах благодаря программам поддержки. Едва ли не самым важным фактором для их «невозвращения» является внутренняя ситуация:

  • мизерные зарплаты, 
  • уничтожены лаборатории,
  • отсутствие хорошо артикулированных перспектив восстановления научной сферы.

«Есть мало надежд для тех, кто остался. И ноль перспектив для выехавших»,  — считает Сененко. 

Учитывая перечень проблем в сфере науки, первыми шагами Лесного, по мнению ученого, должно быть:

  • создание четкой и последовательной позиции по восстановлению уничтоженных научных центров и институтов; 
  • системное увеличение финансирования науки в соответствии с действующим Законом о научной и научно-технической деятельности; 
  • взаимодействие с научным сообществом, в частности, с Научным комитетом – на площадке Национального совета по вопросам развития науки и технологий в вопросах финансирования науки,
  • аудит научной системы, 
  • взаимодействие с международными донорами для восстановления научной сферы и т.д.

В то же время, по мнению кандидата химических наук Юрия Халавки, МОН должен наладить диалог с Министерством финансов и другими органами для  разблокирования и упрощения деятельности Национального фонда исследований Украины  и его грантополучателей.

Также научное сообщество, по словам Халавки, ожидает от МОН Лесного:

  • поддержки естественного образования и математики, которые являются «залогом обороноспособности и инновационного развития»,
  • выполнение плана развития STEM образования.
DOSSIER →   REUTERS О ТАТАРОВЕ И ЕРМАКЕ: ОБВИНЕНИЯ В КОРРУПЦИИ ПРЕСЛЕДУЮТ СОРАТНИКОВ ЗЕЛЕНСКОГО

Решить проблему академической неблагочестии

После обвинения Лисового в плагиате в парламентской фракции «Слуга народа»  заявили , что хотят разрешить украинским ученым отказываться от научных степеней. Антон Сененко воспринимает процедуру добровольного отказа от степени положительно, но есть нюанс – не следует забывать о финансовой стороне дела. 

Ученый отмечает, что все доплаты за «липовую» научную степень должны быть возвращены налогоплательщикам, ведь эти деньги неправомерно получены.

Ученая Светлана Вовк  озвучила  еще одну проблему, возникшую в результате необходимости проверки работы новоизбранного министра на плагиат. Это конфликт интересов , ведь МОН фактически контролирует отрасль и, в частности, НАЗВАНИЕ, которое проводит проверку диссертаций на плагиат. 

Как отметила старшая научная сотрудница Института математики НАН Украины и кандидат физико-математических наук Ирина , в Украине министру не обязательно иметь научную степень. К слову, руководителю МАН тоже. 

Впрочем, по мнению ученой, должно быть требование к личной академической добродетели. 

«В отличие от многих, кто считает, что в Украине нет людей без академического плагиата, которые способны быть министрами, я оптимистка, верю в украинское образование, и считаю, что они есть. Не ожидаю отказов от должности и не предлагаю отказываться, но наше общество должно убедиться, что академический плагиат гарантирует разрушение мечтаний, иллюзий и надежд на развитие и реформы» , –  заявила  Егорченко в комментарии Forbes. 

Образование взрослых: МОН должно привести в соответствие «спрос и предложение»

Соучредитель образовательной платформы Prometheus и выпускник Стэнфордского университета Иван Примаченко выделил три основных направления, за которые следует взяться МОН, чтобы обеспечить образование взрослых:

  • фундаментальная реформа государственного профтехобразования, которая ныне «чрезвычайно слаба и не отвечает потребностям рынка»;

«Ее нужно перезапустить и базировать на сотрудничестве с компаниями, которые в индустрии нуждаются в этих кадрах» , — отмечает эксперт. 

  • существенная диджитализация;
  • обеспечение движение государственных средств на обучение взрослых профессиональным навыкам не только в государственных учебных заведениях, но и в частных. 

«Думаю, что это позволило бы гораздо быстрее улучшить это направление, а рынку лучше ответить на запросы слушателей», —  добавил Примаченко. 

Также соучредитель Prometheus считает нужным, чтобы МОН упростило процесс повышения квалификации в некоторых отраслях. 

«Например, повышение квалификации госслужащих усложнено разными лицензированными ограничениями. Если сделать здесь свободный рынок, как в свое время было сделано с повышением квалификации педагогов, то это быстро даст очень классные результаты», – считает Примаченко  . 

МОН должен обеспечить развитие профтехов 

Министр образования и науки Оксен Лисовой заявил, что одним из приоритетов в работе МОН при его каденции будет развитие профессионально-технического образования, профессиональных колледжей. Министр имеет амбициозные планы – до 50% молодежи направить в профессиональное образование, чтобы те «овладели хорошей качественной профессией». 

Егор Стадный разделяет амбиции министра, однако отмечает, что все не так просто. По его мнению, в поле зрения МОН, региональных властей, доноров, бизнеса и самих учебных заведений должно появиться направление  увеличения доверия к профтеху и его привлекательности .

По его словам, некоторые люди склонны к мнению, что профтех «проигрывает» перед высшим образованием. 

«Там (в профтехе – ред.) меньшие стипендии и не такая длинная отсрочка. Неприятно слышно, но если это действительно так, то решение на поверхности – стипендия должна быть не ниже, а отсрочка могла бы действовать и после выпуска из профтеха год или два «,  – считает Стадный. 

Перечень вышеописанных проблем в области науки и образования не исчерпывающий. На самом деле их гораздо больше. И сейчас вопрос, удастся ли новому руководству МОН решить хотя бы часть из них – остается открытым. 

Диана Кречетова,
«Украинская правда. Жизнь»
i-visti.com