

О чем говорят предварительные результаты местных выборов
Местные выборы превратили страну в “лоскутное одеяло”: в советы всех уровней прошли десятки региональных проектов, а парламентские партии вроде “Батькивщины” и “Голоса” остались практически за бортом местной политики. Непростая ситуация у партии власти — центр рискует утратить влияние на регионы. “Вести” анализируют результаты с точки зрения как партийных итогов, так и управляемости “феодами”, в которые стремительно превращаются регионы страны.
“Как в футболе”
Важно: в местных советах по всей стране присутствуют, по сути, лишь две парламентские партии — это ЕС Петра Порошенко и “Слуга народа”. Остальных нет. “Да и ЕС, по сути, представлена из-за низкой явки: представьте, что на участки пришло бы не 37%, а, скажем, 45% избирателей — не было бы и этих 5–8%, — говорит “Вестям” политический аналитик Руслан Бизяев. — “Слуги” же верили в управляемость ситуацией, говорили, что получат “золотую акцию” — но просчитались с явкой: они моделировали свою победу при явке в 45–50%, но при нынешнем кризисе вдруг выяснилось, что проводить выборы в нынешней ситуации для них — это такой экстравагантный вид самоубийства“.
Ответ на этот тезис дал советник главы ОП по медиатехнологиям Михаил Подоляк: в своем “Фейсбук”-посте он описал проблему как навязывание “малой, но крайне агрессивной частью общества” своей повестки (вместо той, что давал президент, — “сервис, комфорт, меньше идеологии”). “И налицо крайне низкая явка. Рекордная. Что показало нам крайнюю усталость от традиционных типов политики“, — пишет Подоляк.
Вдогонку глава партии СН Александр Корниенко дал расклад: политсила заняла первое место на выборах в обл- и райсоветы. “Об этом свидетельствуют результаты параллельного подсчета с 49% участков“, — подчеркнул он.
По статистике СН, партия “берет” 20% мест в облсоветах, еще 17% — в райсоветах, и ее будут представлять примерно 15% глав ОТГ (в цифрах это 146 глав, по информации из 17 областей, уже обработанных ЦИК). “Тут — как в футболе: при счете “5:0” виноваты все: мокрый газон, судья, узкие ворота. Но зачем было делать президенту “теплую ванну” с поездками в регионы, “Большой стройкой”? — Вот на выборах и победили локальные проекты“, — говорит Бизяев.
Кроме СН проиграла “Батькивщина” (она недотягивает в Черновцах, Ивано-Франковске, Виннице, на грани — в Хмельницком, Кривом Роге и других регионах). “Голос” представлен лишь во Львове, Киеве и Черновцах — по мнению экспертов, “сработали” медийные лица шоумена Сергея Притулы и предпринимателя Виктора Евпака. Да и тем, кого называют победителями, — “За майбутнє”, “Пропозиції” и “Партии Шария”, — далеко до статуса общеукраинских.
Рост местных элит
Все это подводит к еще одной, глобальной, проблеме: победе региональных проектов (партий мэров и местных элит). “Они перенарезали страну между собой, создав новую политическую карту. И теперь стали серьезным политическим игроком: через год-два заявят свои права на центральную власть, участие в Раде и Кабмине, тех органах, что формируют им бюджеты“, — считает политолог Руслан Бортник.
Ситуация не случайна — несколько раз за годы независимости местные элиты проявляли большую активность. “В середине — конце 90-х это были днепропетровские элиты: премьер-президент Леонид Кучма, премьер Павел Лазаренко, Юлия Тимошенко. В начале — середине “нулевых” это были донецкие элиты с очень ярко выраженной претензией на власть. А теперь ситуация иная: региональные элиты получили инструмент создания актуализированной децентрализации, а это — и бюджеты, и иное влияние на ситуацию на местах, — поясняет “Вестям” директор политико-правовых программ Центра им. Разумкова Виктор Замятин. — Центральная же власть сейчас слаба — ее просто не хватает для контроля над ситуацией“.
Явным подтверждением слабости стала ситуация, когда сразу несколько мэров городов (Луцк, Тернополь, Львов, Черкассы и т. п.) отказались вводить “коронавирусные” ограничения, как того требовали правила, установленные Минздравом. А уголовные дела против мэров были оперативно прекращены (или “зависли”).
“Наши инструменты — это ОГА и правоохранительные органы. Если они (мэры, элиты. — Авт.) нарушают законы, то их можно контролировать“, — говорит “Вестям” нардеп от СН Александр Качура.
В Харькове, впрочем, влиятельности губернатора Алексея Кучера не хватило — и прямо на совещаниях по борьбе с Covid-19 мэр Геннадий Кернес и его партнер, бизнесмен Александр Ярославский, обрушивались на его заместителя ( Кучер лично не явился). Качура предлагает воспринимать эту ситуацию не как показательную по стране — мол, если мэр авторитарен и влиятелен, а глава ОГА недостаточно силен, то ситуация обречена на конфликт.
“Местные элиты показали силу и уверенность. И не думаю, что демонстрация закончится с выборами, ведь впереди завершение реформы децентрализации, окончание процесса создания ОТГ, начало процесса создания в них исполкомов, построение совершенно новых отношений в регионах, в т. ч. бюджетных“, — прогнозирует Замятин.
Два сценария
По мнению Замятина, ситуация по линии “центр – регионы” будет развиваться по двум сценариям.
“Благоприятный”, когда элиты объединятся на “горизонтальных” уровнях и выстроят конструктивное сотрудничество с Центром, будут претендовать на представительство в Раде и Кабмине (и получат влияние на решения власти в Киеве).
“Феодальный”, с развертыванием конфронтации и продолжением усиления раздробленности. Парадокс, но подобный сценарий показали авторы сценария 3-го сезона “Слуги народа” (там страна была расколота на 28 “квазигосударств”).
Опасность второго сценария понимают и в “Слуге народа”. По словам Александра Качуры, власть готовится к новому этапу противостояния. “Наши политические оппоненты уже продвигают тезис: “есть “Центр”, а есть “местные власти”. Дальше они потребуют выборных судей и прокуроров, внедрения мировых судов и т. д. — это попросту расколет общество, дестабилизирует ситуацию, и это технология на развал страны, — предупредил депутат. — Но, думаю, мы с коммуникацией справимся, да и центральные органы власти считали, что органы местного самоуправления — это их “вертикаль”, а ведь это — партнеры. И это — неконструктивная работа с регионами, в т. ч. ОП, и работы ОГА с местными властями“.