

Станет ли уменьшение налогов панацеей, которая сможет спасти украинский бизнес? Вопрос дискуссионный, потому что как у медали всегда есть две стороны, так и на любые реформы можно посмотреть с разных точек зрения. Мы поинтересовались мнениями юристов.
Комментарии:
Игорь Ясько, управляющий партнер ЮК Winner
Анонсированная президентом в феврале прошлого года программа «экономического патриотизма», направленная на снижение налоговой нагрузки на бизнес и снижение НДС на бензин и дизельное топливо, так и не заработала, так как началось полномасштабное вторжение. Следующие налоговые решения правительства скорее вызвали вопрос, чем действительно помогали бизнесу. В итоге правительство и депутаты заговорили о новой реформе под названием «10-10-10», которая сейчас активно обсуждается и вызывает беспокойство у экономических экспертов. Ставки налога на прибыль, НДС и НДФЛ будут снижены до 10%, хотя реформа также отменит налоговые льготы и ужесточит контроль.
Действительно, нельзя не оценить преимущества снижения налогов для бизнес-сообщества. Во-первых, это и уменьшение нагрузки на предпринимателей, которым и без этого сложно адаптироваться к реалиям нашей жизни в военном состоянии, ведь ситуация постоянно меняется из-за обстрелов, блекаутов и других вызовов, которые бросает обществу вооруженная агрессия России. В то же время, именно предприниматели, оставшиеся в стране и не уехавшие, с первых дней войны до сих пор являются действительно тыловой силой.
Следовательно, снижение ставок налогов для физических лиц-предпринимателей, малых, средних и крупных предприятий может привести к детенизации экономики с меньшим стрессом, чем если усиление контроля происходило при старых ставках. Ведь предпринимателям будет выгоднее платить меньше налогов, чем тратить время и усилия на сочинение схем оптимизации или уклонения от их уплаты и готовиться к бою с налоговиками во время проверок.
После этого уменьшение популярности схем обхода налоговых обязательств в перспективе приведет к увеличению инвестиций, производству и продажам. Низшие налоги высвободят оборотные средства, улучшат финансовое состояние предприятий, что позволит сделать улучшение в процессе детенизации заработных плат.
Но нет бочки меда без ложки дегтя. Часть бизнеса все равно может отказаться выходить из тени, это понятно. Но есть еще одно большое «но». Военное положение накладывает свои коррективы на экономику Украины, поэтому уменьшение ставки, отмена единого социального взноса приведут к дефициту бюджета, львиная часть которого тратится на нужды фронта, а социальная часть покрывается благодаря донорским инвестициям, которые не будут вечными. Конечно, если план Маршала для Украины заработает и западные партнеры согласятся поддерживать бюджет страны еще в течение нескольких лет после победы, такие реформы смогут пройти менее болезненно. Если же нет, соответственно, правительство будет вынуждено дефицит закрыть своими силами. Каким образом?
Вряд ли в ближайшее время можно ожидать сокращения расходов на оборону, поэтому под прицел могут попасть расходы на социальное обеспечение – например, увольнение работников, работающих в государственном секторе. Сокращение штата госслужащих местами уже началось, но тенденция может только ухудшиться. То есть, одной рукой можно сделать ослабление для бизнеса и работодателей, а другой – создать проблемы для работников.
Но, какое бы неоднозначное отношение ни было к реформе, дать сигнал предпринимателям все же нужно. Это может стать необходимым мессенджем и для компаний, которые до сих пор продолжают работать в Украине, но все же размышляют, возможно, выгоднее и безопаснее создать рабочие места где-то в ЕС или в других странах, где более выгодны программы кредитования, страхование от рисков и, конечно, более низкие налоги. . И для тех, кто уже оказался за границей, но сомневается, стоит ли возвращаться в Украину после победы. Правительство уже сделало первый шаг навстречу бизнесу посредством страхования от военных рисков, и было бы очень хорошо увидеть второй посредством уменьшения налогообложения.
Галина Пилипенко, руководитель направления налогового консалтинга и комплаенса ЮК Legal House
Есть такое известное крылатое изречение, корни которого можно проследить еще в Священном Писании: «Добрыми намерениями вымощен путь в ад». Одним из его значений является маскировка действительно плохих вещей (ошибок, злых поступков и т.п.) под благими намерениями или даже то, что внешне хорошие вещи могут иметь неожиданно вредные последствия.
Как раз такая ситуация складывается с тезисом о необходимости снижения налогов. Она служит основой для предвыборных кампаний – официальных или неофициальных, пропагандистских призывов, политической борьбы разнонаправленных сил, популистских выступлений специалистов и псевдоспециалистов. И это понятно – возможность платить меньше выглядит очень привлекательно и с большой вероятностью будет положительно воспринята неопытным электоратом, размышляющим обычными арифметическими операциями, однако, к сожалению, не в состоянии видеть дальше собственного кошелька.
Тот же, кто руководствуется макроэкономическими взглядами, разбирается в сущности налоговой системы, осознает, в чем состоят функции налогов, не будет слишком радоваться предложениям по их уменьшению. Если обратиться к сущности и целям налогообложения, становится ясно, что налоги – один из основных источников поступлений Государственного бюджета, источник выплаты пенсий, содержание вооруженных сил, поддержание инфраструктуры государственного и местного уровня, содержание государственного аппарата, развитие системы образования и т.д. Из этого становится ясно, что уменьшение налогов может повлечь за собой нестабильность всех государственных систем и механизмов. Недаром налоговая система и налоги являются одним из неотъемлемых признаков государства как такового. И понимание этого каждым гражданином как можно раньше закладывает основу той же налоговой культуры, о которой в последнее время ведется так много разговоров.
Уменьшение налогов может иметь положительный эффект только в краткосрочной перспективе и должно применяться очень избирательно. Снижение налоговой нагрузки применимо временно для поддержки уязвимых сфер экономики или категорий налогоплательщиков. Уменьшением налогообложения законодатель может стимулировать развитие перспективных отраслей промышленности или ценных видов деятельности. Налоговые льготы или налоговые каникулы могут пригодиться вновь созданным компаниям или другим бизнес-единицам. Но это будет иметь эффект только для преодоления кризисного периода или периода становления или иной уязвимости. Дальнейшее льготное налогообложение будет служить только формированию механизмов налоговых уклонений, а не благих начальных целей его внедрения.
Если обратиться к мировому опыту, становится очевидным, что в государствах, которые являются общепризнанными примерами для подражания их экономическому развитию, уровню жизни населения, прозрачности системы налогообложения, соблюдению норм международного права налоговая нагрузка больше всего в мире. И при этом основная масса населения, хоть и жалуется на высокие налоги – добросовестно их платит, поскольку понимает результат их использования и владеет заложенным с детства осознанием важности и обязательности акта уплаты налогов.
Сейчас как никогда большое количество украинцев получили шанс погрузиться в систему налогообложения других стран. И они уже поняли, что тезис снижения налогов для Украины не актуален, поскольку мы имеем едва ли не самый оптимальный уровень налогообложения среди развитых стран мира. И хотя нам есть куда двигаться в сфере оптимизации администрирования налогов, мы точно должны ценить их текущий размер и перенимать у наших западных соседей уровень налоговой культуры и сознания.