

Начинать налоговую реформу следует с реформы администрирования. Без доверия бизнесу государству ничего не будет.
Коллеги-предприниматели любят говорить, что если существенно сократить ставки основных налогов, весь бизнес выйдет из тени, бюджет не пострадает, и всем, кроме «конверт-центров» и налоговиков, станет лучше. Когда я был предпринимателем и экономистом-любителем, то тоже так думал. Но потом, по мере превращения в профессионала, понял, что дело далеко не такое простое.
Кто знает эластичность в случае, к примеру, сокращения НДС? Нам несколько лет назад удалось оценить эластичность для акциза на автомобиле и показать, что его отмена не приведет к потерям бюджета. Но попытка оценить эластичность налога на труд на примере сокращения ЕСВ до 22% в 2016 г., к сожалению, не удалась – данных оказалось маловато для определенных выводов. А в случае возникновения «дыры» закрыть ее будет очень тяжело, и потенциальные кредиторы в лице МВФ под таким обычно не подписываются.
Главная проблема, которую часто недооценивают, в том числе и либеральные «мейнстримные» экономисты: обоснованное недоверие предпринимателей к государству. К примеру, правительство резко снижает ставки. Если бюджет выполнен нормально (а это может произойти только если подавляющее большинство из тени все же выходят), все стороны действительно в плюсах. Но если благородный порыв отдельных субъектов бизнеса не поддержат другие, бюджет провалится.
Реакцию правительства нетрудно предсказать: чтобы не допустить катастрофы, оно устроит большой «наезд» на бизнес, причем в наших традициях – именно на «белый», с большими доходами, который легко найти, проверить, выявить нарушения (реальные или мнимые), доначислить сколько нужно, к тому же собственное материальное положение немного поправить. В лучшем случае – просто поднимут ставки, в худшем – начнут массово выбивать авансовые платежи, устраивать рейды, блокировать накладные, не возмещать НДС. Отсюда стимул не выходить из тени, а значит реформа обречена на провал.
Государству нужно прежде всего перезагрузить налоговую систему на новых началах. Пока это по факту мытари с планом поступлений и дискреционными полномочиями ничего не будет.
Во-вторых, нужен закон, который невозможно легко отменить (вроде грузинского Акта экономической свободы), который запрещал бы увеличивать размеры выше определенной цифры. Правительство, допустившее перерасходы, должно автоматически уходить в отставку.
В-третьих, нужно реформировать корпоративный налог, дискреционный по своей сути и наладить недискреционное администрирование НДС (именно НДС по своей сути не содержит неисправимых элементов дискреции, но азаровские воспитанники…).
И, наконец, нужен мощный «таран», способный пробивать «крыши» конверт-центров и всевозможных теневиков, которые никуда выходить не собираются в принципе. Тогда, в случае провала, появится реальная возможность устроить наезд на них, а не на тех, кто поверил правительству и вышел на свет. Самые организованные схемы на данный момент – это собственно «конверты», которые выдают документы под левый товар, обналичивают деньги на зарплату, крутят «свертки» и т.д.; таможня; подакцизные продукты; теневое сельхозпроизводство; теневой (не путать с ФЛП!) розничный бизнес и другой мелкий бизнес под разными крышами
В этом списке нет нелегальной занятости и зарплат в конвертах, потому что это не организованные кем-то схемы, а распространенные практики. С ними как раз и нужно бороться прежде всего снижением налогов, потому что силовые методы в таких случаях неэффективны и контрпродуктивны, пока эти практики остаются массовыми.
Главное – прежде чем решать вопрос «сколько», нужно решить вопрос «как» – покончить с азаровщиной. Последовательность имеет значения.
Владимир Дубровский
эксперт Экономической Экспертной Платформы, старший экономист CASE Украина