Смотрящие и олигархи. Кто делит миллиарды Укрзалізниці

, или ? Кто выигрывает крупнейшие тендеры железной дороги

Общественная организация «Залізниця без коррупции» проанализировала закупки Укрзалізниці (УЗ) в 2018 году. Результат: основную долю всех заказов поделили между собой фирмы, связанные с известными украинскими олигархами, бизнесменами и народными депутатами.

LIGA.net публикует выдержки из исследования. 

ПОЛЕЗНЫЕ ДАННЫЕ. Исследование представлено в рамках проекта «Программа содействия общественной активности «Присоединяйся!», которая финансируется агентством США по международному развитию (USAID). Деятельность общественной организации «Залізниця без коррупции» поддерживается Transparency International Україна.

В 2018 году УЗ сохранила негативные тенденции в публичных закупках. В течение года компания оставалась лидером среди всех заказчиков в Prozorro по количеству протестов от участников тендеров (980 жалоб в течение года — в четыре раза больше, чем в среднем по системе).

В тендерах компании наблюдается наибольший процент дисквалифицированных предложений участников (26% предложений). Закупки имеют признаки монополизированности, низкой конкуренции (60,7% процедур проходят с минимальным количеством участников, 65,4% тендеров проходят без ценовой конкуренции) и низкой экономии (показатель УЗ по экономии на 25% ниже, чем в среднем по системе Prozorrо). 


В 2018 году УЗ провела закупок на 27,9 млрд грн (вместо запланированных 37 млрд грн). Годовой объем закупок за последние четыре года увеличился более, чем в два раза.

В объеме доходов компании доля публичных закупок увеличилась с 14% до 33%. Таким образом, УЗ тратит около трети доходов на закупки для обеспечения производственных потребностей и капитальных инвестиций. 

Кто основные поставщики товаров и услуг для УЗ?


Две трети из  27,9 млрд грн которые УЗ тратит на закупки, поделили между собой несколько компаний, входящие в состав крупных украинских ФПГ, а также малоизвестные прокладки, связанные с так называемыми «смотрящими» за УЗ(см. слайд выше).  

Читайте также на DOSSIER:  “Постричь” Жеваго: почему власть взялась за олигарха

Наибольшая доля закупок УЗ — горючесмазочные материалы. Авторы исследования связывают фаворитов тендеров с Виктором ом, Александром Грановским и нардепом Александром Понаморевым. Эти компании получили контрактов на 6,9 млрд грн в 2018 году.

Документально подтвердить связь нельзя. Медведчук и неоднократно опровергали владение топливным бизнесом.

Основной негативный тренд: в 2017 году УЗ внедрило систему допуска к применению масел на ж/д, которая ограничивает конкуренцию из-за сложной процедуры аккредитации производства, которую проходят лишь избранные предприятия. Международные поставщики пока эти тендеры не выигрывают. 

Кроме того, закупочные цены на 30% превышают среднерыночные показатели. 

Есть и позитив благодаря введению формульного ценообразования при закупках топлива, которое УЗ внедрило в 2018 году. Это прекратило практику 2016-2017 гг, когда благодаря дополнительным соглашениям к контрактам, поставщики постфактум поднимали цену на поставленное топливо. 

Леонид  контролирующий агонремонтстрой обеспечивал в 2018 году основной объем ремонта пассажирских вагонов УЗ. КВСЗ Владимира  поставляла дизель-поезда и пассажирские вагоны. Нужно отметить, что других производителей способных выполнять такие работы в Украине сегодня нет. 

Рынок рельсов и запчастей к грузовым вагонам поделен между ООО Метинвест-СМЦ Рината Ахметова и компаниями-посредниками, к которым можно применить признаки фиктивности или формального участия в тендерах. 

Основные поставщики металлопроката — Сота Украина и Альфа Метал Групп. Эти же компании предлагают на рынке продукцию заводов Метинвеста.

Однако в отличие от рельсов, которые непосредственно поставляет Метинвест-СМЦ, металлопродукцию для производства грузовых вагонов от тех же производителей поставляют фирмы-посредники. Эти компании разыгрывают между собой около 1 млрд грн в год. 

НАБУ проводит следствие относительно соответствия стандартам рельсовых креплений, поставляемых УЗ, корпорацией КРТ, которую контролируют братья Богдан и Ярослав Дубневичи. Ярослав — глава транспортного комитета Верховной Рады. 

До лета 2016 года стрелочные переводы УЗ поставляла компания Арго. По версии детективов НАБУ 35% средств перенаправлялась из Арго на счета корпорации КРТ, что позволяет говорить о связи этого посредника с компаниями Дубневича.

Читайте также на DOSSIER:  «Топливо — синоним коррупции». Почему признаки кризиса в энергетике появились задолго до полномасштабного российского вторжения в Украину

НАБУ огласило подозрения по этому делу и объявило в розыск помошника одного из народных депутатов (по данным СМИ, речь идет об Эдуарде Пушкаренко, который в 2016 году был первым заместителем руководителя филиала Центр обеспечения производства ПАО УЗ. Человек с такой фамилией значится и среди помощников нардепа Ярослава Дубневича. Он задержан в феврале 2019 года по подозрению в нанесении более 93 млн грн убытков УЗ. — Ред.). 

В 2016 году посредник сменился, переводы для УЗ начала поставлять компания Крендлс. Сейчас она получает от УЗ до 1,5 млрд грн заказов в год, при этом по месту регистрации компания не проводит деятельности — фактически ее нет. По этой фирме также открыто расследование НАБУ. Детективы подозревают связь этой компании с корпорацией КРТ семьи Дубневичей. 

В поставках комплектующих для тележек грузовых вагонов похожая проблема — нет конкуренции. Интерпайп Виктора Пинчука и УПЭК Трейдинг Анатолия Гиршфельда — объективно единственные производители такой продукции в  Украине. 

На фоне удешевления стоимости стали на мировом рынке и в Украине, продукция Интерпайпа подорожала в 2018 году на 10%-20%, отмечается в исследовании.

На этом рынке присутствуют Кременчугский сталелитейный завод Сергея Тигипко и Азовмаш, который входил в группу Юрия , (сейчас де-факто контролирует Светлана Савчук — Ред.). Они поделили между собой контракты на поставку боковых рам и надресорных балок к тележкам, отмечается в исследовании. 

FavoriteLoadingДобавить публикацию в закладки