В марте 2023 г. Конкурсная комиссия завершила конкурс по отбору кандидатов на должности членов Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККС). Он длился больше года. За это время из 301 участника Конкурсная комиссия отобрала 32 кандидата, отвечающих критериям добродетели и профессиональной компетентности, и передала материалы, а также документы о рекомендованных лицах на рассмотрение Высшего совета правосудия (ВРП). Именно СРП должна провести собеседования, отобрать и назначить 16 членов ВККС из предложенного Конкурсной комиссией списка. Таким образом, работа одного из основных органов системы судейского управления, на которую возлагаются функции по отбору и квалификационной оценке судей, после более чем трехлетнего перерыва будет в конце концов разблокирована.
Напомним, что в начале января этого года после почти годовой паузы возобновил свою работу и обновлен Высший совет правосудия. Тогда съезд судей по своей квоте избрал 8 членов ВРП, доведя их общую численность до 15 человек – минимальное количество для полномочной работы этого органа.
На данный момент ВРП состоит из 17 членов, прошедших проверку Этического совета на соответствие критериям профессиональной этики и добродетели. Всего в период с 9 ноября 2021 г. по 31 марта 2023 г. Этический совет оценил 4 действительных члена ВРП и 111 кандидатов в члены ВРП, проведя с ними 101 собеседование.
Недавно Этический совет завершил оценку кандидатов на должность члена ВРП от Президента Украины и начал оценку кандидатов от съезда представителей юридических вузов и научных учреждений. В ближайшее время количество членов этого высшего органа судейского управления может составить 19 человек из 21, предусмотренных Конституцией.
Впрочем, с перезапуском ВРП и надеемся, что в ближайшее время и ВККС работа по реализации судебной реформы не завершается. Какими же должны быть дальнейшие шаги на пути к ее воплощению?
Шаг №1. Преодоление кадрового голода
Так, к концу 2022 года в судах, не прекративших работу, оставались вакантными 1840 должностей судей (28% от предельного количества должностей), и их количество продолжает расти. Также, по словам председателя Высшего совета правосудия Григория Усика, более 2 тысяч действующих судей до сих пор не прошли первичную квалификационную оценку, а 361 судья не может осуществлять правосудие по истечении 5-летнего срока его назначения.
Кадровый голод – очевидная проблема, которая не только усложняет своевременный доступ граждан к правосудию, но и ставит под угрозу дальнейшее функционирование судебной власти в Украине. Например, в 2022 году судьи из тех судов, которые оказались на оккупированных территориях, отправлялись не только «вслед за делами», но и в суды, где вообще не могло осуществляться судопроизводство – из-за нехватки или полного отсутствия судей. Так, на начало апреля в Украине 3 суда не осуществляют правосудие в связи с отсутствием полномочий судей, в 12 судах фактически работает один судья, а 2 судьи работают в 67 судах.
Вместе с тем, заполнение вакансий командированными судьями – промежуточное решение, ведь системно запустить процесс кадрового наполнения системы может только формирование ВККС, которая, как мы уже отметили выше, не работает с 2019 года. К сожалению, он может продолжаться не так быстро, как того требует текущая ситуация, в частности, из-за несовершенства процедуры конкурсного отбора судей. С одной стороны, она должна стать более простой и быстрой, а с другой – обеспечить соблюдение высоких стандартов.
Надеемся, что в ближайшее время ее удастся значительно усовершенствовать усилиями специальной рабочей группы, созданной в середине февраля 2023 г. при комитете Верховной Рады по вопросам правовой политики. Одним из возможных шагов в этом направлении может стать изменение подхода к специальной подготовке кандидатов в Национальной школе судей. По общему правилу для кандидатов на должность судьи она должна составлять двенадцать месяцев.
Шаг №2. Оптимизация сети судов
Реформа местного самоуправления, основной этап которой завершился в 2020 году, должна коснуться едва ли не всех сфер взаимодействия гражданина и государства, в частности, и правосудия. Учитывая новое районное деление, планировалось оптимизировать и систему местных судов, найдя, таким образом, баланс между их количеством и качеством. В свою очередь, это позволило бы повысить и эффективность использования бюджетных средств из-за экономии затрат на обеспечение деятельности малосложных судов: ремонт помещений, обновление оборудования, зарплаты работников аппаратов и т.д.
Разработку методологии, которая легла бы в основу оптимизации сети судов, приступили в 2021 году. Планировалось, что этот процесс завершится к 1 января 2023 г., однако полномасштабное вторжение внесло свои коррективы. В частности, из-за оккупации части территории Украины резко возросло количество судов, которые не могут осуществлять правосудие. В результате увеличилась нагрузка других судов из-за временного изменения территориальной подсудности. Впрочем, необходимость проведения этой части реформы никуда не исчезла, а трудности с финансированием лишь усугубляют ее актуальность.
Шаг №3. Реформа Конституционного суда Украины
Внедрение конкурсного отбора судей Конституционного Суда Украины является первой рекомендацией Европейской Комиссии по сохранению Украиной статуса кандидата в члены ЕС. Так, 13 декабря 2022 г. был принят закон, направленный на выполнение этого требования. Теперь отбор кандидатур на должность судьи Конституционного Суда Украины должен производиться с помощью специально созданного вспомогательного органа – Совещательной группы экспертов (ДГЭ), которая будет оценивать моральные качества и уровень профессиональной компетенции в сфере права кандидатов. В состав ДГЭ должны входить шесть человек, однако в течение переходного периода три члена ДГЭ должны быть международными экспертами, делегированными Венецианской комиссией и международными организациями, и логика такого шага абсолютно ясна.
Казалось бы, одно из ключевых требований Европейской Комиссии выполнено, а закон вроде бы отвечает требованиям Венецианской комиссии, но, к сожалению, не все предложения Венецианской комиссии были учтены. Более того, действующая редакция закона не позволяет действительно назвать его евроинтеграционным.
Во-первых, в состав ГГЭ будут входить шесть человек, а не семь, как рекомендовала Венецианская комиссия. Более того, международные эксперты не будут иметь права решающего голоса. То есть очевидны очень высокие риски политического влияния на процедуру отбора.
Во-вторых, существенным недостатком действующего закона является возможность назначения судьями КСУ кандидатов, которые признаны ДГЭ не соответствующими уровню профессиональной компетентности в сфере права и высоких моральных качеств.
Действующая редакция закона представляет серьезную угрозу евроинтеграционному движению Украины. Венецианская комиссия и международные организации отказались делегировать своих членов в ГГЭ, пока закон не будет изменен. Надеемся, что законодатель все же внесет изменения в закон и учтет рекомендации Венецианской комиссии. Надежду на положительное решение этой проблемы дают неоднократные заявления украинских политиков, в которых они обещают исправить допущенные ошибки.
Шаг №4. Цифровизация правосудия
Следует признать, что Украина – один из мировых лидеров по цифровой трансформации сферы государственных услуг. Вместе с тем, полноценный переход национального судопроизводства в смартфоны и ноутбуки все еще ждет нас впереди.
Запуск Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы (ЕСИТС) состоялся еще в январе 2019 года. По замыслу, она должна постепенно обеспечить автоматизацию львиной доли процессов, происходящих в судах: документооборот, в частности между участниками дел, централизованное хранение материалов, автоматизированное распределение дел, видеоконференцсвязь, сбор и обработку статистических данных и многое другое.
Планировалось, что в марте этого года начнут работу в тестовом режиме 8 из 18 модулей системы. По состоянию на 2021 год по тем или иным причинам полноценно заработали только три, а именно: подсистема «Электронный кабинет», «Электронный суд», а также модуль видеоконференцсвязи.
Следует отметить, что с момента запуска ЕСИТС прошло более 4 лет. За это время система частично устарела и уже не полностью отвечает нынешним потребностям пользователей: некоторые ее модули плохо взаимодействуют между собой, к тому же, имеют проблемы с обновлениями. В настоящее время возникла настоятельная необходимость проведения полноценного независимого аудита ЕСИТС. Он должен не только определить технические возможности существующей системы и функциональные потребности пользователей, но и планировать дальнейшие действия на пути цифровизации судебных процессов в Украине.
Шаг №5, №6, №7…
В контексте осуществления судебной реформы следует выделить и другие, однако не менее амбициозные задачи на ближайшую перспективу. Прежде всего, это формирование Службы дисциплинарных инспекторов в составе ВРП. Именно на основе ее выводов СРП может привлекать судей к ответственности, то есть осуществлять одну из основных функций, возложенную на этот орган законом. Также это создание Высшего суда по вопросам интеллектуальной собственности (ВСПИВ), что предусмотрено судебной реформой 2016 года. Конкурсный отбор судей ВСП, начатый в 2017 году, до сих пор не завершился. Кроме того, речь идет и о запуске Киевского городского окружного административного суда.вместо ликвидированного ОАСК, поскольку административная юстиция в г. Киеве и Киевской области фактически заблокирована. И множество других задач на пути трансформации украинского судопроизводства в европейские стандарты. Так что впереди еще много работы.