Скандал в оборонке: Когда «Антонов» и «Укроборонпром» наконец поделят небо

Антонов
FavoriteLoadingДобавить в избранное

Похоже, в украинской оборонной промышленности с новой силой готов вспыхнуть еще один до конца неурегулированный в прошлом скандал

12 июля канадская газета Le Devoir написала о планах украинского госпредприятия «Антонов» собирать на дочернем заводе в Канаде экспортный вариант самолетов Ан-74.

«В марте 2021 года создали компанию Antonov Aircraft Canada. Задачей дочернего представительства является разработка сотрудничества между правительствами Украины и министерством экономики и инноваций Квебека, где планируют собирать самолеты Ан-74», — говорилось в сообщении канадского СМИ.

Издание даже привело комментарии представителя канадской стороны совместного предприятия, который подтвердил намерение собирать самолеты Ан-74 в Канаде и рассказал, на каких условиях это собираются делать.

Казалось бы — отличная новость. Лучик света во тьме безнадежности современного отечественного авиапрома, для которого каждый иностранный заказ считается больше праздничным исключением, чем рабочей рутиной. Однако не все так просто.

14 июля ГП «Антонов» через свою пресс-службу сделало заявление следующего содержания: «Информация, опубликованная в газете Le Devoir в статье «Украинский гигант ГП «Антонов» хочет «осуществить посадку» в Квебеке», не соответствует действительности. Просим средства массовой информации прекратить распространение указанной информации».

Непонятности ситуации добавило заявление самого «Укроборонпрома» — госконцерна, в состав которого входит госпредприятие «Антонов». В «Укроборонпроме» проигнорировали заявление «Антонова», а 24 июля сделали свое, в котором как ни в чем не бывало продолжили развитие темы о сборе самолетов Ан-74 в Канаде.

Что интересно, в своем заявлении «Укроборонпром» вспомнил и об участии ГП «Антонов», а на сайте «Антонова» заявление об опровержении совместного проекта с канадцами странным образом исчезло.

«Планируется разработать ряд модификаций базовой модели самолетов гражданского и специального назначения, что возможно благодаря многолетнему опыту специалистов ГП «Антонов», продуцирующих смелые и эффективные инженерные решения. Украинские авиастроители уже доказали свою способность серийно изготавливать эту модель самолета на Харьковском авиазаводе. Окончательную сборку модели будет организовано на производственных мощностях в Украине и Канаде», — заявили в «Укроборонпроме».

Читайте также на DOSSIER:  Фопам добавят отчетности: допрасходы вырастут

Чтобы прояснить ситуацию, Depo.ua направил информационные запросы в «Укроборонпром» и «Антонов» и теперь ожидает ответа. Ведь конфликт вовсе не выглядит исчерпанным. Особенно с учетом предыстории противостояния двух государственных структур.

Напомним, черная кошка между ними пробежала после того, как Кабинет Министров Украины принял решение включить ГП «Антонов» в состав «Укроборонпрома» (постановление КМУ №269 от 31.03.2015).

В первые годы все было тихо, однако после смены власти в стране и, соответственно, смены руководства «Укроборонпрома» начали вспыхивать скандал за скандалом.

Сначала 5 мая 2020 года представители государственного предприятия «Антонов» неожиданно обратились с письмом к президенту Украины Владимиру Зеленскому с просьбой «уделить личное внимание проблемам, которые являются критическими для стабильной работы предприятия».

В письме среди прочего высказывалась озабоченность по поводу подходов концерна «Укроборонпром» относительно концепций по реформе оборонно-промышленной отрасли страны в целом и ГП «Антонов» в частности. Особенно не понравилась авиастроителям попытка создать на предприятии наблюдательный совет.

«Наблюдательным советам, а точнее их членам, предлагается предоставить почти неограниченные права по распоряжению имуществом предприятий ОПК, в том числе имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства. Никакая ответственность за их действия не предвидится. Таким образом, судьбу ОПК страны будут решать не государственные органы, а пять-семь физических лиц, часть которых может вообще быть не гражданами страны», — говорилось в этом письме.

«ГК «Укроборонпром» планирует получить право изымать у предприятий любое имущество и передавать его другим предприятиям по своему усмотрению, изымать интеллектуальную собственность, имеющую особое значение для разработчиков высокотехнологичной продукции, менять исполнителей во внешнеэкономических контрактах и контрактах по государственному заказу, решать вопросы о приватизации предприятий ОПК», — жаловались авиастроители президенту.

В ответ на это письмо 9 июня 2020 года тогдашний глава «Укроборонпрома» Айварас Абромавичус принял решение об увольнении с должности президента ГП «Антонов» Александра Донца и о назначении и. о. главы компании Александра Лося (вице-президента по проектированию ГП «Антонов»), что вызвало настоящий бунт на авиапредприятии.

Читайте также на DOSSIER:  Госдеп США высказался о блокировании судебной реформы в Украине

Пресс-служба ГП «Антонов» распространила обращение трудового коллектива, в котором обвинила «Укроборонпром» в попытках прекратить деятельность компании. Трудовой коллектив обратился к руководству государства с предложением оставить Александра Донца в должности президента ГП «Антонов» и вообще вывести предприятие из состава «Укроборонпрома».

15 июня стало известно, что Окружной административный суд города Киев остановил решение об увольнении Донца. Однако уже на следующий день после обнародования этой информации «Укроборонпром» повторно приостановил полномочия топ-менеджера.

Также генеральный директор «Укроборонпрома» Айварас Абромавичус прокомментировал слухи о якобы расформировании авиастроительного завода «Антонов».

«Это фейковые вбросы, которые не имеют ничего общего с реальностью. К сожалению, нас часто прошлое руководство завода обвиняет в том, что мы слишком быстро собираемся корпоратизировать «Антонов», что мы собираемся распродавать имущество. Хочу опровергнуть эти фейки», — сообщил Абромавичус .

Несмотря на это, 22 июня профсоюз ГП «Антонов» снова обратился в Окружной админсуд с обжалованием передачи компании в управление «Укроборонпрома». Однако уже через два дня он свое заявление отозвал, но ситуация показала, какой бардак творится в самом «Антонове».

«Об иске профсоюзов мы узнали из прессы. Провели переговоры и договорились, что этот вопрос сейчас неактуален для предприятия», — прокомментировал решение профсоюзов тогдашний и. о. президента ГП «Антонов» Александр Лось.

Он добавил, что говорить, кому должен подчиняться «Антонов», будет целесообразно после того, как в самом концерне «Укроборонпром» начнутся реформа и процесс трансформации других предприятий.

После этого между ГП «Антонов» и ГК «Укроборонпром» якобы воцарилось перемирие. Однако ситуация с совместным предприятием в Канаде показала, что до полного взаимопонимания между двумя оборонительными госструктурами еще далеко и конфликт в любой момент может вспыхнуть с новой силой.

Вместе с тем пока трудно говорить однозначно — имел место банальный недостаток коммуникаций (антоновцев случайно не предупредили о сотрудничестве с канадцами) или все это является результатом подковерных корпоративных игрищ, которые до сих пор имеют место в оборонном секторе Украины.

Руслан Рудомский

Журналист отдела «Война»