Старт антикоррупционной реформы стал поворотным моментом для Украины — проходит уже семь лет с начала борьбы с непорядочностью, взяточничеством и злоупотреблениями. Система антикоррупционных органов сегодня сформирована, однако на их работу все еще влияет давление со стороны коррупционных схем.
Как и полноценно ли Украина в борьбе с ними использует свой антикоррупционный арсенал и помощь международных партнеров, НВ рассказывает в совместном с Антикоррупционной инициативой Европейского Союза в Украине (EUAUSCI) материале.
• 792 тысячи — именно такое количество деклараций получило Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) для проверки в 2021 году. Просмотреть их можно в едином реестре деклараций, который был модернизирован в 2020 году после перезагрузки Агентства. На сегодняшний день реестр — самая большая база данных о состоянии чиновников в мире.
Если в НАПК определили несоблюдение антикоррупционного законодательства, сотрудники Агентства составляют протоколы и обращаются в правоохранительные органы. Александр Новиков, возглавляющий антикоррупционный орган, на конференции «Семь лет антикоррупционной реформы» отметил: «Мы являемся второй страной в мире после США, где есть мониторинг образа жизни чиновников. Благодаря материалам, собранным во время этого мониторинга, САП обратилась к ВАКС, и Украина впервые в своей истории имеет случай конфискации необоснованных активов на сумму свыше миллиона гривен. И что самое главное: с мая 2021 года в декларациях обнаружено 1 млрд грн недостоверных сведений».
• 3 миллиарда гривен — столько вернуло государству Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) за время своей работы с 2014 года. Речь идет о денежных средствах и имуществе, возмещенных добровольно или на основании решений суда. Положительный экономический эффект от деятельности НАБУ заключается также в предотвращении хищения средств. В этом случае речь идет о 2 миллиардах гривен. А на данный момент для будущих взысканий и конфискаций имущества по ходатайствам НАБУ и САП наложен арест на многочисленные активы более чем в 300 делах. Только в 25 из них, направленных в суд в первом полугодии 2021 года, наложен арест на 25 объектов недвижимости (ориентировочная стоимость превышает 113 млн грн), земельные участки общей площадью свыше 30 га, более 11 млн грн, почти 8 млн дол. США, 10 транспортных средств.
• 377 обвинительных актов направила в суд Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП). Именно работники САП поддерживают государственные обвинения в суде по уголовным производствам, расследуемым НАБУ. Таким образом, по состоянию на декабрь 2021 года в САП и НАБУ в общем находятся в работе 927 производств. В частности, в первом полугодии 2021 года по результатам направленных прокурорами САП обвинительных актов уже вынесено 14 приговоров.
Сейчас работу САП сдерживает затягивание с назначением главы ведомства. Антикоррупционный орган работает без руководителя уже 15 месяцев. На конференции «Семь лет антикоррупционной реформы» международные партнеры, в частности, временная поверенная в делах США в Украине Кристина Квин подчеркивала: «Мы призываем завершить без волокиты процесс назначения нового руководителя. Мы бы хотели, чтобы до 2022 года процесс назначения был сделан».
• 56 приговоров вынес Высший антикоррупционный суд (ВАКС) по 59 человек, среди которых 5 народных депутатов и 15 судей.
Из них 47 обвинительных, а 9 — оправдательных. К реальной мере наказания в виде лишения свободы были приговорены 33 человека.
Когда по делам, которые расследовали НАБУ и САП, в суде выносятся обвинительные приговоры, коррупционерам не только назначают сроки заключения. Происходит взыскание в доход государства их имущества.
К примеру, в этом году по приговорам ВАКС конфисковано 9,75 миллиона гривен.
ВАКС начал свою работу в сентябре 2019 года. Елена Танасевич, председатель суда, на конференции «Семь лет антикоррупционной реформы» подытожила: «За это время двенадцать следственных судей рассмотрели более 22 тысяч заявлений, ходатайств и жалоб». Руководительница также отметила, что существует угроза в виде возможного признания Конституционным судом неконституционным закона «О Высшем антикоррупционном суде».
• Более 74 млн грн чистых доходов поступило в бюджет Украины с начала работы Агентства по розыску и менеджменту активов (АРМА) в 2017 году. АРМА — орган исполнительной власти, имеющий специальный статус. Он производит поиск активов, а также их арест и конфискацию, если они были получены коррупционным путем. В 2021 году был установлен рекорд в работе Агентства: за 10 месяцев от управления арестованными активами в бюджет поступило около 33 миллионов гривен. По сравнению с аналогичным периодом 2020 года сумма поступлений выросла более чем в 3 раза. АРМА также ожидает конкурса и назначение нового руководителя, поскольку работает без руководителя уже два года.
• 38 миллионов евро — сумма финансовой поддержки ЕС и Дании для работы Антикоррупционной инициативы Европейского союза в Украине (EUAUSCI) на период с 2017 по 2024 год. Это самая большая программа помощи Украине со стороны ЕС в борьбе с коррупцией.
Инициатива способствует преодолению коррупции в Украине не только на национальном, но и местном уровне. EUACI претворяет в жизнь концепцию «Мост Порядочности». В нем приняли участие пять администраций и мэров украинских городов: Житомира, Мариуполя, Никополя, Червонограда и Черновцов. Цель проекта — уменьшить коррупционные риски и усилить подотчетность в небольших городах. А результаты и уроки масштабировать на целую страну.
• 170 миллиардов гривен, или 6% ВВП — таков экономический эффект первой Антикоррупционной стратегии в истории Украины, которая внедрялась в период с 2014 по 2017 годы.
Однако на сегодняшний день Украина живет без национальной Антикоррупционной стратегии уже 4 года. НАПК руководило разработкой нового документа на 2021−2025 годы. По оценкам экспертов, она поможет государству экономить 200 млрд грн ежегодно. Еще в ноябре 2020 года новая стратегия была проголосована Верховной Радой в первом чтении, однако до сих пор не рассматривалась во втором. Представители антикоррупционных органов и международные партнеры отмечают необходимость утвердить стратегию. Поскольку противодействие коррупции эффективно при условии слаженного взаимодействия и единственно определенных правил и механизмов борьбы.