Реформа старшей школы: на работу после 9-го класса

Реформа старшей школы

В Украине началась реформа средней школы, согласно которой старшие классы будут профилироваться и подростки там будут осваивать азы избранной ими «первой профессии». Звучит неплохо, но принципы проведения реформы позволяют говорить о существенных рисках. Вопрос, доступно ли будет образование в старших классах, особенно на периферии, остается открытым, потому что так написан закон. Часть подрастающего поколения может попросту лишиться права получить полное среднее образование, которое, согласно Конституции Украины, является обязательным.

Переполненность школ и нехватка учителей

Закон Украины «О полном общем среднем образовании» был принят Верховной Радой чуть больше года назад. Его рассмотрение длилось в парламенте около 20 минут. Принципиальных дискуссий не возникло, и он получил поддержку в 327 голоса народных депутатов. На заседании закон представляла тогда министр образования в правительстве Алексея а Анна , а сам закон достался новому правительству в наследство от предыдущего: инициатором его значился экс-премьер Владимир , а сам документ, очевидно, нарабатывался в Министерстве образования под руководством Лилии .

Несмотря на внушительную поддержку в Верховной Раде нового созыва, закон вызвал ряд скандалов. Он прекращал набор детей в санаторные школы-интернаты, развивал неоднозначные принципы преподавания языков национальных меньшинств, переводил учителей пенсионного возраста на контрактную, то есть негарантированную форму работы. Очередная паника, связанная с законом о среднем образовании, возникла в связи с делением школ на разные типы и исчезновением в некоторых из них старших классов.

Согласно статье 35-й закона, средняя школа должна разделиться на начальную (1-4 классы), гимназии (1-9 или 5-9 классы) и лицеи (10-11, а с 2027 года и 12-й классы). Гимназии будут заниматься базовым средним образованием, а лицеи – профильным, также им разрешено давать и базовое образование. Фактически школы будут функционировать по двум моделям: 1-9 классы и 5-12 классы. Такое деление вступает в силу с 1 сентября 2024 года. Но некоторые школы прекратят набор в старшие классы уже с 1 сентября текущего года. Особенно это касается Киева.

Например, столичная гимназия № 153 имени А. С. Пушкина переходит на обслуживание только 1-9 классов уже с 1 сентября.

«На сегодняшний день у меня 24 класса, – рассказывает директор гимназии Елена Баталова. – Теперь представьте, что уже в 1, 2, 3 классах по три класса. Через два года они придут в пятый класс. Если вы возьмете 9 классов и умножите на три, это получится 27. На сегодняшний момент 24, и сегодня уже тяжело вмещать. Я уже сегодня музей переделываю в кабинеты, методические кабинеты переделываю в учебные кабинеты. Максимум, в который я могу вместиться, чтобы попасть в одну смену, это 27 классов. Если я даже оставлю старшие классы, хотя это не реально, – у меня и кадров нет, и той материальной базы, которая необходима для старших классов, – я просто не смогу их разместить, потому что младшая школа все время мне дает три класса на параллель».

Старшая школа будет профилироваться. Там ученик уже будет преимущественно изучать те дисциплины, которые ему пригодятся в освоении избранной профессии. В гимназии № 153 в старшей школе обеспечено два профиля – математика и иностранные языки. Дети доучатся по ним в 10-11 классах, и в старшие классы набор прекратится.

Необходимость реформы объясняется переполненностью школ, ведь в той же столице строятся новые жилые комплексы, микрорайоны, но о строительстве социальной инфраструктуры, в частности школ, забывают. Кроме того, градация школы позволит решить проблему с нехваткой опытных учителей.

«Тех преподавателей, которые могут обслужить профильную школу, такого количества физиков, химиков, биологов, математиков, учителей информатики, конечно, у меня нет. И я их не найду, – говорит Елена Баталова. – Если вы посмотрите, кто поступает в пединституты, и возьмете эту базу, вы увидите, что туда поступают ребята с очень низким баллом ВНО. Педагогическое образование сейчас не котируется. Соответственно, выпускники пединститутов в школы или не идут, или если идут, то их уровень знаний настолько низкий, что они не смогут обслужить профильную школу. Они приходят сами еще безграмотные. Пока они чему-то научатся, должно пройти время, но никак их нельзя бросать сразу в профильную школу. В профильной школе могут быть люди, которым уже 40-60 лет. Те, кто имеют уже знания, имеют определенную базу и определенный опыт. К сожалению, с каждым годом таких все меньше и меньше».

Коррупционные риски и выбор профиля

Реформа несет в себе некоторые риски. Если при переходе в старшую школу или лицей заявлений поступило больше, чем наличие мест, то тогда будет объявлен конкурс. В дальнейшем предполагается, что выпускники 9-го класса будут сдавать экзамен наподобие ВНО,и по его результатам будут поступать в лицеи. Для этого нужно стараться получить высокий балл. Если балл ниже, то открыта дорога в профильные лицеи или ПТУ.

DOSSIER →  Ляшко заявил, что Минздрав получил более 3 тысяч жалоб на работу МСЭК

«После 9 класса ученикам школ придется сдавать дополнительные экзамены, конкурировать за места и т. п. В украинских условиях это неизбежно будет означать рост взяточничества в школах. Оставшиеся 10 и 11 классы наполнятся не самыми умными учениками, готовящимися к поступлению в вуз, а теми, чьи родители готовы заплатить больше. Остальные пойдут в ПТУ и будут до конца своих дней строгать гайки (причем в Польше, так как своя промышленность убита)», – обозначил риск на своей странице в Facebook политолог Даниил Богатырев.

«Вероятно, у тех, кто не попадет в 10-11 класс, будет возможность получить полное среднее образование в частных школах, за деньги, и, скорее всего, немалые. И это образование будет доступным далеко не для всех…» ?– прокомментировал ситуацию на своей странице в Facebook экс-министр экономики Украины Виктор .

Информацию о том, что не все ученики смогут перейти в старшие классы, опроверг нынешний министр образования Украины Сергей Шкарлет, а в Киевской городской государственной администрации заверили, что после трансформации мест для завершения полного среднего образования хватит для всех. Кстати, в законе о полном общем среднем образовании есть норма, что «для создания и проведения образовательной деятельности коммунального лицея в его составе должно быть создано и функционировать не менее четырех 10-х классов». Очевидно, поэтому и чиновники, и работники сферы образования убеждают, что мест хватит для всех.

По мнению педагогов, теперь необходимо обеспечить старшую школу и лицеи необходимой материально-технической базой, чтобы развивать образование по профилю, а также хорошими учителями. А недостаток реформы может быть в том, что дети после 9-го класса еще не могут определиться, по какому профилю учиться в старшей школе.

«Моя многолетняя практика в качестве педагога показывает, что ребенок в 14 лет вряд ли будет иметь реальное представление, какой профиль он хочет выбрать и кем он будет работать, скажем, через 10 лет», – говорит директор Центра экспертизы образовательных реформ, доктор педагогических наук, профессор Людмила .

«Они еще не привыкли, что они должны отойти от класса, – говорит Елена Баталова. – В 9-м классе они до конца не выбрали, какой профиль они хотят, это только выбор родителей, сами они до конца еще не осознаны. В основном они идут по месту жительства, где удобно, второе – куда идут их друзья. И вопрос в том, что даже если они куда-то перейдут, насколько это будет соответствовать их профилю, насколько та школа, куда они перейдут, сможет обеспечить их видение профильной школы».

Но такая ситуация со старшей школой складывается в столице и больших городах Украины. Положение с учебными заведениями в провинции может быть куда хуже.

«На старшую школу они не имеют права…»

В законе о среднем образовании есть норма, что развитие сети коммунальных лицеев планируют и обеспечивают Верховная Рада Автономной Республики Крым, областные и городские советы городов с населением более 50 тысяч человек. То же самое касается создания коммунальных лицеев как отдельных юридических лиц, их реорганизации, ликвидации или перепрофилирования. Настораживает ограничение: из текста закона следует, что создавать лицеи могут только города населением больше 50 тысяч человек, а таких населенных пунктов в Украине большинство.

Согласно официальной статистике, в Украине 461 город, из них 77 с населением 25-50 тысяч человек, 192 – 10-25 тысяч, 82 – 5-10 тысяч, 14 – 2,5-5 тысяч и 5 – менее 2,5 тысячи человек. Получается, что такие крупные города и даже районные центры, как Марганец, Фастов, Ахтырка, Лубны, Новая Каховка, Желтые Воды, Ирпень, Шепетовка, Миргород и многие другие, лишаются права иметь лицеи. Чтобы получить полное среднее образование, дети оттуда должны будут ехать в другие населенные пункты, которым лицеи позволены, или идти в ПТУ или другие доступные образовательные учреждения, если они есть в родном городе.

«Привели закон к таким нормам, что ограничили украинцев в возможности иметь учебные заведения, которые необходимы в том или ином населенном пункте. Это бандитизм против украинского народа, – говорит глава Свободного профсоюза образования и науки Украины Владимир Фундовный. – Мы уже не говорим о селах, а про города по 20-30 тысяч, районные центры, поселки городского типа. Что им, бедным, делать? Дети же там есть. И не одна школа, а есть по 5, по 10 школ. А на старшую школу они не имеют права».

«Если это провинциальные города, то получится, что, может, в каком-то городе закроют последний лицей и дети будут вынуждены искать, ездить по всей стране, где им можно учиться. Во всяком случае, в районных центрах однозначно нет, потому что во многих районных центрах 50 тысяч населения вы не найдете», – говорит Людмила Ващенко.

DOSSIER →  Уволенный руководитель "Укрэнерго" Владимир Кудрицкий получит 17 млн ​​грн: экономист рассказал, как устроен "золотой парашют" для чиновников

Проблема доступности старшей школы может повлиять на количество занятых в ней педагогов.

«Вместе с созданием этих лицеев исчезнут последние учителя, которые еще знают, как надо учить, и составляют нашу огромную ценность. Часть из них, может, побудут репетиторами, но в общем-то я не вижу перспектив, к сожалению, никаких», – считает Людмила Ващенко.

Сторонники реформы и апологеты самого закона о среднем образовании объясняют, что лицеи в городах с населением меньше 50 тысяч могут создаваться, но за таким решением следует обращаться в областной совет, якобы у них бюджеты побольше. Но даже если областной совет может это сделать, то не факт, что захочет. Например, в прошлом году областные советы начали отказываться от финансирования противотуберкулезных санаториев для детей, объясняя свое решение неэффективностью работы этих учреждений. Нет гарантии, что и какой-то лицей не станет обузой для области.

Если же нет лицея, придется искать другое учебное заведение для завершения среднего образования или идти ПТУ. Как известно, в 2016-17 гг. при правительствах а и Гройсмана была проведена реформа, когда финансирование профессионально-технического образования было передано с государственного на местный уровень. ПТУ должны были финансироваться за счет субвенций, а не государственного бюджета. Это спровоцировало скандал в регионах, когда училища простаивали месяцами без финансирования. Со временем эту проблему удалось преодолеть: на места передали больше денег.

По мнению преемника Яценюка и Гройсмана в премьерском кресле Алексея Гончарука, это финансирование следовало бы передать на уровень областей. В 2020 году даже планировался соответствующий пилотный проект в Виннице, Одессе и Сумах.

«С 2016 года финансирование профтехобразования передали на местный уровень. Это создало проблему, когда городам не всегда было выгодно финансировать учреждения профобразования, поэтому они искусственно урезали количество бюджетных мест», – говорил Гончарук.

В 1991 году в Украине было 1285 учреждений профессионально-технического образования, в последнем довоенном 2013 году – уже 968. На 2019 год их было 723. В них обучалось 245,8 тысячи человек, работало около 35 тысяч преподавателей. Тогда же количество выпускников составило 124 тысячи. Не густо.

«Государство считает, что сегодня профессиональное образование получает около 20% выпускников 9-х классов, – говорит Людмила Ващенко. – В основном после 9-го класса идут в ПТУ. И они приводят пример, что в Европе – от 40 до 70 %. Нужно ли нам 70% рабочих в стране? При этом государство несколько лет назад уничтожило профессионально-техническую систему. Они объявили о децентрализации и о том, что их деятельность, финансирование теперь возлагается на местные органы власти. То есть местные органы власти могут теперь решать, сколько им надо профессионально-технических заведений. Было 5 – стало одно».

Судя по количеству учреждений профессионально-технического образования, они также находятся не в каждом городе, и некоторым их потенциальным ученикам туда тоже придется ехать.

«Когда раньше были ПТУ, учебные заведения в другой местности, там были общежития, – отмечает Владимир Фундовный. – На сегодняшний день все это нивелировано, переведено на местный бюджет. Местный бюджет не сильно его хочет. Для того чтобы эти вопросы уладить, их нужно ставить на высшем уровне, на уровне Киева, затем на уровне области, а потом уже доводить до местностей. Если без финансирования или с тем финансированием, которое есть сегодня, перебросить колледжи и лицеи на местный бюджет, то каждый местный глава скажет, что у него нет средств. Хотя они сегодня имеют намного большие бюджеты, но образование, мы прекрасно понимаем, что это очень большие средства. Это и проживание, и питание, и коммунальные услуги. Тут проблема, которая на сегодня не решена, и я считаю, что перед тем, как этот вопрос проводить, его нужно было год-два изучать».

Меньше образования, больше дешевой рабочей силы

В 1991/92 учебном году в Украине было 21,9 тысячи учреждений общего среднего образования. Эта цифра немного подросла за 90-е годы и в начале 2000-х, а потом начала сокращаться. В предвоенный учебный период 2013/14 гг. она составляла 19,3 тысячи и с каждым учебным годом начала сокращаться на 300-400 единиц. В учебном году 2019/20 она составила 15,2 тысячи. В этих учебных учреждениях работает около 440 тысяч учителей. За годы независимости эта цифра сократилась на 156 тысяч педагогов.

На начало 2019/20 учебного года в Украине было чуть больше 4,072 миллиона учеников дневных учреждений общего среднего образования. Из них в городе – 2,879 миллиона учеников, в селе – 1,193 миллиона. В первый класс ходило 434 484 школьника, в 9-й – 342 548. В 10-м классе количество учеников резко снижается – 224 523. Скорей всего, это связано с тем, что как раз после 9-го класса школьники уходят продолжать учебу в учреждения профессионально-технического образования, куда в том же году поступила 131 тысяча человек. Можем спрогнозировать, что после реформы, окончательно запланированной с 2024 года, количество учащихся в 10-м классе еще сократится на какое-то количество.

DOSSIER →  Ляшко заявил, что Минздрав получил более 3 тысяч жалоб на работу МСЭК

В 2021 году бюджет Министерства образования составил 139,5 миллиардов гривен. Эти расходы на 26,6 миллиардов больше, чем в прошлом году, но важно смотреть на их структуру. Львиная доля (71,4 %) приходится на образовательную субвенцию – 99,65 миллиардов гривен. Это зарплаты учителям. Совсем копеечные траты предполагаются на развитие системы образования. В частности субвенция на создание учебно-практических центров профессионального образования составляет 150 миллионов гривен (0,1 % бюджета МОН). Даже на мероприятия для профилактики COVID-19 в образовательных учреждениях заложено в разы больше – 1 миллиард гривен. Такой баланс финансирования говорит о том, что государство сбрасывает выполнение закрепленной в Конституции и законах Украины нормы о доступности бесплатного образования для всех на региональные бюджеты. Центр оставляет за собой обеспечение оплаты труда учителей, но не занимается развитием сети учебных заведений и обеспечением их необходимой материально-технической базой. Фактически расходы МОН ориентированы на проедание, а сам уровень образования стоит на месте, а если и развивается, то благодаря энтузиазму местных органов самоуправления и руководителям на местах.

Планируемая реформа старшей школы, которая уже началась, предполагает сделать обучение в старших классах более профессионально ориентируемым. Но существует огромный риск, что возникнет проблема с элементарной доступностью старшей школы и получения полного среднего образования в регионах, сельской местности, в малых и средних городах Украины. Вопрос с созданием там лицеев остается открытым, а заменить их могут в лучшем случае частные учебные заведения, а в худшем – рекрутинговые агентства, привлекающие свежую рабочую силу для работы за рубежом.

Кстати, после окончания 9-го класса можно и не учиться. Большинству школьников в это время исполняется 15-16 лет – легальный возраст для работы в Украине. Согласно Кодексу законов о труде, на работу не допускаются лица младше 16 лет. Как исключение, можно поступить на работу в 15 лет по согласию родителей или опекунов. Для настолько юных сотрудников, конечно же, закон оговаривает чуть меньшее количество часов работы и запрещает заниматься тяжелой и вредной работой. Возможно, подростков, которые не смогли найти свое место на учебе в старшей школе и вынуждены выйти на рынок труда, после реформы будет становится больше. Да только рабочих мест больше не становится, а значит, количество голодных и неустроенных граждан будет расти. В таком случае реформаторам следует рассчитывать на то, что демографическая ситуация в Украине и дальше будет оставаться негативной. В Украине уже сегодня около 50 живорожденных на 100 умерших, и этот показатель имеет все перспективы для дальнейшего снижения.

«Я думаю, что это планы не украинской школы, не украинских специалистов, а заграничных, которые просто хотят образование в Украине сделать неконкурентоспособным, – комментирует нормы закона о среднем образовании Владимир Фундовный. – Они уничтожают сегодня средние школы, переводя их в колледжи, лицеи и так далее. Дети будут меньше идти в старшие классы, меньше будут идти в университеты. Если раньше было 40 % людей с высшим образованием, то на сегодняшний день будет 10, 15, а то и 5 % людей с высшим образованием, которые будут искать работу. Наше общество будет становиться не глупее, но не настолько умнее. У нас будет дармовая рабочая сила, на которую будет спрос не только за границей, но и в Украине. И нанимать ее будут за копейки. А дети будут становиться менее образованными. К этому идет Европа, они хотят, чтобы и у нас так было».