Выбор предметов и особые потребности. Что изменит реформа средней школы в Украине | DOSSIER

Выбор предметов и особые потребности. Что изменит реформа средней школы в Украине

FavoriteLoadingДобавить в избранное

В Украине ученики смогут выбирать предметы, учителя будут иметь больше свободы и доплаты, а родители смогут проводить проверки

Об этом говорится в законопроекте о полном общем среднем образовании. Документ одобрило правительство на своем заседании.

Ученики смогут получить индивидуальную образовательную траекторию

По словам министра образования и науки Лилии Гриневич, в Украине внедрят индивидуальный подход в обучении школьников. А дети, которые получают образование дома, смогут зачесть свои учебные достижения и получить документ о полном среднем образовании. Кроме того, будут существовать два адаптационных цикла с учетом образовательных и психологических потребностей детей: первый – в 1-2-м классах, и второй – в 5-6-м классах.

«Именно этим законом для учащихся предусмотрены действенные механизмы построения собственной индивидуальной образовательной траектории. Для учащихся с особыми образовательными потребностями построение такой траектории – возможность для интеграции в жизнь обычной школы. Для детей, которые серьезно учатся еще вне школы, например, ходят на спорт или в музыкальные школы и так далее, – это возможность зачислить полученные не в заведении знания, а освободившееся время использовать на домашние задания или иную работу», – отметила Гриневич.

Что изменит реформа среднего образования

Для детей с особыми образовательными потребностями будут создавать индивидуальные учебные планы. Над ними будут работать совместно учителя и родители. План будет принимать педагогический совет, а утверждать директор.

Одно из важных положений законопроекта регулирует вопросы языка обучения. Предлагается три модели. Первая – для коренных народов, не имеющих собственного языковой среды и государства, которое бы развивало язык. В таком случае, преподавание с 1-го до 12-го класса будет происходить на языке коренного народа параллельно с преподаванием на украинском языке.

Читайте также на DOSSIER:  В Украине изменятся правила поступления в ВУЗы: что нужно знать абитуриентам

В документе есть также много нововведений по оплате труда и методах обучения. Они основаны на нормах закона Об образовании. Подробнее обо всех изменениях – в сюжете Радио НВ.

Законопроект предусматривает выбор предметов учащимися

Законопроект предусматривает выбор предметов учениками. Для этого могут создаваться межклассные группы из нескольких параллельных классов. В документе говорится о реальной педагогической автономии. Учителя смогут самостоятельно создавать учебные программы, разрабатывать собственные системы оценивания и поощрения учеников.

Директора школы выбирать на конкурсе с обязательными видеотрансляцией и видеофиксацией. Он сможет управлять школой не более чем два срока по шесть лет.

Родители смогут инициировать внеплановый аудит школы. Он поможет, если родители видят проблемы в работе заведения и исчерпали все возможности решить их вместе с администрацией.

Особые образовательные потребности

Индивидуальный учебный план для детей с особыми образовательными потребностями – это важная инициатива, считает директор Специализированной школы №148 имени Ивана Багряного Сергей Горбачев.

Для детей с особыми образовательными потребностями может разрабатываться отдельная программа

Он пояснил, что даже несмотря на такой индивидуальный подход, дети с инвалидностью будут проходить ту же программу, как и остальные, но подходы к обучению будут несколько иными.

Горбачев отметил, что это не только ученики, которые имеют проблемы со здоровьем, требующие особого плана, также он был бы уместным для одаренных детей, которые очень быстро воспринимают информацию.

«Если речь идет о детях с особыми образовательными потребностями, может разрабатываться отдельная программа. Точнее программа должна быть та же, но пути достижения результатов, предусмотренных программой, могут быть разными. Есть дети, которым требуется особое внимание, помощь в овладении школьной программы. Есть дети, требующие особого внимания, так как они опережают школьную программу, они одаренные. Это также дети с особыми образовательными потребностями. Темп освоения материала отличается от среднего», – отметил Горбачев.

Читайте также на DOSSIER:  "Нафтогаз України" повысил цены на газ для промышленности

Изучать то, что интересно

Одна из главных особенностей реформы заключается в том, что все образовательные решения должны приниматься на уровне триады учителя-родители-ребенок, где необходимо учесть интересы всех сторон. Об этом в комментарии Радио НВ отметила главный эксперт группы Реформа образования и науки Реанимационного пакета Наталья Шульга.

Она отметила, что индивидуальный подход и выбор предметов позволит ребенку изучать то, что ему интересно, даже если он по желанию родителей поступил в профильную школу с углубленным изучением математики или гуманитарных дисциплин. Кроме того, важно сделать так, чтобы школьники уже в 15 лет были способны выбирать свою будущую профессию.

Реформа будет стимулировать учителей получать высшую квалификацию

Шульга отметила, что реформа среднего образования будет также стимулировать учителей приобретать более высокую квалификацию, чтобы они могли предоставлять высокий уровень знаний.

«И в Америке, и в Канаде, и в Европе в старшей школе часть преподавателей вообще имеют степень доктора наук. Чем вызвана такая необходимость? Очень быстро меняется экономика мировая, очень быстро меняются экономические уклады. Школа не может быть законсервирована какой-то такой средой, там должны присутствовать люди, которые на острие этих изменений. Именно люди, которые являются исследователями, они отслеживают эти вещи, и они могут это имплементировать в образовательный процесс даже для школьников», – отметила Шульга.

На прошлой неделе на заседании правительства приняли постановление об отмене аттестатов в школах. Уже с этого года вместо них будут выдавать свидетельство о полном среднем образовании. Кроме этого, свидетельства станут доступными для лиц с недостатками зрения – их будут печатать со шрифтом Брайля.

Министр образования и науки Лилия Гриневич отметила, что аттестат существовал с советских времен. Кроме того, документ такого образца действует в Российской Федерации. Зато во всех цивилизованных странах мира эта практика не распространена.

Читайте также на DOSSIER:  Закон об образовании: Украина спросит мнение поляков