Парламент разблокировал проведение Большой приватизации. Первые предприятия могут продать уже в 2021 году. В таком случае в госбюджет поступит порядка 9 млрд грн.
В конце марта народные депутаты проголосовали за прекращение моратория на проведение Большой приватизации, который они вводили весной 2020 года из-за пандемии COVID-19. Всего в списке Фонда госимущества 23 объекта государственной собственности, которые планируется продать на открытых торгах. В Фонде считают, что в целом в текущем году в госбюджет от приватизации поступит 12 млрд грн, из которых 9 млрд грн — от продажи предприятий из списка Большой приватизации.
«Мы ожидаем, что уже летом сможем провести аукционы по приватизации «Объединенной горно-химической компании» и «Первого киевского машиностроительного завода» («Большевик»). На этих предприятиях работают инвестиционные советники, подготовка [к приватизации] находится на завершающих этапах. Аукцион по приватизации «Президент-Отеля» ожидается в III квартале 2021 года. Это будут первые предприятия Большой приватизации за последние 15 лет со времен «Криворожстали», — заявляют Фокусу в Фонде госимущества. Реализация этого плана выглядит перспективной, учитывая заявления премьер-министра Дениса Шмыгаля о том, что приватизации быть, а в 2021 году в рамках Большой приватизации продадут шесть крупных предприятий.
Впрочем, у подобных планов есть риски, и из запланированных 12 млрд грн в реальности государство может выторговать лишь несколько сотен миллионов.
«Нужно учитывать пандемию, которая может разгореться в Украине с новой силой, разногласия между правительством и парламентским большинством (программа правительства не утверждена), а также сильное противодействие прозрачной приватизации со стороны всех возможных групп влияния», — отмечает Богдан Прохоров, экономист Центра экономической стратегии.
Старые планы
Наполеоновские планы по приватизации госимущества у правительства Украины были и прежде. Например, правительство Владимира Гройсмана собиралось в 2016 году получить не менее 17,1 млрд грн, но за год продало лишь на 187,5 млн грн — это 1,1% от запланированного. Небольшой прорыв в приватизационном вопросе случился в 2017-м, когда при плане 17,1 млрд грн госбюджет получил 3,37 млрд грн, то есть план выполнили на 19,7%. Однако в 2018 и 2019 годах приватизация сошла на нет. В 2018 году планировали продать на 21,3 млрд грн, а в 2019-м — на 17,1 млрд грн. Реальные поступления, согласно данным ФГИУ, — 268,65 млн грн и 546,8 млн грн соответственно. Иными словами, несмотря на многочисленные заявления чиновников и политиков, составление списка подлежащих приватизации предприятий, проведение огромной работы по упорядочиванию данных о госимуществе, смене менеджмента на госпредприятиях, приватизация шла слабо.
Успех приватизации зависит, кроме прочего, от судебной системы —открытые по многим госкомпаниям дела попросту блокируют запуск их продажи
Этому есть объяснение. Прежде всего — громоздкая бюрократическая машина, когда разные госпредприятия находятся в управлении различных министерств и ведомств и передача предприятий ФГИУ затягивается на месяцы и даже годы. Например, в отчете Счетной палаты о результатах деятельности Фонда госимущества в 2017 году указывается на то, что Минагрополитики, Минэкономразвития, Мининфраструктуры, Минэнергоугля, Укравтодор, нарушая Закон Украины «О приватизации госимущества», не передали ФГИУ функции по управлению предприятиями, которые будут приватизированы. «Установлено, что уполномоченные органы управления определенное к приватизации госимущество передавали в органы приватизации со значительным опозданием или вообще не передавали, что делало невозможным выполнение задания по поступлению средств в госбюджет», — говорится в отчете.
Среди причин, которые тормозили приватизацию в последние пять лет, эксперты называют также слабую заинтересованность со стороны правительства и политических кругов и недостаточную компетентность Фонда госимущества.
«Прошлое руководство ФГИ не было заинтересовано в приватизации. Это особенно заметно сейчас — на контрасте с менеджментом Фонда, который сместил фокус с управления активами и оценочной деятельности на прозрачную приватизацию и аренду. Ранее, несмотря на новое законодательство, ФГИ не был драйвером приватизации. Эта функция Фонда была размыта более коррупциогенными: оценкой, арендой и управлением корпоративными правами. Сейчас, с приходом нового менеджмента, Фонд вернулся к той деятельности, ради которой его создавали, — приватизации», — отмечает Богдан Прохоров. По его словам, после смены руководства в ФГИ привлекли профессионалов с целью повысить эффективность всех процессов: максимальный переход к электронному документообороту, наполнение новым смыслом реестра госсобственности, законодательные инициативы.
Еще одним стоп-фактором для приватизации эксперты называют коррупционные схемы, при которых менеджмент госкомпаний помогает зарабатывать на госсобственности крупному частному бизнесу, реализуя его задачи, а не задачи государства. По мнению Тимура Бондарева, управляющего партнера, руководителя практики недвижимости и строительства АО Arzinger, заморозка приватизации в 2020 году произошла именно по причине незаинтересованности в продаже госкомпаний со стороны бизнес-групп.
«Основной причиной для заморозки Большой приватизации были интересы отдельно взятых бизнес-групп, которые, понимая, что их монополия подходит к концу, предпринимали все усилия и применяли все возможные аргументы для того, чтобы как можно дольше сохранить влияние относительно активов», — считает Бондарев.
В Фонде госимущества подтверждают, что проблема напрямую связана с группами влияния.
«Говоря об отсутствии Большой приватизации в прошлые годы, нужно понимать, что такие активы являются объектом интересов различных групп влияния, которые привыкли за счет налогоплательщиков и государства обеспечивать собственные финансовые интересы. Поэтому отсутствие приватизации непрофильных государственных активов, которые не являются стратегическими, можно объяснить в первую очередь отсутствием политической воли. Сегодня такая воля есть — об этом свидетельствуют не слова, а реальные действия. Даже во время запрета на проведение аукционов Большой приватизации Фонд госимущества организовал подготовку, работу приватизационных советников и стабилизацию этих активов, что приводит к увеличению их стоимости», — отметил заместитель главы ФГИУ Тарас Елейко.
Новые перспективы
В 2020 году, как уже было отмечено, Большая приватизация была заморожена по причине пандемии. Хотя ранее планировалось привлечь в госбюджет от приватизации 12 млрд грн, итоговая сумма в 2020 году — 1,8 млрд грн. Большая часть (1,1 млрд грн) — поступление от продажи киевского отеля «Днепр».
«Это результат комплексной работы по приведению данного объекта в нормальное состояние. Официально отель за год зарабатывал на уровне аренды двухкомнатной квартиры в Киеве. Поэтому Фонд при поддержке международных партнеров организовал проведение финансового, юридического и технического аудита этого актива. Была восстановлена вся документация, проведена коммуникативная работа с потенциальными инвесторами и предоставлена исчерпывающая информация об объекте. 29 участников соревновались за право собственности на открытых торгах, которые повысили цену до 1,1 млрд грн», — сообщил Тарас Елейко.
Одним из стоп-факторов приватизации являются схемы, при которых менеджмент госкомпаний помогает зарабатывать на госпредприятиях частному бизнесу, а не акционеру в лице государства
В списке Большой приватизации сегодня 23 предприятия, общая сумма поступлений в госбюджет при условии проведения по ним прозрачных аукционов может превысить $1 млрд. Среди перспективных объектов, в которых заинтересованы как украинские, так и иностранные инвесторы, — Объединенная горно-химическая компания (ОГХК), Запорожский титано-магниевый комбинат, «Президент-Отель» и др.
«Кроме ОГХК и «Большевика», в этом году рассчитывают продать «Президент-Отель» в Киеве и начать подготовку к продаже облэнерго. Мы не только получаем обращения от потенциальных покупателей, но проводим проактивную работу в направлении коммуникации с потенциальными инвесторами, предоставляем информацию об активах и консультируем по процедурам. ОГХК интересовались 16 потенциальных инвесторов, из которых 13 — зарубежные», — отметил Тарас Елейко.
Несмотря на позитивный настрой, у реализации Большой приватизации немалые риски. Как отмечают эксперты, у каждого предприятия есть скелеты в шкафу. Речь идет о факторах, которые могут повлиять как на процесс продажи активов и их итоговую стоимость, так и в целом на возможность их продать. Среди них — долги госкомпаний, а также судебные дела, препятствующие приватизации.
Например, если говорить о предприятии «Азовмаш», которое в списке Большой приватизации: Хозяйственный суд Киева в начале 2019 года признал завод банкротом и разрешил ликвидацию. По «Сумыхимпром» (тоже из списка) с 2015 года идут суды — предприятие проходит процедуру санации, а ФГИ регулярно проигрывает в судах попытки закрыть дело о его банкротстве.
У других компаний, на первый взгляд более благополучных, тоже проблемы.
«Одесский припортовый завод» — предприятие, которое ранее имело исключительные преференции: удачное расположение, хорошую инфраструктуру, современное оборудование. Оно из флагмана химической промышленности превратилось фактически в банкрота, так как ввиду участия в непрозрачных схемах производства продукции на давальческих условиях накопило огромную задолженность за газ. На данном этапе проблемы задолженности не решены, риски ее взыскания сохраняются и единственным форматом работы предприятия остается давальческая схема. В той или иной степени можно найти обстоятельства, которые помешали приватизировать и другие крупные госпредприятия», — рассказывает Сергей Тащи, адвокат, советник АО GORO legal. Даже такой лакомый объект, как расположенный в центре столицы «Президент-Отель», эксперты считают не самым простым для успешной приватизации.
«Президент-Отель» может отпугнуть инвесторов: он в аренде у частной компании до 2034 года, а туризм сейчас переживает не лучшие времена», — отмечает Богдан Прохоров.
Мечты и реальность
Эксперты уверены: если ФГИ и его новый руководитель Дмитрий Сенниченко продолжат политику максимальной прозрачности и конкурентности, то шансы и выгодно продать госкомпании, и увидеть в финале аукционов интересных иностранных игроков есть. Хотя, по мнению Тимура Бондарева, инвесторов могут отпугнуть украинские реалии и фактическое отсутствие верховенства права. С Бондаревым согласен Андерс Аслунд, аналитик Atlantic Council.
«В Украине нет верховенства закона, поскольку суды явно коррумпированы. Чтобы защитить свою собственность в Украине, нужно быть украинским олигархом. В этих условиях я был бы очень удивлен, если бы серьезные иностранные компании решились на Большую приватизацию», — отметил Аслунд.
Еще один риск — организация продаж госпредприятий «под покупателя».
«Так как очень часто в приватизацию могут вмешиваться те или иные группы влияния, то есть риски, что условия конкурсов выпишут под конкретных покупателей. Надеемся, что ФГИ обеспечит прозрачность проведения конкурсов и равноправие участников. Это в интересах государства, так как все выявленные нарушения приведут к оспариванию результатов торгов, судам и не дадут возможность получить максимальный эффект от приватизации», — объясняет Сергей Тащи.
Важно и то, как именно государство будет защищать нового владельца уже после приватизации.
«Даже если реальные инвесторы смогут выиграть соответствующие конкурсы, есть масса сомнений, насколько быстро и эффективно они смогут войти в права собственников и в дальнейшем управлять активом. Именно на этапе операционного менеджмента и получения операционного контроля начинаются самые интересные нюансы — старый менеджмент, ручные профсоюзы, правоохранительные, равно как и десятки иных контролирующих органов, суды, фактически контролируемые местными бизнес-группами, точно помогут новому инвестору в полном объеме получить «удовольствие» от удачной покупки и заставят задуматься относительно целесообразности дальнейшего инвестирования в Украину», — заключает Тимур Бондарев.