Пространственное планирование и единый геопортал данных: что меняется в земельном законодательстве

что меняется в земельном законодательстве
FavoriteLoadingДобавить в избранное

Как будет работать один из важнейших инструментов земельной реформы и с чем могут возникнуть проблемы.

 

 

Местные общины лучше, чем центральная власть, знают, как эффективно распоряжаться своими землями. Жители села больше заинтересованы в том, чтобы получить от участка максимальную пользу. Поэтому одна из задач земельной реформы — передать земельные ресурсы в распоряжение общинам.

А пространственное планирование — инструмент, который поможет территориальным общинам планировать свою деятельность комплексно, увеличить поступления в бюджеты и одновременно уменьшить коррупционные риски, упростить бюрократические процедуры и обеспечить свободный доступ к информации о земле и способ ее использования.

Пространственное планирование без преувеличения один из важнейших инструментов земельной реформы. Ведь это основа развития территорий. Пространственное распределение деятельности людей и ресурсов является важной частью стратегического планирования экономики общин.

Сейчас Украина преодолела лишь половину пути под названием земельная реформа. С начала независимости переход к рыночным отношениям поставил перед государством немало вызовов. Возможно, именно поэтому до последнего времени чиновникам и депутатам не хватало воли навести порядок в земельных отношениях и отказаться от советской модели.

Почему это тормозило развитие агросектора и сельской местности? Во времена СССР экономическая политика была ориентирована прежде всего на поддержку крупных промышленных городов. Современные же развитые страны берут курс на децентрализацию ради равномерного развития всех территорий, для благосостояния городов и сел. Украина также сделала децентрализацию своим ориентиром. И не зря, ведь опыт показывает, что общины значительно лучше, чем областные советы, а тем более центральные органы власти, знают, как вести хозяйство на земле.

С какими же проблемами сталкиваются общины? Их целый ряд, но можно выделить две главные.

Первая: общины до сих пор не имеют полномочий распоряжаться землями, расположенными за пределами населенных пунктов.

Вторая: общины не знают своих ресурсов и не могут планировать свою деятельность.

Это ухудшает условия ведения бизнеса на территории общин, особенно за пределами населенных пунктов. В конце концов местные бюджеты недополучают средства, сельская местность не развивается, а крестьяне остаются бедными несмотря на то, что работают на плодородной украинской земле.

Читайте также на DOSSIER:  Что ждет школьников с 1 сентября: в Минобразования сделали заявление

Но ситуация постепенно меняется. Государство уже достигло прогресса в развитии новой системы территориального планирования, соответствующей современным требованиям и вызовам. Это стало возможным благодаря нескольким важным шагам, например реформа децентрализации полномочий, принятие Закона «О национальной инфраструктуре геопространственных данных» и Закона о планировании использования земель, а также реформирования Госгеокадастра. Теперь важно, чтобы новые нормы начали действовать и выполнялись всеми и везде.

Доступность и открытость геопространственных данных

Бизнес должен планировать свою деятельность, в том числе по управлению землей. Много лет предприниматели в соответствии с требованиями законодательства должны были разрабатывать различные виды градостроительной и землеустроительной документации, фактически касались одной и той же территории. То есть одни документы дублировали другие. Нужно было пройти большой круг согласований, и на каждом этапе предприниматель мог испытать коррупционные риски. Опрос, проведенный USAID «АГРО», показал, что в 2020 году 42% малых и микропредприятий аграрного сектора сталкивались с коррупцией в земельной сфере.

Ситуацию должна изменить земельная реформа, в частности Закон «О национальной инфраструктуре геопространственных данных», который вступил в силу 1 января. Этот документ не менее важен, чем отмена моратория на продажу земель.

Новый закон предусматривает, что все пространственные данные и метаданные должны быть открытыми и представленными в свободном доступе. Прежде всего это дает бизнесу возможность рассчитывать, сколько времени и средств понадобится для сбора документации и согласовательных процедур. Также предприниматели будут экономить денежные и временные ресурсы, ведь сроки процедур значительно сокращены. А общины смогут контролировать все процессы по управлению земельными ресурсами и их использование. Следует подчеркнуть, что подобные системы уже действуют в Европе и США.

На основании указанного закона создан единый Национальный геопортал данных, который позволяет обрабатывать данные из различных источников и кадастров, касающиеся земельных, водных, лесных и других ресурсов и объектов на земле. Благодаря геопорталу в одном координатном пространстве, на единой картографической основе можно публиковать и интегрировать различные данные: ведомственные, частные, коммунальные, государственные, а также привлекать общины к их обновлению. Открытость данных будет способствовать развитию инвестиционного климата. Ведь инвестору больше не придется обращаться к различным органам власти и искать точки соприкосновения с ними. Вместо этого он сможет найти информацию самостоятельно. В Минагрополитики обещают, что презентуют геопортал в ближайшие недели.

Читайте также на DOSSIER:  Риски госбанков. Шесть опасных норм банковского закона 4367, принятого для МВФ

Упрощение документации по пространственному планированию для ОТГ

Летом 2020 года парламент принял Закон 711, который вводит комплексное пространственное планирование территорий общин. Ранее законодательство не содержало термина «пространственное планирование». Вместо него употребляли понятие «градостроительство», которое касалось планирования всех видов территорий, как городских, так и сельских, а градостроительную документацию необоснованно называли планами пространственного развития.

Комплексный план пространственного развития территории общины, предусмотренный новым законом, должен юридически закреплять видение и планы по использованию территории общины с учетом частных и государственных интересов. Прежде всего это касается социального и экономического развития.

Итак, Закон 711 отменяет необходимость разработки нескольких видов градостроительной документации и документации по землеустройству, охране окружающей среды и культурного наследия и устраняет возможные дублирования. Все сведения отныне содержит один документ: для территории общины разрабатывается единый комплексный план пространственного развития. Это позволяет планировать территории не по ведомственному принципу, не в пределах или за пределами населенных пунктов, а как одно целое, принадлежащее общине, и в интересах всех заинтересованных сторон: государства, общества и бизнеса.

Совершенствование управления земельными отношениями

Осталось сделать еще один шаг — принять законопроект 2194 по совершенствованию системы управления земельными отношениями. Он предусматривает передачу земель государственной собственности за пределами населенных пунктов в коммунальную собственность территориальных общин. В конце концов около 2,5 млн га перейдут в ведение ОТГ. Общины смогут отдавать земли в аренду или использовать их по-другому в интересах сообщества. Это позволит пополнить летние местные бюджеты на 4,5 млрд грн и направить средства на развитие сельской инфраструктуры.

Кроме того, законопроект призван упростить согласительные процедуры. В частности, документация по землеустройству будет проверяться только раз, а ее государственная экспертиза будет отменена. Зато органы власти должны будут предоставить всю информацию о наличии ограничений на земельные участки для внесения ее в Государственный земельный кадастр.

Указанные изменения позволят органам местного самоуправления право осуществлять пространственное планирование всей территории общины, в том числе и за пределами населенных пунктов. А значит, управлять территорией общины как единым пространством.

Читайте также на DOSSIER:  Новый проект МВФ и Евросоюза поддержит налогово-бюджетные реформы в Украине

Государство будет помогать местным органам власти в пространственном планировании и управлении земельными ресурсами. В частности, в бюджете на 2021 год предусмотрено 62,6 млн грн субвенции на разработку комплексных планов пространственного развития территорий общин.