

«Укрзализныце» нужен анбандлинг, инвестиции в обновление подвижного состава и инфраструктуры и решение проблемы убыточности пассажирских перевозок.
Об этом заявил генеральный директор Федерации работодателей транспорта Украины Владимир Гусак во время публичного обсуждения проекта Национальной экономической стратегии-2030 на тему «Развитие промышленности, транспорта и инфраструктуры».
«Украина должна наконец завершить долгожданную реформу «Укрзализныци». А именно — создание конкурентной среды на Украинской железной дороге с эффективным регулированием тех сегментов, которые останутся монопольными. То есть, необходимо завершить анбандлинг или разделения УЗ на оператора инфраструктуры, оператора грузовых перевозок и оператора пассажирских перевозок. В конце прошлого года был сделан важный шаг в этом направлении, которые были созданы в рамках АО «Укрзализныця» филиалы «УЗ инфра» и «УЗ карго». Но следует двигаться дальше и превратить те филиалы на отдельные акционерные общества со своим собственным балансом и отчетом о финансовых результатах», — сказал Гусак.
Особенно важным, по его мнению, является достижение в кратчайший срок финансовой стабильности именно оператора пассажирских перевозок.
Кроме того, Гусак считает, что это можно сделать несколькими путями: через повышение цен на железнодорожные билеты до экономически обоснованного уровня с одновременным предоставлением адресных субсидий уязвимым слоям населения, либо через прямые государственные дотации.
Эксперт также отметил необходимость принятия законопроектов о Нацкомиссии регулирования на транспорте и железнодорожный транспорт, что позволит провести комплексное реформирование УЗ.
В то же время он отметил, что одним из приоритетов для компании должно стать обновление подвижного состава и железнодорожной инфраструктуры, которая находится в критическом состоянии.
«Инвестиционные приоритеты «Укрзализныци» следует направить прежде всего на приобретение локомотивов и ремонт железнодорожного пути. Потому что уже треть украинской железнодорожной колеи имеет просроченные сроки капитальных и плановых ремонтов», — отметил Гусак.
Напомним, ранее глава «Укрзализныци» Владимир Жмак сообщал, что в 2021 году УЗ будет разделена на 4 компании, а непрофильные активы будут выставлены на продажу или переданы в концессию.
Кроме того, по его словам, УЗ планирует инвестировать в обновление подвижного состава компании и железнодорожную инфраструктуру 25 млрд гривен.
В свою очередь экономист Борис Кушнирук отметил, что УЗ станет привлекательной для инвесторов только после того, как будет проведен анбандлинг, ведь реформа «Укрзализныци» будет способствовать повышению эффективности железнодорожных перевозок.