ПОСЛЕВОЕННЫЕ ВЫБОРЫ: КОГДА СОСТОЯТСЯ И ПО КАКИМ ПРАВИЛАМ?

ПОСЛЕВОЕННЫЕ ВЫБОРЫ

Если бы не великая война, то очередные парламентские выборы должны были состояться в последнее воскресенье октября этого года. Однако народные депутаты и юристы уверены: никакие выборы к отмене военного положения по всей стране провести невозможно. Даже после победы понадобится не менее полумесяца (и это по оптимистичным оценкам), чтобы подготовить их. В Верховной Раде Украины уже работает рабочая группа по вопросам изменения избирательного законодательства вместе с международными экспертами и общественным сектором, пишет LB .

Через месяц обещают презентовать окончательную редакцию закона об определении территорий, где выборы не будут проводить. Вероятно, решение об особенностях избирательного процесса в зависимости от региона будет принимать СНБО. Для Крыма и оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей планируют ввести выборный мораторий до 2030 года.

Наибольшим вызовом станет актуализация Реестра избирателей из-за огромного количества ВПЛ, часть из которых не зарегистрирована. Дополнительная проблема – миллионы украинцев за границей, организовать процесс голосования для них – задача со звездочкой. Участков для голосования за границей не хватало еще на президентских выборах 2019 года.

Поэтому депутаты активно обсуждают вариант введения электронного голосования через действие или по почте. Хотя эта система не только дорогостоящая (как и уточнение Реестра избирателей), но и вызывает очень много вопросов по законности и защищенности.

Сейчас «слуги народа» склоняются к отмене действующей пропорциональной избирательной системы и вернутся в закрытые партийные списки.

Депутаты уже зарегистрировали два проекта о запрещении баллотироваться кандидатам от пророссийских партий. И законопроект об изменениях политической агитации в медиа, который парламент может рассмотреть в ближайшее время.

До завершения военного положения выборы невозможны

Украинские политики не способны не думать о выборах даже во время войны. Поэтому сценарии проведения выборов даже в условиях военного положения или на отдельных территориях после его упразднения в последнее время постоянно обсуждают в украинском политикуме. Однако возможно ли это сделать, не нарушая Конституцию? Некоторые собеседники предполагают, что нужно лишь изменить Закон «О правовом режиме военного положения», а вот Конституция, мол, прямых запретов проводить выборы во время войны не содержит.

Гипотетически парламент действительно может внести изменения в часть первой статьи 19 Закона Украины «О правовом режиме военного положения», которой «в условиях военного положения запрещается проведение выборов Президента Украины, а также выборов в Верховную Раду Украины, Верховную Раду Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления ». Для этого нужно всего-навсего 226 голосов.

Заслуженный юрист Украины и один из авторов Избирательного кодекса 2019 Леонид  рекомендует всем желающим изменить закон для начала прочитать Конституцию. Да, в разделе III Конституции Украины «Выборы. Референдум» действительно нет ни слова о запрете выборов во время ВС.

Однако есть статья 83 в разделе IV Конституции, где черным по белому написано: «В случае истечения срока полномочий Верховной Рады Украины во время действия военного или чрезвычайного положения ее полномочия продлеваются до дня первого заседания первой сессии Верховной Рады Украины, избранной после отмены военного или чрезвычайного положения состояния».

«Это и есть непрерывность полномочий. Действующая Рада должна работать до избрания нового и его первого заседания. Как бы кому-то ни хотелось провести выборы на волне войны и росте рейтинга», – убежден Емец.

Бывший заместитель главы ЦИК Андрей  подчеркнул, что Закон «О правовом режиме военного положения» прямо запрещает проведение выборов. Как и отмечена статья Конституции.

«Поэтому изменение закона будет нарушением ст. 83 Конституции», – заметил юрист.

Народный депутат фракции «Слуга народа» и член Комитета по вопросам государственной власти и местного самоуправления Виталий заверил LB.ua, что сценарий изменения Закона «О правовом режиме военного положения» с исключением упомянутой статьи, как и проведение выборов на отдельных территориях, где отменят такое положение, нереалистично.

«Объективно, где взять 226 голосов на такие законодательные изменения? Во-вторых, мы не можем обеспечить проведение таких выборов с учетом ключевого – безопасного компонента. Я исключаю этот вариант, как и какие-то хитрые схемы продления военного положения на отдельных территориях, а на других – проведение голосования. В противном случае, считаю, это будет прецедентом обжалования в КСУ», – сказал он.

Его коллега по фракции «Слуга народа» Никита тоже уверен, что до победы выборов не будет: «Не потому, что мы держимся за свои кресла. Ибо до окончания военных действий такие выборы будут означать легитимацию части оккупированных территорий, как было после Минска. Когда парламент выбирали именно по такому сценарию, без оккупированных территорий, будто этим признали их. Больше таких ошибок мы не допустим. Мы проводили неоднократные дискуссии о возможном проведении выборов «до», наша позиция такова: до отмены военного положения выборы проводить не стоит».

Народный депутат фракции «Голос» Ярослав  также считает, что никаких выборов до окончания большой войны не будет: «Голосов за изменение закона пока в парламенте нет. Вся эта история о выборах, по-моему, связана исключительно с «дрессированием» своих действующих депутатов, чтобы они за все голосовали. Властям не нужно сейчас проводить выборы, потому что у них и так все хорошо – полный full house. А в случае проведения выборов можно получить непонятную комбинацию».

Нардепка из Европейской солидарности Виктория В то же время убеждена, что власть реально готовится к выборам во время войны: «Если уже ведут разговоры о территориях, где голосование будет невозможным. То есть ждать полной деоккупации они не будут. Хотя, конечно, проведение выборов до отмены ВС прямо противоречит Конституции и закону».

«До нас доходит информация, что уже формируется новый блок. Будет разговор на Банковой с лидерами мнений по регионам о формировании совершенно нового политического проекта. Не «слуги народа», а новой партии власти. Возможно, это будет не один проект, а несколько… В неофициальной социологии, которую мы видели, уже меряют рейтинг партии «Азов». Жонглируют разными вариантами, – добавила она. – Любые выборы – это конец единства, потому что это всегда соревнование и борьба. В условиях полномасштабной войны мы должны соперничать только с врагом. Поэтому тот, кто нажмет на «старт» предвыборной кампании, может одновременно запустить очень опасный процесс. Ведь на самом деле уже очень много недовольных людей, у которых родные до сих пор в плену, они потеряли дома, близких, им не выплачивают обещанные компенсации. Все это может окончиться очень плохо».

О послевоенных выборах начали думать уже в начале лета прошлого года.

Однако это не значит, что к послевоенным выборам депутаты не готовятся. Сразу после местных выборов в 2020 году была создана рабочая группа по наработке изменений в избирательное законодательство. Тогда в нее вошли более 90 человек – народных избранников из разных фракций, сотрудников ЦИК, экспертов офиса Совета Европы в Украине, Ассоциации городов Украины, представителей общественного сектора: «Опоры», Фонда избирательных систем IFES, Комитета избирателей Украины, «Реанимационного пакета реформ» , движения «Честно».

«По результатам местных выборов по новой системе (открытым партийным спискам) мы увидели определенные рассогласования и моменты, которые следует исправить. В рамках этой группы мы начали работать не только по вопросу местных выборов, но и всех остальных – президента, Верховной Рады. А уже о проведении послевоенных выборов мы начали думать после мая 2022 года, когда готовились к конференции в Лугано по восстановлению Украины. Тогда мы поняли, что есть очень много проблем и вызовов для проведения любых выборов после полномасштабной войны. Эти проблемы не регулируются действующими положениями Избирательного кодекса, поэтому нам однозначно нужно будет вносить изменения и разрабатывать новые законы», – рассказала руководитель подкомитета ВРУ по вопросам выборов, референдумов и других форм непосредственной демократии Алина  («Слуга народа»).

Переформатирование округов с учетом безопасности

По словам Алины Загоруйко, в рабочей группе уже выделили несколько направлений для наработки нового законодательства.

Первый – безопасный. Ибо любые выборы можно провести только при условии обеспечения безопасности избирателей.

«У нас есть Мариуполь, был город Попасная, которого сейчас вообще нет. Тот же Бахмут, откуда недавно принудительно эвакуировали последних детей. Там остались несколько десятков пожилых людей. Фактически, многих городов уже не существует. Понимаем, что, когда эти территории будут деоккупированы, в ближайшей перспективе там все равно невозможно будет провести выборы. Ибо нет не только инфраструктуры, но и людей. Возможно, необходимо будет переформатирование избирательных округов. Или определение территорий, где выборы проводить невозможно», – объяснила Загоруйко.

Другая проблема – выборы на деоккупированных территориях. По мнению члена профильного Комитета ВРУ Виталия Безгина, в законодательстве обязательно следует учесть срок пребывания под оккупацией.

«Где было краткосрочное пребывание под оккупацией, например, той же Бучи, там автоматически восстановлено самоуправление. Другие периоды – среднесрочный или длительный – будут предусматривать введение военных администраций до следующих выборов. Если говорим о местных по графику и в случае окончания военного положения, это октябрь 2025 года. Когда же была долгосрочная интеграция в систему управления государства-агрессора, то предлагаем, чтобы местное самоуправление было возобновлено только через одну полную каденцию без выборов. Мне трудно представить, как в случае освобождения Крыма в 2023 году можно проводить там выборы и возобновлять местное самоуправление. До 2030 там тоже должна действовать военная администрация», – убежден нардеп.

По словам Безгина, все это может быть прописано в отдельном законопроекте о деоккупированных территориях.

Задача со звездочкой – обязательное принятие отдельного законопроекта о запрещении баллотироваться бывшим членам запрещенных пророссийских партий.

Еще одна составляющая компонента безопасности предстоящих выборов – обеспечение прав и свобод самих людей на конкретных территориях.

«Поэтому мы работаем над четким определением критериев: продолжаются ли обстрелы территорий, каково количество погибшего гражданского населения, есть ли заминирование, что создает опасность для избирателей. Должны обязательно полноценно работать правоохранительная, судебная, банковская системы. Еще один критерий – функционирование украинских медиа, телевидения, радиовещания, по которым люди должны получать информацию», – отметила Загоруйко.

Пока идет дискуссия, какой именно орган – СНБО, ЦИК или Верховная Рада – будет определять территории, на которых выборы не будут проводить.

В рабочей группе склоняются именно к тому, что таким органом может быть СНБО – координационный орган по национальной безопасности. Также обсуждается вариант, когда Верховная Рада будет принимать решение о невозможности проводить выборы на отдельных территориях.

Реестр избирателей: перепись или актуализация?

Депутаты и юристы говорят, что основной проблемой будет актуальность Реестра избирателей.

Во время действия военного положения реестр закрыт. После окончания полномасштабной войны сведения, например, в столице или других крупных городах можно быстро верифицировать. Но в стертых с лица земли городах и городках это нереально априори.

И главное – огромное количество ВПЛ и выехавших из Украины. Речь о миллионах людей, данные о которых необходимо будет актуализировать в рамках подготовки к выборам.

«В целом это должна быть перепись населения. Однако перепись – это долго и очень дорого. Поэтому это огромный вызов и, думаю, самая большая проблема. Мы уже ведем консультации с международными партнерами, в частности, с представителями Боснии и Герцеговины, поскольку у них есть послевоенный опыт проведения выборов, в частности, актуализации списков избирателей. Но конечно, не в таких масштабах. Наши международные коллеги из того же Европарламента на одной встрече в Страсбурге отмечали, что Европа за последние 80 лет не представала таким глобальным вызовам. Поэтому наш опыт организации послевоенных выборов будет уникальным», – сказала Алина Загоруйко.

Ее коллега Виталий Безгин добавил, что, по опросам на ноябрь прошлого года, приехавшие на новое место пребывания 77% ВПЛ уже не планируют в ближайшие годы менять его.

Поэтому для потенциальных местных выборов это будет огромный вызов. Ибо непонятно: как они будут голосовать? По месту фактического проживания или прописки? Если по месту жительства, то возникает вопрос: когда этот человек становится полноправным членом местной общины? Для этого должна быть банальная регистрация ВПЛ или ее трудоустройство с прямой или из-за работодателя уплатой налогов? Если говорить о регистрации, то львиная часть, особенно мужчин, не зарегистрирована из-за вопроса призыва, о чем нужно трезво говорить», – подчеркнул он.

Есть также предложения нормировать это через реестры территориальных общин. Впрочем, представители местного самоуправления против, ведь опция с введением изменения избирательного адреса для ВПЛ представляет большой риск возврата «избирательного туризма».

«Масштаб ВПЛ таков, что они существенно могут влиять на результат выборов. Официально только во Львове зарегистрировано 240 тысяч – это 25% голосов на местных выборах, больше разницы между первым и вторым туром выборов мэра. Это очень большой показатель. Поэтому без обновления самого Реестра избирателей провести выборы будет невозможно», – убежден Безгин.

Андрей Магера также согласен с тем, что актуальность и достоверность действующего Государственного реестра избирателей под вопросом.

«Но это не значит, что нужно делать новый реестр. Необходима актуализация баз данных. Для этого нужно принять отдельный специальный закон, предусмотреть обязанности разных государственных органов в этой связи, начиная от ЦИК, заканчивая органами местного самоуправления, – предложил он. – ЦИК должен знать, где теперь избирательный адрес избирателя. Это займет некоторое время. Не месяц, не два и даже не три. Даже полгода, по моей оценке, это очень оптимистичный сценарий. Все это будет очень дорого стоить. Однако другого варианта я не вижу.

Голосование за границей: новые участки или электронное через Действие?

Только на январь 2023 года, по данным ООН, количество выехавших после начала полномасштабного вторжения украинцев достигло почти 8 млн. Дополнительно проблема заключается в том,

что кто-то из этих людей стал на консульский учет, а кто-то – нет. Поэтому точной цифры избирателей за границей никто не знает.

Для реализации их избирательного права возникает другой вызов. «За границей у нас очень мало участков. И это связано не только с нашим законодательством, но и с законодательством других стран. По законам участки открывают исключительно в помещениях посольств и консульств. Последние президентские выборы 2019 уже продемонстрировали их брак. Например, в Польше и Германии, наиболее принимающих наших беженцев, уже в 2019 году были километровые очереди. А что говорить сейчас, когда количество украинцев многократно увеличилось? Знаю, что ЦИК уже начал диалог с МИД, они ищут какой-то путь, прорабатывают разные варианты. Для открытия дополнительных участков многим странам нужно будет менять внутреннее законодательство», – объяснила Алина Загоруйко.

Еще один сценарий – голосование онлайн: через приложение «Действие» или по почте для переселенцев за пределами Украины.

«Эта тема активно обсуждается. Мы обсуждаем с международными партнерами возможность, но больше риски электронного голосования. Или еще один альтернативный вариант – почтовое голосование. Впрочем, все это потребует больших финансовых затрат. А с другой стороны – это вопрос доверия к результатам такой формы выборов. Украинцы не доверяют почте и интернет-технологиям, – убеждена Загоруйко. – Конечно, мы изучаем опыт других государств, видим тенденцию, когда часть отказывается от электронного голосования (Ирландия, Германия, Нидерланды, Великобритания и Швейцария), а в некоторых государствах использование такого способа голосования дает повод оппозиционным силам сомневаться в результатах выборов, что может привести к социальному напряжению (Бразилия, Бахрейн, Кения). Единственным положительным примером онлайн-голосования является Эстония,

Безгон в свою очередь обратил внимание, что в контексте даже частичного онлайнового или почтового голосования для избирателей за рубежом все равно возникает вопрос безопасности результатов выборов: «Сможем ли мы обезопасить систему от хакерских атак? Хотя с точки зрения обеспечения избирательного права, это самый простой вариант. Поэтому продолжается колоссальная дискуссия».

Впрочем, даже если вопрос безопасности будет решен, остаются другие проблемы. В частности, статья 71 Конституции Украины говорит, что выборы должны проходить путем тайного голосования. Как обеспечить тайну голосования в приложении, требующем авторизации, – вопрос открытый. Как и вопрос контроля со стороны субъектов выборов за голосованием в Действии.

«В действии нужно вводить личную информацию. Тайна голосования обеспечить там невозможно априори. Однако власти все равно рассматривают эту возможность», – отметила Виктория Сюмар.

Изменение избирательной системы

Вопросы изменения избирательной системы начали обсуждать еще до 24 февраля 2022-го. Поскольку местные выборы 2020 года по новому Избирательному кодексу (по партийным спискам, когда избиратель выбирал не только партию, но поставил галочку за конкретного кандидата от нее) показали на практике сложность такой системы.

Действующие депутаты-мажоритарщики (которые выбирали еще по смешанной системе в 2019-м), разумеется, лоббируют возвращение мажоритарки.

Алина Загоруйко убеждена: на первые послевоенные выборы следует вернуть обычную пропорциональную систему.

«Ее можно ввести только однократно с учетом послевоенного периода. Поскольку действующая модель действительно сложна в администрировании и логистике. Но конкретного законопроекта или поручений руководства парламента по разработке такого проекта еще нет», – рассказала руководитель рабочей группы.

Виталий Безгин в то же время предположил, что пригодной для следующих выборов может быть система с закрытыми партийными списками или смешанная, действующая до 2019-го.

«Закрытая – оптимальная для администрирования. Нет округов, нет острой потребности в полевой работе, все будет централизовано. Но вопрос закрытых списков оборвет связь территорий с народными депутатами. Все будут сидеть в Киеве и заниматься исключительно государственными вопросами. Это плохо. В общем, уже 95% депутатов понимают: действующая избирательная система не рабочая, учитывая новые реалии», – убежден он.

По мнению Ярослава Железняка, власти могут попытаться вернуться к закрытой пропорциональной системе, ссылаясь на войну: «Мол, это более простая система. Однако я пока не вижу необходимого количества голосов в парламенте за такое изменение ИК. Ведь даже часть «слуг» не будет голосовать, потому что не попадет в будущем в список».

Леонид Емец в свою очередь отметил, что закрытая избирательная система позволит сформировать полный состав парламента (450 нардепов) даже без Крыма и Донбасса. «Ведь будут представлены закрытые списки от партий. Хотя риски такой системы всем давно известны: коррупция и абсолютная власть партийного руководства по формированию списка и кандидатам».

В то же время, он высказался против возвращения мажоритарной составляющей: «Почему это плохо? Потому что средний показатель репрезентативности победителя-мажоритарщика – это 15-20%. С явкой 54-55% на выборах в ВР в округе по факту только 20% голосуют за победителя. От общего количества избирателей это вообще 7,5% тех, кто имеет своего депутата в Раде. А больше 90% не имеют. Это, мягко говоря, не совсем справедливая система».

Поэтому, по его мнению, не стоит менять действующий ИК по открытым партийным спискам. «Это представительная демократия».

Андрей Магера также напомнил, что президент Владимир  и его «Слуга народа» еще во время предвыборных кампаний обещали пропорциональную систему с открытыми списками: «Обещание-порно, но его надо выполнять, а не менять систему на закрытую… Мы уже несколько раз возвращались в этой коррупциогенной системы. В последний раз это делал  ».

Новые правила предвыборной агитации

Пока все вышеупомянутые законопроекты готовят, в Верховной Раде уже зарегистрировали изменения в Избирательный кодекс Украины относительно усовершенствования регулирования информационного обеспечения выборов и осуществления предвыборной агитации 8310.

Один из его авторов, председатель Комитета по гуманитарной и информационной политике Никита Потураев рассказал LB.ua, что его принятие прописано в рекомендациях Совета Европы.

В законопроекте есть норма об отмене ограничения доступа журналистов на публичные мероприятия, связанные с выборами. Это, например, помешает партиям проводить закрытые съезды без прессы.

Также прописаны обязательные требования к маркировке агитации в СМИ. В частности, в онлайн-медиа с целью указания заказчиков, уплаченных средств – соответственно это можно будет проанализировать в финансовых отчетах.

Авторы законопроекта также предлагают уточнить право кандидата или партии обратиться к субъекту в сфере медиа в случае распространения информации, которую они считают недостоверной, с требованием опубликовать ответ (такая норма уже есть в законе об информации).

«В законе об информации эта норма размыта. Мы предлагаем, чтобы кандидат получал право на ответ, только когда обнародованной информации нет в его программе. Если информация соответствует программе, никакого права на ответ он не получит. Если журналисты что-то придумали и написали, что не соответствует программе, то такое право будет», – пояснил Потураев.

«Во время агитации субъект избирательного процесса, размещая статью, где упоминается другой кандидат или партия, должен уплатить определенную сумму. Чтобы этот оппонент, имея право на ответ, делал это на средства первого субъекта», – добавила Загоруйко.

Проект оставляет день тишины, хотя рабочая группа предлагала отказаться от такого ограничения.

Виталий Безгин отметил, что документ будет точно нуждаться в доработке до второго чтения (в случае принятия за основу), потому что глобально он не решает проблемы борьбы с fake news и их влияния на выборы в онлайн-сфере: «Последние исследования показывают, что украинцы больше доверяют и получают информацию через телеграмм-каналы, а не классические медиа. По моему убеждению, именно анонимные ТГ-каналы – это самая большая угроза в этой области. Очевидно, нужно предусмотреть нормы в законе о необходимости раскрытия информации об их бенефициарах. Поэтому я буду готовить свои правки».

Когда пройдут выборы?

Если бы не полномасштабная агрессия, очередные парламентские выборы должны состояться уже в последнее воскресенье октября этого года. Президентские – в последнее воскресенье марта 2024, а местные – осенью 2025-го. Правда, еще до вторжения была дискуссия внутри «Слуги народа» о возможности конституционного представления об очередности парламентских и президентских выборов. Но этот вопрос отложили – по крайней мере, до отмены военного положения. Но даже после его завершения провести выборы через несколько месяцев не удастся.

Андрей Магера уверен, что в октябре этого года очередные парламентские выборы провести будет невозможно ни при каких условиях: «Поэтому потребуется механизм запуска после очередных выборов из-за невозможности проведения очередных. В ИК этот вариант выборов не прописан. Его нужно будет выписать. Затяжка, конечно, возможна. Впрочем, если мы объявили, что идем в ЕС, то должна быть правовая определенность».

С ним согласен Виталий Безгин, говоря, что на подготовку послевоенных выборов понадобится минимум пол года: «Истории, когда отменили военное положение, а через неделю месяц или две уже провели выборы, – это технически невозможно».

Уже в апреле запланировано несколько встреч рабочей группы парламента с представителями Совета Европы, на которых продолжат обсуждать послевоенные вызовы организации выборов, соответствие действующему законодательству и возможность проводить их.

 

volynnews.com