Экономист Ирина Коссе объясняет, что происходит на самом деле
Польские перевозчики с 23 ноября угрожают полностью перекрыть границу для украинских грузовиков. Протест может распространиться и на украинско-словацкую границу. Так они якобы защищают от украинских перевозчиков европейский рынок автоперевозок в размере €368 млрд, по данным сервиса Statista. Почему они протестуют на самом деле, какова цена вопроса и есть ли у Украины рычаги влияния, чтобы деблокировать границу? Блицинтервью с Ириной Коссе, старшей научной сотрудницей Института экономических исследований и политических консультаций.
«Если поляки перекроют пункт «Медика – Шегини», можно констатировать: торговля с Польшей автотранспортом полностью заблокирована», – говорит Ирина Коссе, старшая научная сотрудница Института экономических исследований и политических консультаций. Она с 2011 года изучает экономические отношения Украина – ЕС.
6 ноября польские перевозчики заблокировали три крупнейших пункта пропуска между странами. С 23 ноября они грозятся перекрыть последний доступный для проезда грузовиков пункт «Медика – Шегини». Блокада может продлиться до 1 февраля 2024 года. В среднем один день простоя из-за забастовки на польско-украинских пунктах пропуска наносит одной украинской компании около 1 млн грн убытков, подсчитала Европейская Бизнес Ассоциация.
Украина предупредила ЕС о предкризисной ситуации, сообщил 20 ноября заместитель министра экономики, торговый представитель Украины Тарас Качка в эфире телемарафона «Единые новости». Однако до реальных шагов пока не дошло: потенциально против Польши могут применить «карательную процедуру», сообщил польскому RMF FM представитель Еврокомиссии 16 ноября. До этого несколько раундов переговоров с польскими протестующими претерпели фиаско.
По состоянию на утро 22 ноября в направлении Польши ожидают 2700 грузовиков. Словацкие перевозчики тоже могут перекрыть границу, если украинско-польские переговоры провалятся, заявил словацкому TASR глава местного союза перевозчиков UNAS Станислав Скала. На кону – часть европейского рынка грузовых перевозок стоимостью €368 млрд по оценке Statista на 2022 год.
Каковы причины блокады, связана ли она с выборами в Польше, почему Украина не может пойти на уступки и каковы будут последствия для экономики, если к протесту присоединятся перевозчики Словакии, Румынии и Венгрии.
Блицинтервью с Ириной Коссе сокращено и отредактировано для ясности.
Об убытках, дефиците импортных товаров и распространении блокады
Как вы оцениваете убытки для украинской экономики от одного дня простоя? Какими они могут быть через две недели?
В первые дни блокады перевозчики теряли €166 000 в день, но тогда из-за заблокированных пунктов пропуска автомобили хотя бы частично пропускали, так что около 300–400 грузовиков в день проезжали. Сейчас ситуация намного усложнилась: блокада распространилась на цистерны с горючим, поэтому потери для экономики еще больше, но подсчитать их очень сложно.
Как блокада уже повлияла на цены в Украине
Из-за блокирования границы с Польшей зафиксированы дефицит и рост цен на сжиженный газ на 30% – с 27 грн до 35 грн за литр, сообщил директор Консалтинговой группы «А95» Сергей Куюн 21 ноября. Польша обеспечивала треть украинского импорта сжиженного газа.
Какие торговые позиции блокада затрагивает больше и как именно? Может ли возникнуть дефицит на импортные товары?
Это уже влияет на наш внутренний рынок: из-за того, что мы не можем ввезти горючее, особенно автогаз, создается дефицит, цены на топливо растут и это в конечном итоге влияет на общую инфляцию.
Кроме горючего мы завозили автотранспортом из-за границы автомобили, в том числе для фронта. Волонтеры жалуются, что не могут ввозить необходимое для фронта. Также мы импортируем автотранспортом пищевые продукты, изделия из пластмассы.
22 ноября блокировщики грозятся перекрыть еще один пункт пропуска – «Шегини – Медика». Насколько это может усугубить ситуацию?
«Шегини – Медика» – единственный пункт пропуска из не перекрытых 6 ноября, пропускавший грузовой транспорт. Теперь можно констатировать: если заблокируют «Шегини – Медику», то торговля с Польшей автотранспортом будет заблокирована.
Вы бы назвали это второй торговой войной с Польшей после зерновой?
Судя по методам, которыми польские перевозчики добиваются своих целей – да, это торговая война. Но сейчас я бы избегала такого четкого клеймения, поскольку мы не знаем точек зрения польского правительства и не знаем, как оно к этому относится.
Попытки заблокировать границу предпринимают также словацкие перевозчики. Что именно ими движет и видите ли вы возможные решения?
Также видела сообщение, что к требованиям польских коллег присоединяются перевозчики Словакии, Венгрии, Чехии, Литвы. Если вспомнить, как разворачивался аграрный конфликт, то, прогнозирую, и в этот раз они могут быстро присоединиться. Если они присоединятся, это будет катастрофа.
Самое важное их требование – вернуть разрешительную систему для украинских перевозчиков. Цель – закрыть рынок ЕС для украинских перевозчиков.
Чего хотят польские перевозчики
Польские перевозчики выдвинули Украине шесть требований, сообщил в интервью Forbes 1 ноября заместитель министра развития общин, территорий и инфраструктуры Сергей Деркач:
— вернуть систему разрешений для украинских перевозчиков;
— усилить для иностранных перевозчиков правила перевозок по ЕКМТ;
— запретить регистрироваться компании в Польше, если финансы компании находятся не на территории ЕС;
— создать отдельную очередь для польских перевозчиков в «єЧерзі» для авто на номерах ЕС;
— создать отдельную очередь на всех границах для пустых фур;
— предоставить польским перевозчикам доступ к системе «Шлях».
О настоящих намерениях польских перевозчиков, влиянии России и возможностях Украины
По вашему мнению, эти протесты – следствие временного безвластия в Польше? Имеют ли они политическую поддержку и могут ли подпитываться Россией?
Голоса недовольства звучали и до этого, еще в прошлом году. В октябре около 70 грузовиков проехались по улицам Варшавы и устроили митинг. Тогда на него не обратили внимания, поэтому никто не был готов, что это выльется в перекрытие границ.
С подозреваемой «рукой Москвы» не все однозначно: она, может, и подпитывает протесты, но настроения среди польских перевозчиков таковы и без РФ. Они недовольны, что украинские грузовики ездят по польским дорогам и забирают их заказы.
Тогда какова цена вопроса? Как изменилась структура европейского рынка перевозок с началом действия транспортного безвиза? В МИУ отмечают, что 85% украинских перевозчиков переезжают границу и сразу возвращаются в Украину. Почему тогда такое сопротивление?
Ограничение разрешениями, которые действовали до российского вторжения, мешало нашему рынку развиваться. Каждый год польская сторона пыталась уменьшить их количество для Украины, поэтому в конце года были постоянные ссоры вокруг этого. Но для поляков это была гарантия, что к ним не заедут более 160 000 грузовиков из Украины, как в 2021 году. Сейчас, по данным польской стороны, к ним уже заехало свыше 500 000 авто, то есть в три раза больше, чем до войны.
Большинство украинских водителей действительно привозят товары и сразу же возвращаются обратно. Но часть компаний регистрируют филиалы в ЕС – в основном, чтобы облегчить финансовые операции, то есть без активного флота. Насколько это часто – пока непонятно, четкой статистики нет, за год это где-то 15–20% роста.
Запрет для украинских компаний регистрировать свои филиалы в ЕС – одно из требований поляков во время блокады. Но следует помнить, что гораздо чаще под видом украинских компаний в ЕС регистрируют сами поляки, чтобы иметь возможность нанимать украинских водителей. Потеря доступа к украинским водителям с началом войны – одна из причин их неудовлетворения: в самой Польше их не хватает. Сейчас если ты украинский водитель, но работаешь на польскую компанию и ездишь на фуре с номерами Польши, заехать в Украину и вернуться в Польшу не получится, ведь бронирование действует только для украинских компаний. Поэтому поляки требуют, чтобы Украина открыла для польских перевозчиков доступ к своей внутренней системе «Шлях».
Почему это так важно для поляков? Насколько силен у них рынок перевозок и почему они так боятся Украины?
Польские перевозчики приносят Польше 7% от ВВП. Именно они очень долго были связующим звеном между Западной Европой и Россией, благодаря чему неплохо зарабатывали. Из-за войны Польша потеряла доступ к рынкам РФ и Беларуси. Они пытались восстановить свое положение благодаря наращиванию доли перевозок в Украине. Но оказалось, что здесь много своих перевозчиков, и те достаточно «зубасты», чтобы защитить себя.
Впрочем, компании, зарегистрированные в Украине, пока не представляют угрозы для польских перевозчиков, поскольку не могут перевозить товары между странами ЕС. Когда Польша стала частью ЕС, именно благодаря таким перевозкам полякам удалось отвоевать себе весь европейский рынок: у них были гораздо более низкие ставки фрахта, более дешевая рабочая сила. Для понимания: в первые годы после вступления в ЕС польские перевозчики фактически захватили рынок Германии – крупнейшего игрока рынка перевозок. Теперь они боятся, что украинцы поступят с ними точно так же.
Может ли Украина как-нибудь противостоять блокаде?
Ассоциация международных перевозчиков Украины готовит иск против польских митингующих, поэтому это один из путей. Что еще мы можем сделать – сложно сказать, ведь создается впечатление, что требования перевозчиков – не столько для того, чтобы урегулировать ситуацию и найти какой-то компромисс, сколько для того, чтобы достичь какого-то политического решения. Какого? Никто пока не понимает.
Вернуть сейчас разрешительную систему даже юридически невозможно, об этом уже высказалась Еврокомиссия, поскольку договор о транспортном безвизе будет действовать до июня 2024-го.
Но польские митингующие эти аргументы не воспринимают. Ожидаем, что уже новое польское правительство, возможно, сможет их убедить.
А существуют ли у Еврокомиссии какие-то реальные рычаги влияния на тот случай, если польское правительство не сможет их убедить?
Можно посмотреть на опыт, как Еврокомиссия поступает с другой страной ЕС, которая часто тоже не придерживается европейских норм и правил – Венгрией. В таком случае венграм перекрывают доступ к европейским деньгам, и часто это заставляет их менять свое мнение. Польша сейчас очень сильно зависит от финансирования из фондов ЕС, поэтому, если конфликт зайдет в тупик, думаю, это единственный путь для Еврокомиссии немного привести соседей в чувство.
Уляна Букатюк
Forbes