Украина вошла в предвыборную осень. Хотя президентская кампания-2019 официально начнется только через несколько месяцев, но информационное пространство уже заполонила политическая реклама. Накануне очередных выборов 24 канал решил напомнить, как агитировали когда-то и к каким манипуляциям прибегали кандидаты на пост главы государства, чтобы победить.
Серию публикаций о рекламе в Украине продолжаем анализом президентской кампании 2014 года.
Выборы Президента Украины-2014: когда, как, почему и кто
Эти избирательные гонки прошли раньше срока, определенного законодательством, из-за событий Революции Достоинства. Сначала они были запланированы как дежурные на 2015 год, но после побега Виктора Януковича и его устранения с поста президента 22 февраля 2014-го переназначены на 25 мая того же года.
Официальное начало избирательной кампании стартовало 25 февраля. В условиях войны Верховная Рада не поскупилась и выделила на нее 1 миллиард 965 миллионов гривен.
Внешняя и внутриполитическая ситуация для страны была крайне напряженной: Россия оккупировала Крым и начала военный конфликт на востоке Украины. Эти события привели к возникновению проблем при подготовке к выборам. Так, проведение выборов на территории Автономной Республики Крым и города Севастополя оказалось невозможным. Но около 6 тысяч крымчан имели возможность проголосовать в других регионах Украины. Ситуация на Донбассе была не лучше. Там не открылись более половины участков: в Луганской области выборы проходили в 2 округах из 12, в Донецкой – в 7 из 22.
Главная электоральная битва развернулась между кандидатами от демократического лагеря, бывшими «оранжевыми» союзниками – Петром Порошенко (в пользу которого от возможности занять главное кресло страны отказался Виталий Кличко) и Юлией Тимошенко (не так давно освобожденной из тюремных стен). Некоторых других кандидатов на политическую волну этих президентских выборов вынес Евромайдан (к примеру, Дмитрия Яроша, Ольгу Богомолец и того же Порошенко), еще одни вдруг решили попробовать свои силы (Анатолий Гриценко и Сергей Тигипко, здесь же Тимошенко), а кто-то не постеснялся своей партийной принадлежности (Михаил Добкин). Всего к участию в выборах Президента Украины в 2014 году был допущен 21 претендент. Подробнее вспомним, какой была политическая агитация самых популярных из них.
На стиль политической рекламы во время президентской кампании 2014 года повлияла общественно-политическая ситуация в Украине
Жизнь «по-новому»
Один из самых богатых политиков Украины, медиа-символ Революции Достоинства Петр Порошенко предложил украинцам «Жить по-новому». Политтехнологи Порошенко сделали ставку на стремление людей к переменам. В его рекламе был использован красный цвет как на символ активных действий, а его лозунг обещал, что рано или поздно страна обновится.
Политическая реклама Порошенко в апреле-мае 2014 года была «аскетической»
От главного претендента на пост президента ожидали гораздо более интересной кампании – хотя бы в силу ее бюджета
Голоса за Порошенко действительно стали решающими: политик выиграл президентские выборы-2014, набрав почти 55% голосов
«Попытка номер два» для Тимошенко и Гриценко
Первым громким заявлением Юлии Тимошенко во время второй попытки баллотироваться в президенты стал отказ от политической рекламы. Экс-премьер и освобожденная политическая заключенная объясняла это тем, что «выбрасывание огромных средств на билборды и дорогие телевизионные ролики, когда на границах Украины стоят российские танки, аморально».
Тимошенко обещала вернуть Крым, ликвидировать зависимость Украины от России, «сломать хребет коррупции» и предоставить стране безвиз, – лозунги, которые были созвучны с обещаниями других кандидатов.
Леди Ю призвала кандидатов отказаться от политической рекламы, но билборды со «скрытой агитацией» ее персоны все же «маячили» в различных регионах страны
В очередном избирательном рывке штаб Тимошенко пытался отмежеваться от прежних ошибок. Для этого ей даже изменили имидж: исчезла традиционная коса, появились новые месседжи («Защитим Украину», «Восстановим справедливость»).
Изменения в имидже и риторике Тимошенко можно увидеть и услышать в ее Пасхальном приветствии 2014 года
Еще один «бывалый» участник президентской гонки – бывший министр обороны Украины Анатолий Гриценко –не слишком заморачивался с собственной электоральной кампанией. У него не было политической программы, команды или партийной сети. Зато он имел хороший рейтинг и, что самое главное – средства на массовую рекламу.
Гриценко в камуфляже уверял с билбордов, что «Украина будет в безопасности», если он станет президентом
Наружная реклама во время президентской гонки в 2014 году
Кандидаты-«регионалы»: Добкин, Тигипко, Бойко
«Единая страна» – главный лозунг политической агитации Михаила Добкина, который можно назвать очень актуальным для Украины во все времена. «Миролюбивая» цветовая гамма билбордов (которая, к слову, мимикрировала под стиль президентской кампании Януковича) и их удачный с точки зрения маркетинга дизайн не помогли одиозному «регионалу» набрать и 5% голосов избирателей. Кроме того, у него был серьезный региональный конкурент – Сергей Тигипко. Часть электората Добкина забрал и Юрий Бойко. Между прочим, двух последних в апреле 2014 года исключили из Партии регионов.
Щитовая реклама Добкина в 2014 году: билборды с политиком всячески калечили
Президентская кампания Тигипко в 2014 году: кандидат снова сделал ставку на экономическую тематику
«Патриотические» агитационные материалы Тигипко: бывший банкир обещал вернуть Украине мир
Кандидат революционеров
Дмитрий Ярош, один из лидеров Евромайдана, стал своего рода антагонистом политиков «восточного блока». Его предвыборная программа состояла из 10 пунктов и по большей части основывалась на требованиях Евромайдана. Он поставил себе задачу остановить российскую агрессию и модернизировать армию, навести порядок в правоохранительных и судебных органах, люстрировать чиновников и побороть коррупцию.
Президентская «пиар-кампания» Яроша
«Агрессивный патриотизм» Ляшко
Однако ни одна рекламная кампания вышеназванных кандидатов не сравнится с «смелостью» и «креативностью» предвыборной агитации Олега Ляшко. Лидер Радикальной партии решил сыграть на чувствах того электората, который был против агрессии России.
Для наружной рекламы Ляшко выбрал эпатажный образ: в вышиванке и с вилами в руках он обещал разогнать всех коррупционеров в Украине
Политтехнологи Ляшко активно использовали военную тематику: так появилась серия билбордов, где он жмет руки военным в окопах и обещает вернуть Крым.
Билборды Ляшко были «радикальными»
Политическая реклама Ляшко играла на патриотических настроениях украинцев
Некоторые лозунги «радикального кандидата» откровенно пугали избирателей, например призыв «Смерть оккупантам».
Агрессивная» щитовая реклама Ляшко
В целом, эта стремительная президентская кампания была лишь «аперитивом» к внеочередным парламентским выборам-2014, накануне которых политические силы буквально штурмовали украинцев агитацией с билбордов, телеэкранов и печатных СМИ. Но подробнее об этом – в следующих публикациях 24 канала, посвященных политической рекламе в Украине.
Зачем нужна политическая реклама и что это такое?
Политическая реклама необходима политикам, чтобы формировать свой электорат и убедить людей голосовать только за них. Она является важной частью политического процесса в демократических странах, в том числе и в Украине. Политической рекламой считаются любые не запрещенные законами Украины печатные, устные, звуковые и аудиовизуальные виды и формы идейного влияния на избирателя, которые убеждают в преимуществах определенного кандидата или политической организации над другими.