Почти половина добросовестного украинского бизнеса страдает от налогового беспредела — бизнес-омбудсмен

от налогового беспредела

В декабре прошлого года бизнес-омбудсмен по своей инициативе начал расследовать проблему

Свежий отчет Рады бизнес-омбудсмена показал в Украине чрезвычайно тревожную тенденцию: в конце прошлого года проблемы с Налоговой службой имело около половины добросовестного украинского бизнеса. Произошло это из-за столь массовых блокировок налоговых накладных, что в ситуацию был вынужден вмешался бизнес-омбудсмен, пишет Виктор  в материале — «Блокировка налоговых накладных: стрельба из пушек по воробьям».

Парализовавшее бизнес блокирование налоговых накладных стало следствием несовершенного алгоритма системы, работающей в автоматическом режиме. Но критерии автоматической системы устанавливали вполне конкретные люди, усилившие их настолько, что автоматические блокировки стали массовыми.

А чтобы разблокировать только одну накладную, нужно подать несколько десятков документов. Причем нечеткие, обобщенные и формальные причины отказов указывают на желание налоговиков решать вопрос именно в «ручном» режиме.

«Учитывая, что решение о разблокировании принимается не системой, а живыми людьми в ручном режиме, здесь уже и коррупцией отдает», — говорится в материале.

В декабре прошлого года бизнес-омбудсмен по своей инициативе начал расследовать проблему.

«Мы в четвертом квартале 2022 года видели внедрение… фискальных изменений, которые ударили почти по половине украинского бизнеса, в частности, по законопослушному его большинству», — заявил бизнес-омбудсмен Роман .

Предварительные выводы Рада бизнес-омбудсмена уже обнародовала, потому что ситуация неотложна, ведь уже полгода бизнес, по сути, работает в непрекращающемся режиме налоговой проверки.

И, как отмечает Роман Ващук, еще до обнародования окончательных выводов стало понятно, что прекратить издевательство над бизнесом это задача именно для украинской власти.

Ведь к ситуации привели:

  • Изменения в законодательство, в частности в постановление КМУ №1165, повлекшие за собой непредсказуемые и непрогнозируемые государством результаты, — бизнес теперь вынужден подавать большой объем налоговой документации.
  • Непонятна спешка с изменением алгоритмов работы СМКОР. Алгоритмы СМКОР также сами по себе недостаточно точны, что приводит к остановке налоговых документов добросовестного бизнеса. Подача одного пакета документов занимает неоправданно много времени.
  • С момента запуска системы СМКОР источником проблем является отсутствие надлежащего обоснования решений налоговым органом (в частности, причин блокирования накладных, включения в перечень рисковых плательщиков и т.п.). Бизнес вынужден тратить время на выяснение обстоятельств дела.
  • Правительство наполняет бюджет за счет оборотных средств компаний. Покупатель товара/услуги не имеет права на налоговый кредит, пока накладная не зарегистрирована, а государство не возмещает за это экономические расходы.

 

Лия Ильченко