Почему власти против усиления независимости Специализированной антикоррупционной прокуратуры и при чем тут Татаров

Татаров

От самостоятельности Специализированной антикоррупционной прокуратуры зависит успех расследования коррупционных схем должностных лиц высшего уровня. Поэтому западные партнеры требуют для этого органа большей независимости. Украинские власти обещают ее предоставить, однако пока медлят. hromadske разбиралось, каковы шансы на полную независимость САП.

Без реформ не будет денег

Западные партнеры оказывают нам миллиардную поддержку, в то время как Украина обязуется провести реформы. Но «домашнее задание» власть выполняет не всегда.

В марте руководство государства пообещало Международному валютному фонду реализовать 19 задач. В частности, вернуть электронное декларирование должностных лиц до конца июля. Документ подписали президент Зеленский и премьер-министр . За это Украине утвердили программу кредитования. 15,6 миллиарда долларов должны предоставить в течение 4 лет.

Но в Верховной Раде возвращать имущественную подотчетность чиновников не торопились. И только 27 июля в первом чтении проголосовали за соответствующий законопроект.

Другое обязательство касается усиления независимости Специализированной антикоррупционной прокуратуры. Только в последние несколько месяцев САП вместе с НАБУ задержали народного депутата, главу Верховного Суда и главу Государственной судебной администрации.

«Глава представительства ЕС в Украине Матти Маасикас прямым текстом сказал мне, что одно из ключевых требований — принятие законопроекта о САП. Этот вопрос будет отражен в октябрьском отчете о выполнении Украиной евроинтеграционных шагов», — говорит лидер фракции «Голос» Александра , которая в начале июля встречалась с западными дипломатами.

Этот законопроект  Устинова вместе с главой антикоррупционного комитета Анастасией Радиной подала в парламент еще в начале года. Они предложили предоставить САП больше автономии от Офиса генпрокурора. Потому что генеральный прокурор — политический назначенец, отбираемый президентом и утверждаемый Верховной Радой.

По действующему закону руководитель САП является одновременно заместителем генпрокурора. Если же должность вакантна (например, после увольнения Назара Холодницкого САП в течение двух лет была без руководителя), отдельные важные процессуальные решения принимает не исполняющий обязанности руководителя Специализированной прокуратуры, а генеральный прокурор.

DOSSIER →  Коррупционный след: как самый влиятельный налоговик Сокур избегает ответственности за нарушения в ГНС

К тому же, только глава Офиса генпрокурора может открыть дело против народного депутата.

«Рассматривая последние кейсы, в частности в отношении  (народный депутат от “Слуги Народа”, — ред.), Костин (генеральный прокурор, — ред.) вносил сведения в ЕРДР, давал разрешение на НСРД. Однако, как мы видим, депутат не была об этим осведомлена. Объективно в этом случае он сработал как требуется. Но не исключаю, что может оказаться определенное влияние на такие истории в будущем», — считает руководитель юридического отдела Центра противодействия коррупции Елена .

Александра Устинова
Народный депутат Александра Устинова hromadske

Комитет «грохнул» законопроект

Радина и Устинова предлагали полностью вывести САП из структуры Офиса генпрокурора, реорганизовать ее в отдельный орган — аналогично областным прокуратурам. А также предоставить право руководителю САП открывать уголовные дела против народных депутатов.

Однако в комитете по вопросам правоохранительной деятельности, работа которого, по словам собеседника hromadske в Офисе президента, координируется заместителем главы ОП Олегом Татаровым, законопроект отклонили. Глава комитета Сергей в марте заявил, что создана рабочая группа для разработки нового законопроекта о САП.

Впрочем, за четыре месяца никаких новостей нет. Глава комитета проигнорировал звонки и все сообщения hromadske с вопросами о результатах проделанной работы. В то же время Андрей , которого Ионушас назначил заместителем главы рабочей группы, нам в комментарии сообщил, что группа ни разу не заседала:

«Почему так произошло? Ответ очевиден. Решения принимаются не всегда в комитете, что в нашем, что в любом другом. У нас специфическая структура демократии во время войны. Я так же жду от Сергея каких-либо решений».

Александра Устинова добавляет, что комитет принял политическое решение и сделал все возможное, чтобы как можно быстрее отклонить его законопроект.

«Этот законопроект “грохнули” в нашем комитете, а затем создали рабочую группу, и неизвестно, собирается ли она или нет. А меня как соавтора законопроекта даже не пригласили в эту рабочую группу. Все это свидетельствует о том, что история может закончиться для страны очень плохо. Если мы хотим получать макрофинансирование от Европейского Союза, придется этот законопроект принять».

Алексей Симоненко
Прокурор Алексей и народный депутат Анастасия Радина
hromadske

Наименее защищенный антикоррупционный орган

DOSSIER →  Будут не выборы, а референдум: Банковая готовит нейтральный статус без оружия и армии

Специализированная антикоррупционная прокуратура — самый незащищенный орган среди всех антикоррупционных структур, считает глава комитета по антикоррупционной политике Анастасия Радина.

«Если уволить руководителей Национального антикоррупционного бюро или Национального агентства по предотвращению коррупции можно фактически только после негативного заключения независимого аудита, то руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры — по решению Соответствующего органа, осуществляющего дисциплинарное производство, ранее называвшееся Квалификационно-дисциплиплинарная комиссия прокуроров», — объясняет Радина.

Она вспоминает случай, когда еще прошлый состав КДКП вынес выговор прокурору САП Андрею Перову, представлявшему обвинение по делу бывшего народного депутата Николая Мартыненко за то, что он якобы «хлопнул» дверью. Позже этот выговор отменил Верховный Суд.

Однако есть и более свежие кейсы, которые могут свидетельствовать о предвзятости нынешней КДКП. Например, в 2022 году орган закрыл дисциплинарное производство в отношении прокурора Алексея Симоненко. Его подчиненные осуществляли процессуальное производство по делу, где подозреваемым был Олег Татаров, однако это не помешало Симоненко пойти на празднование дня рождения Татарова. Но КДКП не увидела в этом конфликт интересов.

В Центре противодействия коррупции подчеркивают, что именно Симоненко взял дело Татарова в НАБУ и помог заместителю а выйти сухим из воды. (Дело в отношении заместителя главы ОП было закрыто в апреле 2022 года, вскоре после полномасштабного вторжения).

Это не единственное дисциплинарное производство, которое КДКП закрыла в отношении Симоненко. Уже в 2023 году комиссия пришла к выводу, что прокурору Симоненко во время войны можно отмечать Новый год в Испании. За пределы Украины он выехал на Mercedes, зарегистрированном на фирму жены львовского бизнесмена Григория Козловского. За такие действия на него подали дисциплинарную жалобу.

«Большинство людей в КДКП мало кому известны в юридической среде. Как, скажем, и сам руководитель этого органа. Почему? Так удобно власти. Ими легче управлять. Официально нет никакой связи, а неофициально они “подвязаны”. Посматривают на Банковую (Офис президента) и Резницкую (Офис генпрокурора) и принимают нужные решения. Даже самих кандидатов в КДКП, которые избираются, например, на Всеукраинском съезде прокуроров, предположительно согласовывает генеральный прокурор», — рассказывает юрист и соучредитель неправительственной организации StateWatch Александр .

DOSSIER →  "Мы убьем этот Жилищный кодекс". Интервью с главой партии "Слуга народа" Еленой Шуляк

Проблема также в том, что в КДКП нет представителей общественности, говорит доктор юридических наук Борис :

«В КГКП входят 11 членов. Трое из них назначаются уполномоченным Верховной Рады по правам человека по согласованию с комитетом ВР. Пятерых выбирает Всеукраинская конференция прокуроров. В орган назначают всего на три года. По меньшей мере, эти пятеро прокуроров планируют вернуться назад на работу в прокуратуру, поэтому зависимы от руководства Офиса генпрокурора, который может давать им негласные сигналы».

В законопроекте о САП, который отклонил парламентский комитет, говорилось также о создании новой комиссии, которая отдельно рассматривала бы жалобы на прокуроров САП.

Вероятно, парламентский комитет попытается протащить выгодный для властей документ на исходе срока выполнения требования Международного валютного фонда — до декабря 2023-го.

Євгеній Шульгат