Почему таможня снова осталась без главы

таможня снова осталась без главы

За последние три года таможенная служба получает седьмого руководителя. Но каждая кадровая перестановка мало что меняет. Почему ГТС ходит по кругу

«Самый слабый финансовый орган», «черная дыра», «воруют на сотни миллиардов» – все эти слова нередко употребляют, вспоминая Государственную таможенную службу.

В первый день февраля правительство уволило часть руководства ГТС — и.о. главы Вячеслава и первого замглавы Александра Щуцкого. Однако изменит ли что-нибудь очередная ротация фамилий?

«Это уже шестой или седьмой руководитель таможни после меня, я немного иронично к этому отношусь, потому что это как менять водителя «Таврии», которая не едет», говорит в разговоре с LIGA.net экс-руководитель ГТС Максим .

Почему очередной глава таможни ушел в отставку, и в чем главные проблемы органа — в материале LIGA.net.

Наиболее неэффективный

Претензии и обвинения в адрес таможенной службы — дело, которое в Украине никогда не заканчивается. Новый виток критики ведомство получило по итогам 2022 года из-за выполнения плана поступлений на 57%.

«Очевидно, что среди всех финансовых органов таможня является самым слабым местом. Безусловно, после БЭБ», — констатировал глава комитета Верховной Рады по вопросам налоговой, финансовой и таможенной политики Даниил .

На плохих результатах, среди прочего, отразилась трехмесячная отмена таможенных платежей, однако «с их возобновлением в июле ситуация существенно не исправилась», добавил депутат.

Ни в одном месяце таможня не собрала заложенные в плане 44 млрд грн, — разделяет эту критику замглавы профильного комитета, нардеп Ярослав .

Частичным оправданием может быть уменьшение импорта, льготы на горючее и падение экономики. «Но не на 43%», — говорит Железняк.

Более того, значительная девальвация гривни и инфляция в 2022 году, должны только увеличить поступления от таможни. Были бы, но не увеличили.

Главные проблемы

В абсолютных цифрах в 2022 году план составил 528 млрд грн. Таможня собрала всего 300,8 млрд, то есть минус 227,2 млрд гривень.

Недополучает бюджет из-за ряда факторов, говорит в комментарии LIGA.net старший экономист Центра экономической стратегии (ЦЭС) Юрий :

  • контрабанда;
  • занижение таможенной стоимости импортируемых товаров;
  • из страны выпускают продукцию нелегального производства, во время которого не уплатили налоги, значительная часть валютной выручки от реализации таких товаров оседает за границей (пример на слуху — зерно).
DOSSIER →  Вилкул: «Власть изменила значение слов и теперь люди воспринимают «реформы» не как улучшение»

Кейс так называемого «черного зерна» получил огласку после масштабных обысков на Одесской таможне в начале года. По данным следствия, сотни фиктивных компаний скупали зерновые у частных аграриев, не платили налоги и нелегально продавали зерно за границу.

Объемы такого «черного зерна» в августе-сентябре – более 1 млн тонн, или 20% всего экспорта зерновых за этот период.

В декабре Рада создала временную следственную комиссию, которая должна установить причины низкой эффективности органов, ответственных за экономическую безопасность страны, в том числе таможни. Возглавил ВСК Ярослав Железняк.

После более чем месяца работы ВСК руководство таможни осталось без должностей.

«По информации из многих источников, которую мы получили в рамках работы ВСК – как изнутри службы, так и снаружи – таможня почти полностью пронизана коррупционными историями», – говорит Железняк в разговоре с LIGA.net.

Нардеп также составил для нас свой «топ» главных схем на таможне:

  • занижение стоимости товара;
  • схемы с «сэконд-хендом» (новый товар по документам проходит как б/у);
  • контрабанда, прежде всего, вывоз «черного зерна»;
  • «пересорт» (когда одни товары по документам проходят как совсем другие).

И Железняк, и Гайдай упомянули также банальные поборы от таможенников за «решение вопроса» при ввозе товаров. В последнее время актуально было «обилечивание» льготного импорта генераторов, указывает экономист ЦЭС.

К слову, уже упомянутая Одесская таможня может похвастаться криминальной историей и по поводу генераторов.

Плохое влияние

Кроме непосредственных потерь, упомянутые проблемы оказывают и опосредованное негативное влияние на страну.

«Нелегальный импорт конкурирует с легальным и украинскими производителями, что тоже влечет за собой потери налоговых поступлений, плюс игроки этого рынка коррумпируют все украинские органы по цепочке — от таможни до судов», — объясняет Гайдай.

О последнем в разговоре с LIGA.net говорит и бывший глава ГТС Максим Нефедов: «Построена целая экосистема этих отношений. И все это должно измениться, а не только таможня».

В заключение перманентные проблемы на таможне привлекли внимание западных партнеров Украины, добавляет Юрий Гайдай: «А сейчас они оказывают Украине значительную финансовую и материальную помощь и заинтересованы в максимальной прозрачности и эффективности государства».

Что даст смена фамилий

Собеседники LIGA.net приветствуют увольнение руководителя ГТС Вячеслава Демченко, но вместе с тем отмечают — без системной реформы это мало что изменит.

DOSSIER →  Коррупционный след: как самый влиятельный налоговик Сокур избегает ответственности за нарушения в ГНС

Максим Нефедов говорит, что уже устал считать пришедших в ГТС после него.

«Есть поломанная «Таврия», она не едет. А все говорят: плохой водитель, надо его сменить, и с новым водителем она улетит. Люди со стороны, те же «соросята», говорят: Нет, машину надо разобрать, поремонтировать, инвестировать в новый двигатель, почистить ржавчину. Но все говорят: Нет, нет, это сложно, долго, а если не получится? Лучше поменять водителя и продолжить воровать бензин»

Экс-глава таможни предполагает, что следующим руководителем может стать и кто-то из СБУ или даже генерал армии: «Но назначьте туда Билла Гейтса или Уоррена Баффета, результат будет примерно тем же».

К тому же, не все руководство ушло в отставку. Ярослав Железняк рассказал, что заместитель председателя ГТС Руслан пошел на больничный. Кабмин его не уволил, а лишь отстранил.

« Черкасский – сердце этой системы, серый кардинал. Демченко там мало на что влиял, смена его на кого-то другого – это точно не плохо, но мало что изменится. Все, что я видел, как заместитель председателя комитета и глава ВСК, указывает господина Черкасского», – подчеркнул нардеп в разговоре с LIGA.net.

Железняк написал эмоциональный пост, пообещав добиться увольнения Черкасского. Сделал сообщение и Даниил Гетманцев.

LIGA.net обратилась с запросом в Гостаможслужбу с просьбой прокомментировать обвинения в коррупции, объяснить причины неэффективной работы, а также предоставить комментарий Руслана Черкасского по поводу всех обвинений.

Какая реформа нужна

Юрий Гайдай из ЦЭС тоже для начала предлагает дожать увольнение Черкасского.

В целом же собеседники LIGA.net в этом вопросе давали схожие советы.

Кадровая реформа. Набирать сотрудников на прозрачных конкурсах, а руководство ГТС на конкурсах с участием международных экспертов, как это было, например, при отборе судей в Высший антикорсуд.

Максим Нефедов добавляет — надо изменить и работу кадров в самом органе, чтобы «оторвать» таможенника от непосредственного руководителя: «потому что он его боится и слушает больше», чем киевское начальство.

Материальное снабжение. Даже самые честные люди не будут слишком эффективны, если им придется без оборудования проверять контейнеры и фуры, отмечает Нефедов.

«Таможни сейчас не принадлежит почти ничего, даже весы часто стоят на складах тех людей, которых недавно президент называл контрабандистами. Это можно решить исключительно инвестициями: купить весы, сканеры, перестроить пункты пропуска», — говорит он.

DOSSIER →  Коррупционный след: как самый влиятельный налоговик Сокур избегает ответственности за нарушения в ГНС

Железняк с этим соглашается: «У нас восемь сканеров на всю страну, нет своих пунктов пропуска, и я не уверен, что у них свои весы остались».

Законодательные конфигурации. Усилить контроль за таможней со стороны антикоррупционных органов, а также устранить пробелы в законодательстве, способствующие контрабанде, говорит Гайдай. А Железняк хочет убрать правоохранителей.

«Пока у нас на таможенном посту сидят СБУ, ДБР, пограничники, Госпродпотребслужба, которые, мягко говоря, не запомнились реформаторскими подходами, это тоже всегда будет большой проблемой», — говорит он.

Максим Нефедов добавляет еще несколько пунктов.

Внедрение IT-технологий. В любой стране можно проверять не более 2-4% всего товара, поэтому нужно проверять там, где есть риски, объясняет экс-глава ГТС.

«Нужна сложная IT-система. Это одна из немногих сфер, где разговоры об искусственном интеллекте и т.п. действительно актуальны».

Международное сотрудничество. В частности, чтобы товар не уехал из Франции по одной цене, а заехал в Украину по другой, чтобы была інтеграция программного обеспечения.

Форма работы таможни. Правительство сменило руководство центрального аппарата, но таможни —  каждая по отдельности.

«Это отдельные княжества, феодальное королевство. У них даже некоторые правила разные. И бизнесмены идут как на рынок: а что на Харьковской таможне предложат? А что на Черновицкой?», – отмечает бывший глава ГТС.

Так что идея — объединить таможню в единое юридическое лицо, убрать дублирующие бухгалтерии, юридические департаменты и т.д.

«Но если это сделать, «сладких» должностей, где можно что-то «решать», станет меньше», – подытожил Нефедов.

Калашник Павел