За последние три года таможенная служба получает седьмого руководителя. Но каждая кадровая перестановка мало что меняет. Почему ГТС ходит по кругу
«Самый слабый финансовый орган», «черная дыра», «воруют на сотни миллиардов» – все эти слова нередко употребляют, вспоминая Государственную таможенную службу.
В первый день февраля правительство уволило часть руководства ГТС — и.о. главы Вячеслава Демченко и первого замглавы Александра Щуцкого. Однако изменит ли что-нибудь очередная ротация фамилий?
«Это уже шестой или седьмой руководитель таможни после меня, я немного иронично к этому отношусь, потому что это как менять водителя «Таврии», которая не едет», говорит в разговоре с LIGA.net экс-руководитель ГТС Максим Нефедов.
Почему очередной глава таможни ушел в отставку, и в чем главные проблемы органа — в материале LIGA.net.
Наиболее неэффективный
Претензии и обвинения в адрес таможенной службы — дело, которое в Украине никогда не заканчивается. Новый виток критики ведомство получило по итогам 2022 года из-за выполнения плана поступлений на 57%.
«Очевидно, что среди всех финансовых органов таможня является самым слабым местом. Безусловно, после БЭБ», — констатировал глава комитета Верховной Рады по вопросам налоговой, финансовой и таможенной политики Даниил Гетманцев.
На плохих результатах, среди прочего, отразилась трехмесячная отмена таможенных платежей, однако «с их возобновлением в июле ситуация существенно не исправилась», добавил депутат.
Ни в одном месяце таможня не собрала заложенные в плане 44 млрд грн, — разделяет эту критику замглавы профильного комитета, нардеп Ярослав Железняк.
Частичным оправданием может быть уменьшение импорта, льготы на горючее и падение экономики. «Но не на 43%», — говорит Железняк.
Более того, значительная девальвация гривни и инфляция в 2022 году, должны только увеличить поступления от таможни. Были бы, но не увеличили.
Главные проблемы
В абсолютных цифрах в 2022 году план составил 528 млрд грн. Таможня собрала всего 300,8 млрд, то есть минус 227,2 млрд гривень.
Недополучает бюджет из-за ряда факторов, говорит в комментарии LIGA.net старший экономист Центра экономической стратегии (ЦЭС) Юрий Гайдай:
- контрабанда;
- занижение таможенной стоимости импортируемых товаров;
- из страны выпускают продукцию нелегального производства, во время которого не уплатили налоги, значительная часть валютной выручки от реализации таких товаров оседает за границей (пример на слуху — зерно).
Кейс так называемого «черного зерна» получил огласку после масштабных обысков на Одесской таможне в начале года. По данным следствия, сотни фиктивных компаний скупали зерновые у частных аграриев, не платили налоги и нелегально продавали зерно за границу.
Объемы такого «черного зерна» в августе-сентябре – более 1 млн тонн, или 20% всего экспорта зерновых за этот период.
В декабре Рада создала временную следственную комиссию, которая должна установить причины низкой эффективности органов, ответственных за экономическую безопасность страны, в том числе таможни. Возглавил ВСК Ярослав Железняк.
После более чем месяца работы ВСК руководство таможни осталось без должностей.
«По информации из многих источников, которую мы получили в рамках работы ВСК – как изнутри службы, так и снаружи – таможня почти полностью пронизана коррупционными историями», – говорит Железняк в разговоре с LIGA.net.
Нардеп также составил для нас свой «топ» главных схем на таможне:
- занижение стоимости товара;
- схемы с «сэконд-хендом» (новый товар по документам проходит как б/у);
- контрабанда, прежде всего, вывоз «черного зерна»;
- «пересорт» (когда одни товары по документам проходят как совсем другие).
И Железняк, и Гайдай упомянули также банальные поборы от таможенников за «решение вопроса» при ввозе товаров. В последнее время актуально было «обилечивание» льготного импорта генераторов, указывает экономист ЦЭС.
К слову, уже упомянутая Одесская таможня может похвастаться криминальной историей и по поводу генераторов.
Плохое влияние
Кроме непосредственных потерь, упомянутые проблемы оказывают и опосредованное негативное влияние на страну.
«Нелегальный импорт конкурирует с легальным и украинскими производителями, что тоже влечет за собой потери налоговых поступлений, плюс игроки этого рынка коррумпируют все украинские органы по цепочке — от таможни до судов», — объясняет Гайдай.
О последнем в разговоре с LIGA.net говорит и бывший глава ГТС Максим Нефедов: «Построена целая экосистема этих отношений. И все это должно измениться, а не только таможня».
В заключение перманентные проблемы на таможне привлекли внимание западных партнеров Украины, добавляет Юрий Гайдай: «А сейчас они оказывают Украине значительную финансовую и материальную помощь и заинтересованы в максимальной прозрачности и эффективности государства».
Что даст смена фамилий
Собеседники LIGA.net приветствуют увольнение руководителя ГТС Вячеслава Демченко, но вместе с тем отмечают — без системной реформы это мало что изменит.
Максим Нефедов говорит, что уже устал считать пришедших в ГТС после него.
Экс-глава таможни предполагает, что следующим руководителем может стать и кто-то из СБУ или даже генерал армии: «Но назначьте туда Билла Гейтса или Уоррена Баффета, результат будет примерно тем же».
К тому же, не все руководство ушло в отставку. Ярослав Железняк рассказал, что заместитель председателя ГТС Руслан Черкасский пошел на больничный. Кабмин его не уволил, а лишь отстранил.
« Черкасский – сердце этой системы, серый кардинал. Демченко там мало на что влиял, смена его на кого-то другого – это точно не плохо, но мало что изменится. Все, что я видел, как заместитель председателя комитета и глава ВСК, указывает господина Черкасского», – подчеркнул нардеп в разговоре с LIGA.net.
Железняк написал эмоциональный пост, пообещав добиться увольнения Черкасского. Сделал сообщение и Даниил Гетманцев.
LIGA.net обратилась с запросом в Гостаможслужбу с просьбой прокомментировать обвинения в коррупции, объяснить причины неэффективной работы, а также предоставить комментарий Руслана Черкасского по поводу всех обвинений.
Какая реформа нужна
Юрий Гайдай из ЦЭС тоже для начала предлагает дожать увольнение Черкасского.
В целом же собеседники LIGA.net в этом вопросе давали схожие советы.
Кадровая реформа. Набирать сотрудников на прозрачных конкурсах, а руководство ГТС на конкурсах с участием международных экспертов, как это было, например, при отборе судей в Высший антикорсуд.
Максим Нефедов добавляет — надо изменить и работу кадров в самом органе, чтобы «оторвать» таможенника от непосредственного руководителя: «потому что он его боится и слушает больше», чем киевское начальство.
Материальное снабжение. Даже самые честные люди не будут слишком эффективны, если им придется без оборудования проверять контейнеры и фуры, отмечает Нефедов.
«Таможни сейчас не принадлежит почти ничего, даже весы часто стоят на складах тех людей, которых недавно президент называл контрабандистами. Это можно решить исключительно инвестициями: купить весы, сканеры, перестроить пункты пропуска», — говорит он.
Железняк с этим соглашается: «У нас восемь сканеров на всю страну, нет своих пунктов пропуска, и я не уверен, что у них свои весы остались».
Законодательные конфигурации. Усилить контроль за таможней со стороны антикоррупционных органов, а также устранить пробелы в законодательстве, способствующие контрабанде, говорит Гайдай. А Железняк хочет убрать правоохранителей.
«Пока у нас на таможенном посту сидят СБУ, ДБР, пограничники, Госпродпотребслужба, которые, мягко говоря, не запомнились реформаторскими подходами, это тоже всегда будет большой проблемой», — говорит он.
Максим Нефедов добавляет еще несколько пунктов.
Внедрение IT-технологий. В любой стране можно проверять не более 2-4% всего товара, поэтому нужно проверять там, где есть риски, объясняет экс-глава ГТС.
«Нужна сложная IT-система. Это одна из немногих сфер, где разговоры об искусственном интеллекте и т.п. действительно актуальны».
Международное сотрудничество. В частности, чтобы товар не уехал из Франции по одной цене, а заехал в Украину по другой, чтобы была інтеграция программного обеспечения.
Форма работы таможни. Правительство сменило руководство центрального аппарата, но таможни — каждая по отдельности.
«Это отдельные княжества, феодальное королевство. У них даже некоторые правила разные. И бизнесмены идут как на рынок: а что на Харьковской таможне предложат? А что на Черновицкой?», – отмечает бывший глава ГТС.
Так что идея — объединить таможню в единое юридическое лицо, убрать дублирующие бухгалтерии, юридические департаменты и т.д.
«Но если это сделать, «сладких» должностей, где можно что-то «решать», станет меньше», – подытожил Нефедов.