Открытие года. Сколько будет стоить земля, если рынок таки запустят с 1 июля

FavoriteLoadingзакладки →

Формируя прогнозы на новый год, многие интересуются курсом доллара, биткойна, уровнем инфляции и ценами на рынке недвижимости. А тем временем 2021-й, согласно концепции нынешней власти, это завершение “30 лет рабства”. Речь об открытии рынка земли

Согласно окончательной версии закона, который парламент принял 31 марта 2020-го, в первые 2,5 года после открытия рынка – с 1 июля 2021 г. – можно будет покупать не более 100 га в одни руки, а затем — до 10 тыс. га. При этом право на приобретение наделов сельхозназначения будет только у физических лиц. Юрлицам такую возможность откроют с 1 января 2024 г. А вот иностранные граждане и компании (с определенными исключениями) смогут покупать землю только в том случае, если украинцы одобрят это на всенародном референдуме. Стоит отметить, что банки смогут получать землю только в порядке обращения взыскания на участки как на предмет залога (причем они должны быть отчуждены на торгах в течение двух лет со дня приобретения права собственности). Кроме того, закон запрещает продажу земли сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности. Впрочем, наш анализ показывает, что большинство из указанных ограничений можно обойти. С учетом этого, спрогнозируем параметры рынка земли в Украине после его запланированного открытия.

Главное событие, о котором забыли

Стало традицией «не узнавать» ключевые события года, как уходящего, так и грядущего. В этом 2020-м пандемия коронавируса заслонила собой наиболее знаковое событие – создание Всестороннего регионального экономического партнерства из 15 крупнейших азиатских стран с ядром в Китае. Примерно такая же ситуация и с открытием рынка земли в Украине, о котором практически никто не говорит, включая владельцев паев и потенциальных инвесторов, как внутренних, так и внешних. Хотя, по сценарию нынешнего политического сериала, это должно было стать кульминацией первых двух лет пребывания при власти президента Владимира Зеленского и его моносилы. То, что сценаристы рассчитывали на катарсис, следует из того факта, что само голосование за законопроект об открытии рынка земли было обставлено в лучших традициях исторических хроник Шекспира: ночной парламент, люди в почти что чумных масках, личное присутствие президента. А успешное голосование было подано обществу как завершение «30 лет рабства».

Однако нас больше интересует чисто практическая сторона реформы. Кто и сколько заработает на украинской земле в ближайшее время и как изменятся базовые земельные отношения.

Триада землепользователей

Нынешняя модель земельных отношений, как это ни парадоксально звучит, является основой конкурентоспособности нашего аграрного сектора (фактор доступной аренды и возможности не отвлекать инвестиционные ресурсы на выкуп земли, направляя их на новые технологии и технику). Аренда земли сформировала в Украине уникальную триаду землепользователей: личные хозяйства, фермеры, крупные агрохолдинги. Последние, кстати, и заинтересованы в открытии рынка земли, так как сегодня они конкурируют с фермерами и единоличниками за право пользования землей с помощью размера арендной ставки, которая в свою очередь зависит от уровня добавленной стоимости конечного продукта, генерируемого на данном участке. И здесь все зависит от продуктового разнообразия: фермер, выращивающий различные виды культур, зарабатывает с одного гектара больше и может предложить собственнику земли более высокую ставку аренды, чем агрохолдинг, специализирующийся на выращивании технических монокультур и зарабатывающий на вале и эффекте от масштаба. Так, у фермера средней руки уровень добавленной стоимости конечной продукции с гектара может достигать $600-800 и, соответственно, он может заплатить за аренду $150-200 за га. У агрохолдинга товарный выпуск с гектара составляет в среднем $250, а значит ставка аренды, приемлемая для него – $50–100.

В случае открытия рынка земли, в том числе официально для компаний в 2024 г., конкуренция между землепользователями будет происходить не по ставкам аренды, а по цене выкупа земли у их первичных владельцев, и здесь ключевой фактор – объем и ставка привлекаемых для выкупа кредитных ресурсов. Очевидно, что в этой гонке выигрывают именно крупные агрохолдинги, которые смогут привлекать внешние займы под 5-6% под залог земли. Естественно, сделают это не сразу, а в течение переходного периода, который установлен законом в контексте этапности открытия рынка. То есть процесс концентрации земельных наделов растянется примерно на пять лет. Учитывая, что спрос на землю в Украине будут формировать как раз крупные игроки и именно «под концентрацию», первые годы не сулят каких-либо сюрпризов, ни в части ценовой динамики, ни в части влияния на экономику в целом. Мелкие и средние фермерские хозяйства с учетом уровня их оборотных средств не смогут сформировать активный спрос на землю в масштабах целой страны.

Земель сельскохозяйственного назначения в Украине примерно 27 млн га, из которых 17 млн, или 62% передано в аренду. Как показывают данные опросов владельцев земли, продать свой надел выявляет желание примерно 10% собственников, то есть речь идет примерно о 2 млн га. Даже если желающих избавиться от наделов будет больше, в условиях уже заключенных договоров аренды защищены права арендатора на преимущественный выкуп земли в случае активации рынка.

Распределение паев земель сельскохозяйственного назначения, млн га, %

Есть еще, правда, земли в государственной собственности. Совсем недавно геокадастр предоставил президенту информацию, которая была озвучена Владимиром Зеленским и в более чувствительном обществе вызвала бы эффект взорвавшейся бомбы: из семи миллионов гектаров государственной пашни пять были якобы украдены и остались лишь два, которые и были переданы в пользование объединенных территориальных громад (ОТГ). По сути речь идет о хищении примерно $5 млрд, если взять среднюю нормативную оценку земли на уровне 25-26 тыс. грн за гектар. И это могло быть хищением века, если бы не одно «но». Земля – это не портрет Джоконды, ее нельзя «украсть». Ее можно незаконно переоформить на другого собственника. То есть при наличии эффективных судов и прокуратуры все отыгрывается назад.

Но, скорее всего, вся процедура передачи земель в ведение ОТГ и была затеяна для того, чтобы максимально усложнить упомянутое выше «переигрывание назад». Кстати, этим отчасти объясняется и неслыханная драка на нынешних местных выборах, когда бюджеты политических партий зашкаливали, а «себестоимость» депутатского кресла в некоторых случаях поднималась до $500 тыс. Основная причина – открытие рынка и передача государственной земли местным общинам для последующей продажи или сдачи в аренду.

Таким образом, суммарное предложение земельных участков сельскохозяйственного назначения на момент открытия рынка земли можно оценить в 3-4 млн га, как со стороны частных владельцев, так и со стороны государства (примерно поровну).

Гибридные покупки

Но как же ограничения на скупку земли в одни руки и до 2024 г. юрлицами? С учетом утвержденных параметров рабочей модели открытия рынка земли, на первом этапе произойдет гибридная скупка земельных наделов. Крупные компании получат возможность заключать договора купли-продажи с отлагательным условием – датой повышения лимита покупки, когда к операциям подключатся юридические лица. А условие о 10 тыс. га в одни руки обходится с помощью подставных юрлиц (на холдинг хватит 30-40).

Кроме того, крупнейшими инструментами по концентрации земли могут стать банки, которые получат землю во владение с помощью кредитно-залоговых схем (“ДС” об этом писала в прошлом году).

У местных ОТГ также будет возможность «гибридизировать» рынок земли. Тем более, что обкатанные схемы уже есть: в прошлые года активно применялись механизмы включения земель сельскохозяйственного назначения в границы населенного пункта с дальнейшей приватизацией оной на «студентов и пенсионеров». На финише землю у подставных владельцев скупали реальные собственники, а весомая ценовая дельта шла в карманы чиновников, а не в местные бюджеты. В этом году смена целевого назначения земли будет существенно упрощена, равно как и усилены полномочия местных органов власти в части контроля за оборотом земель (с параллельной деконструкцией центральных госорганов власти, которые выполняли аналогичные функции). То есть возможности обойти законодательные ограничения по покупке земли открываются широкие, как херсонская степь.

DOSSIER →   Петиция ВАР против продажи больших массивов с/х земель набрала необходимые 25 000 голосов

Еще до 2 млн га составит так называемый фиктивный рынок, целью которого будет процедура узаконивания серых схем продажи земли, активно применяемых в последние годы. Речь об эмфитевзисе (особом наследуемом и передаваемом праве пользования земельным участком), аренде с приоритетным правом выкупа и землях, выделяемых под личное сельское хозяйство. Несмотря на распространяемые слухи о том, что мораторием воспользовались схематозники, которые с помощью теневых сделок скупили все земли, объем серых механизмов получения сельхозземель, по оценочным данным, не превысил нескольких миллионов гектаров, то есть охватил порядка 10% общей площади активных наделов. Этот сегмент будет активирован после 2024-го года

Итак, суммарно рынок земли в 2021-2022 гг. составит до 4 млн га, и это на четверть будет рынок по покупке земель фермерами и единоличниками, но в основном – гибридные операции крупных компаний, банков и ОТГ.

Инвестиции в землю

Общий объем инвестиций на рынке земли в 2021-2022 гг. составит порядка $2-3 млрд, которые будут вложены в основном крупными агрохолдингами, фермерами и спекулянтами, приближенными к чиновникам ОТГ. Покупки будут осуществляться как за счет привлечения кредитных ресурсов под залог земли, в украинских банках, так и за рубежом – у западных пенсионных, венчурных и инвестиционных фондов, так и за счет внутренних ресурсов. Будет сформировано несколько слоев владельцев земли: фермеры, банки (опосредованно через кредитно-залоговые механизмы), тысячи подставных лиц, участвующих в покупке государственных наделов, переданных в ведение ОТГ. То есть будет создаваться прослойка для первичного перераспределения земельного капитала, которая скупит по дешевке, блокируя приход на рынок легальных инвесторов, которые априори не могут участвовать с серых схемах вложений. Задача данного этапа скупить все самое «вкусное», чтобы продать на пике роста цен после допуска к рынку юридических лиц и увеличения лимита продажи до 10 тыс. га, то есть после 2024-го года.

Наиболее легальными игроками в этой модели будут лишь фермеры и агрохолдинги: первые купят по закону, вторые попытаются минимизировать ценовые риски за счет форвардных контрактов на покупку земли (с отлагательным условием).

Инвестиции в землю и ценообразование на нее в будущем станут четко коррелировать с оценкой рентного земельного дохода, так как земля – это ярко выраженный рентный актив. Возникновение данной корреляции хорошо видно на примере рынка жилой недвижимости в Украине, где кривые price/rent (цена недвижимости/ставка аренды) уже четко взаимодействуют и даже становятся предметом анализа со стороны НБУ. И если аренда формируется платежеспособностью арендатора и его экономической активностью, то стоимость актива в виде недвижимости частично определяется покупателем, исходя из его ожиданий доходности. В оптимальной модели, кривая динамики аренды и цены недвижимости должны почти совпадать.

На рентную ценовую модель актива в виде земли влияет два базовых фактора: альтернативная доходность (как правило, это либо банковский депозит, либо ставка по государственным ценным бумагам) и мультипликатор рентного дохода (аренды) на определенное количество лет. В развитых странах период расчета мультипликатора составляет до 20 лет,

В предыдущие годы мы уже пытались моделировать ценовой диапазон. Сейчас базовые факторы изменились: ставку доходности следует брать на уровне 10%, а мультипликатор – на срок до 15 лет (с учетом рисков).

Средняя ставка аренды земли в Украине колеблется в диапазоне 1700-2000 грн за га, то есть стартует от $60. В прогнозах Кабмина на 2024 г. фигурирует показатель в 4000 грн, что с учетом девальвации может составить в два раза больше. По методу альтернативной ренты, получаем ориентировочную стоимость земли в диапазоне $600 (на старте рынка) – $1300 (в 2024 г.). По методу капитализации ренты и ценового мультипликатора: $900 на старте и $1900 в 2024-м на этапе зрелого рынка. В любом случае речь не идет о тех суммах, которые называют некоторые эксперты, измеряя цену на наш чернозем десятками тысяч долларов.

DOSSIER →   Петиция ВАР против продажи больших массивов с/х земель набрала необходимые 25 000 голосов

До момента полного открытия рынка земли, цена на пашню будет дисконтироваться за счет рисков «серых» схем и определяться исходя из метода капитализации арендной платы, который максимально подходит фермерам и агрохолдингам (в части заключения договоров с отлагательным условием). После 2024-го, с приходом крупных инвесторов (кто захочет купить порядка 100 тыс. на 10 структур), доминировать будет метод альтернативной ренты.

Продавцы и покупатели

Смогут ли простые украинцы погреться у этого костра? Как продавцы – частично. Сейчас землю можно реализовать в среднем за 15-летнию стоимость аренды. То есть это продажа как бы для себя, в то время как аренда – это сохранение актива для детей и внуков. Скорее всего, украинцы так и будут поступать: кто не связывает себя с этой страной или не планирует оставить после себя потомство – продаст. Кто мыслит категориями преемственности поколений – оставит в аренде. Только позиция традиционалистов будет существенно ослаблена спецификой земельных паев как товара: это все же не отдельная квартира. Пай в центре поля никому не нужен.

И если собственник последней квартиры в доме, где банк скупает жилье под офисы, продаст свою недвижимость за миллион, то владелец земли, которая окружена проданными паями – продаст ее за копейки. То есть крепкие села сохранят свою структуру землепользования, а вымирающие будут окончательно распроданы и обречены на полное исчезновение.

Бóльшие инвестиции в чернозем у нас появятся лишь на зрелом этапе рынка, то есть после 2025-го года.

Эффективность их будет определяться целостностью массива земли: от ста гектаров, цельным клином, то есть цена входного билета на этот рынок составит от $100 тыс.

Запуск под угрозой

Но не факт, что рынок таки будет запущен. В программе Кабмина Алексея а (а модель рынка была сформирована именно тем составом правительства) указано несколько реперных точек. Предполагалось привлечение предохранителей против земельного рейдерства, внесение 100% ведомостей про земельные участки в государственный земельный кадастр (до конца 2020 г.). Но прошедшее лето и осень 2020-го ознаменовались новыми битвами за урожай и землю с применением вооруженных групп, а сам кадастр так и не начал полноценно функционировать. Для фермеров обещали заложить источники дешевого кредитования, однако достаточных ресурсов в бюджете на 2021 г. на эти цели нет.

К сожалению, Украина, скорее всего, уже упустила уникальный шанс совместить две системные реформы: земельную и пенсионную, предусматривающую эксклюзив на покупку украинской земли для негосударственных пенсионных фондов: в таком случае земельная рента оставалась бы в стране и шла бы на выплату пенсий для наших пенсионеров.

А это значит, что первичное перераспределение капитала в виде открытия рынка земли по-прежнему чревато активизацией извечного гайдамацкого движения украинцев за «землю и волю». И до тех пор, пока вопрос земли и воли не будет решен по справедливости, рынок земли в Украине будет просто площадкой для применения серых схем.

Алексей